История российского кинематографа берёт своё начало в XIX веке. Однако далеко не сразу российским кинематографистам того времени удалось постичь все секреты нового вида искусства. Поначалу снимались лишь короткометражные документальные ленты, но затем стали появляться и художественные картины. Многие из них являлись экранизациями известных произведений, а затем вошли в историю отечественного кинематографа.
«Понизовая вольница» («Стенька Разин»)
Кадр из фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). / Фото: www.culture.ru
Этот фильм впервые показали на экране 28 октября 1908 года. Это была экранизация небольшого фрагмента пьесы Василия Гончарова «Понизовая вольница». В какой-то момент автор решил, что театральная постановка исторической былины требует оформления иллюстрациями, которые должны быть живыми, то есть двигаться. Но Александр Дранков, взявшийся помочь драматургу, убедил последнего в необходимости создания небольшого фильма.
Кадр из фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»). / Фото: www.gorpom.ru
Показ в театре «Аквариум» произвёл настоящий фурор, ведь по тем меркам фильмы вообще были ещё в диковинку, а в данном случае впечатлял ещё и масштаб. Александр Дранков задействовал в съёмках массовки 150 человек. Это было самое настоящее достижение.
«Портрет»
Кадр из фильма «Портрет». / Фото: www.funkyimg.com
Удивительно, но в дореволюционное время российские кинематографисты более всего тяготели к мелодрамам, которые пользовались успехом даже за рубежом. Правда, для иностранного зрителя снимали совершенно другой финал. Если россияне смотрели фильмы с тяжёлым финалом, то зарубежным любителям кино предлагались к просмотру картины с тем же сюжетом, но счастливым концом.
Кадр из фильма «Портрет». / Фото: www.fastpic.ru
В середине 1910-х стали появляться кинофильмы и других жанров. Одним из них стал выпущенный в 1915 году «Портрет» по одноименной повести Николая Гоголя. Его называют первым российским фильмом ужасов, хотя в «Кино-бюллетене» за 1918 год критики отметили, что кинематографистам не удалось в полной мере отразить сложный психологический сюжет повести.
«Пиковая дама»
Кадр из фильма «Пиковая дама». / Фото: www.vokrug.tv
Экранизация пушкинской «Пиковой дамы» в 1916 году стала фактически классикой. Режиссёр не отклонялся от сюжета, однако во время съёмок были использованы совершенно новые для того времени технологии. Одной из них стала ночная съёмка, которая была большой редкостью в то время, а ещё оператор Евгений Славинский решил использовать движущуюся камеру. Тогда ещё не было специальных тележек для кинокамер, но её роль исполнила самая обычная пролетка, принадлежавшая продюсеру Иосифу Ермолаеву.
«Аэлита»
Кадр из фильма «Аэлита». / Фото: www.wikipedia.org
Эпоху фантастики уже в советском кинематографе открыл Яков Протазанов, экранизировав роман Алексея Толстого «Аэлита» в 1924 году. Зрители приняли картину восторженно, а вот критики отнеслись к «Аэлите» с заметной прохладой. Они отмечали неудавшиеся попытки создателей фильма исправить идеологическую составляющую романа, сделавшие фильм в целом совершенно непонятным. Но даже критики признавали, что этот фильм – «выдающийся феномен», правда, слишком отошедший от сюжета самого романа.
«Неуловимые мстители»
Кадр из фильма «Неуловимые мстители». / Фото: www.ugrapro.ru
Одной из самых узнаваемых экранизаций в жанре истерн стали «Неуловимые мстители» по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Истерн имел все стилистические признаки вестерна, но действие его происходило обычно на юге Советского Союза в период Гражданской войны.
«Летят журавли»
Кадр из фильма «Летят журавли». / Фото: www.goodfon.ru
Экранизация пьесы Виктора Розова «Вечно живые» была единственным советским фильмом, который стал обладателем «Золотой пальмовой ветки». Жюри Каннского кинофестиваля отметило мастерство режиссёра Михаила Калатозова и сценариста Виктора Розова. В фильме «Летят журавли» актёры смогли передать не только ужасы войны, но и рассказать невероятно лирическую и трогательную жизненную историю. К сожалению, в Советском Союзе в то время отнеслись к полученной награде весьма сдержанно, не упомянув даже создателей эпохальной картины.
«Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир». / Фото: www.visualrian.ru
Экранизация эпохального романа Льва Толстого стала событием не только в отечественном, но и в мировом кинематографе. В первую очередь впечатлял масштаб съёмок. В некоторых сценах одновременно снимались порядка 3000 человек, для пошива костюмов использовались хорошие ткани, для воспроизведения обстановки мебель и аксессуары предоставляли из своих фондов музеи, а большой обеденный сервиз специально изготовили на Ломоносовском заводе по рисункам XVIII.
Кадр из фильма «Война и мир». / Фото: www.yandex.net
Количество локаций было просто огромным, география съёмок простиралась от Ленинграда до Закарпатья. Во время съёмок Бородинской битвы было израсходовано одной только взрывчатки 23 тонны, и это помимо ручных гранат, дымовых шашек, керосина и снарядов.
В результате эпопея «Война и мир» Сергея Бондарчука впервые в истории советского кинематографа получила премию «Оскар».
Произведения классиков мировой литературы всегда привлекают внимание режиссёров. Некоторые картины становятся настоящими шедеврами кинематографа, однако нередки случаи, когда фильм, снятый по книге, разочаровывает зрителя. Наряду с удачными фильмами слишком часто встречаются экранизации, где режиссёрское видение портит всё впечатление от прочтения самого произведения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: