Армейский распорядок дня, унизительные прилюдные наказания, круглогодичный холод и полуголодное состояние — таким был легендарный Смольный институт, воспитывавший благородных русских девиц. И не смотря на то, что из стен заведения вышли действительно легендарные женщины, образование им давали достаточно посредственное. Особое внимание уделялось этикету, кулинарии, музицированию и иностранным языкам.
Зачатки образования русских дам и «новые» женщины Екатерины II
Преподаватели Смольного. Учителя-мужчины были женатые, пожилые или с дефектами внешности./Фото: b1.culture.ru
Первые попытки наладить образование русских женщин связывают еще с Киевской Русью и периодом правления князя Всеволода Ярославича, основавшего в 11 веке Янчин монастырь. Здесь постриглась в монахини его дочь, Анна Всеволодовна, организовавшая при монастыре школу для девочек. Это учебное заведение стало первым подобного рода на Руси, а по утверждению некоторых историков – даже первым в Европе.
Девочек обучали письму, пению, швейному делу, прививали нравственность. В следующем веке подобное училище открылось в Суздале, но далее последовал долгий период татаро-монгольского господства, прервавший образовательные начинания. Новой серьезной попыткой обогатить общество «новыми» образованными женщинами считается инициатива Екатерины Великой. При идейной поддержке личного секретаря императрицы и известного деятеля просвещения Бецкого было решено инициировать открытие в империи женских учебных заведений, изолирующих воспитанниц от развращающего влияния простонародья.
Посредственный уровень образования в 12-летней изоляции
Внешний вид жилого флигеля Смольного института./Фото: birdinflight.imgix.net
В мае 1764-го указом Екатерины II была совершена настоящая революция в деле женского образования. В Санкт-Петербурге открылось первое российское и европейское государственное учебное заведение для женщин, позже названное Смольным институтом. О своих целях императрица рассказывала в письме Вольтеру, сообщая о намерениях подарить обществу любезных, безукоризненно нравственных, интеллектуально развитых барышень, образцовых жен и идеальных домохозяек.
Однако Смольный, несмотря на институтский статус, гарантировал выпускницам образование на уровне среднего. Учебная программа, изначально рассчитанная на 12 лет, приравнивалась максимум к гимназической. Воспитанниц не перегружали историей, географией, арифметикой и физикой, куда больше значения придавалось навыкам мастерского танца, безупречной осанке, игре на фортепиано, познаниям музыкальной теории, азам сервировки стола, правилам этикета и искусству гостеприимства.
Кисейные барышни на кухне./Фото: img-fotki.yandex.ru
Опуская тонкости естественных наук, наставники уделяли внимание лишь базовым моментам, способным пригодиться дамам в будничной жизни. Строгость наблюдалась лишь в обучении иностранным языкам – здесь институтки проявляли усердие. На занятиях ученицам полагалось большую часть времени молчать: задавать воспитателям вопросы и дискутировать с ними запрещалось. В институте отсутствовала библиотека и учебники по точным наукам. Один из проверяющих в те годы свидетельствовал, что старшие ученицы лишь в общих чертах знают о существовании Пушкина и Лермонтова, при этом даже не знакомы с их творчеством.
Режим и закулисье высокоморальной школы
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)./Фото: static.life.ru
Распорядок жизни смолянок был очень строг. После подъёма в шесть утра следовали молитва, умывание ледяной водой и скромный завтрак. Питаться полагалось без излишеств, поэтому утренний прием пищи обычно состоял из хлеба с маслом, каши или макарон и чая. На обед институтки получали первое и, к примеру, пирожок. На ужин же довольствовались булочкой и чаем. Среды и пятницы были постными, то же самое касалось и периода календарных церковных постов.
Расширить скупой рацион помогали карманные деньги, за которые прислуга тайно приносила еду. Доставляла неудобств воспитанницам и круглогодичная низкая температура в помещениях института, редко поднимающаяся выше 16 градусов летом, а зимой и того ниже. Гуляли девушки исключительно в пределах собственной территории, и только раз в году им позволялось посетить Таврический сад, откуда загодя выводили всех посетителей. Встречи с семьей ограничивались четырьмя часами в неделю и строго в присутствии воспитательниц. Контролировалась и переписка смолянок даже с ближайшими родственниками.
Прервать процесс обучения дочери для родителей не представлялось возможным, что регулировалось подписанной при поступлении в институт распиской. Тоска по семье безжалостно пресекалась воспитательницами, в результате чего смолянки практически не помнили события раннего детства.
Преследуя идею воспитания в девочках чистых помыслов, воспитатели использовали на уроках отдельные издания литературных классиков, где вместо текста «сомнительной» морали стояли многоточия. Вскользь упоминалась и седьмая заповедь «Не прелюбодействуй», угрожающая невинному девичьему мышлению.
Исходя из модели поведения институтки негласно делились на «парфеток» и «мовешек». Первая когорта состояла из примерных и послушных учениц, вызывавших одобрение в кругах преподавателей. «Мовешки» слыли проказницами, нередко попирали царствовавшие в институте порядки и наказывались по всей строгости институтского устава. Рукоприкладства в Смольном не было, наказания сводились к публичному позору и высмеиванию.
Жизнь после Смольного и выпускницы-террористки
Мария Закревская с гражданским мужем Гербертом Уэллсом и Максимом Горьким./Фото: jewishnews.com.ua
Многолетнее обучение в Смольном подытоживал почетный выпускной экзамен в присутствии императорской семьи. После демонстрации своих достижений по результатам испытаний всего 6 лучших выпускниц удостаивались золотого «шифра» Екатерины II, который торжественно носился на бело-золотом банте. После долгожданного возвращения в реальный мир институтки чувствовали себя в первое время совершенно беспомощными. Как вспоминала одна из выпускниц Елизавета Водовозова, после выхода за порог института она с трудом ориентировалась в пространстве, не зная даже о том, что извозчикам оплачивают проезд.
Биографии некоторых выпускниц были настолько яркими, что этих женщин уже при жизни признали легендами. О них писали книги, им посвящали киносценарии. В числе прославленных смолянок - Прасковья Гагарина, давшая пощечину самому графу Потемкину, а позже ставшая первой русской женщиной, совершившей полет на воздушном шаре. Из стен того же Смольного вышли погибшая в перестрелке легендарная «белая террористка» Мария Захарченко-Шульц; невероятно отчаянная баронесса София де Боде, возглавлявшая в 1917-м юнкерский отряд; «русская Миледи» Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, возлюбленная Горького, а позже и гражданская жена Герберта Уэллса; народная артистка, основательница советской школы арфы Ксения Эрдели.
Тем же, кто хочет подробнее проникнуться духом этого учебного заведения, очень кстати будут 30 фотографий Смольного института благородных девиц.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: