В ноябре 2018 года 27-летний американец попытался проникнуть в племя дикарей-сентинельцев с миссией донести до них Благую Весть. Адамантские острова в Бенгальском заливе – это одно из немногих мест на земле, где сегодня живут люди, не желающие общаться с чужаками, и поэтому не знающие ничего о современной цивилизации. Джон Чау готовился к этой поездке много лет и считал ее своим призванием, однако его попытки наладить с туземцами контакт закончились трагически.
У Джона Чау было детство вполне обычного американского подростка, он жил с родителями в пригороде Портленда, ходил в школу, играл в футбол. Нельзя сказать, чтобы эта семья отличалась особенным религиозным фанатизмом, но Джон с юности проникся идеями евангелистской церкви. Прочитав «Робинзона Крузо», юноша был очарован идеей выживания на необитаемом острове. Сначала мальчик осваивал навыки походов и получил награду скаута от христианской ассоциации путешественников. Затем однажды, как рассказывали родители, он наткнулся на сайт, где описывались народности, не познавшие учение Христа, и обнаружил в нем сентинельцев. Интернет-карты помогли ему сразу найти затерянный в Бенгальском заливе Северный Сентинел. Так родилась мечта стать современным просветителем и принести дикарям благую весть. Юноша рассказал родителям, что нашел дело, ради которого он был создан. Его отец, который, кстати, является практикующим психотерапевтом, позднее признался: «Я надеялся, что Джон успеет повзрослеть раньше, чем эта фантазия обернется для него бедой».
Джон Чау всю жизнь готовился к своей миссии и для этого много тренировался
Сентинельцы, которых Джон Чау на свою беду выбрал объектом миссионерской деятельности, отличаются удивительной агрессивностью. Формально эти места находятся под протекторатом Индии, однако данное племя уже около 60 тысяч лет живет практически в полной изоляции. Скудные сведения, которые ученые имеют о них, почерпнуты в основном из аэро-фотосъемок. Неизвестна даже численность этих людей. По средним оценкам, их около 250, однако более вероятно, что меньше сотни. Известно, что сентинельцы не умеют добывать огонь и поэтому старательно хранят тлеющие головешки в глиняных сосудах. Эти люди ведут жизнь охотников и собирателей. По каким-то причинам они яростно сопротивляются любым попыткам наладить с ними контакт, отстреливаясь от незнакомцев копьями и стрелами.
В 60-70-х годах ученые пытались общаться с затерянным народом, приносили дикарям подарки – еду и предметы быта, все это приходилось издали им кидать или оставлять на пустынных пляжах. Однако любые попытки чужаков ступить на остров сразу вызывали град стрел, поэтому позднее от подобных опасных экспериментов отказались. В последние годы сентинельцев исследуют с дальних дистанций или с воздуха. В 2006 году агрессивные дикари убили двух рыбаков, которые ловили рыбу неподалеку от острова, и в дальнейшем яростно отстреливались от вертолета, который был послан за телами. На сегодняшний день они являются одними из самых опасных и наименее изученных племен на нашей планете.
Индийские антропологи раздают сентинельцам кокосы. Через несколько минут контакт будет резко завершен. (1991 год)
Однако молодой миссионер выбрал для себя эту нелегкую цель и составил план из 27 пунктов, согласно которому дикари обязательно должны были услышать слова разума. Надо отдать должное Джону Чау, готовился он к делу всей своей жизни очень тщательно. Молодой человек совершил несколько поездок в Южную Америку. Миссионерское общество All Nations, с которым он был связан, уверяло в дальнейшем, что юноша обладал изрядным багажом знаний в антропологии и языкознании, проходил подготовку в качестве помощника по спасению. Для того чтобы не принести на изолированный остров современные болезни, он 11 дней провел в карантине. Правда, после того, как эта история закончилась плохо, все его поступки были восприняты по-разному. Кто-то восхищался мужеством молодого миссионера и призывал причислить его к лику святых, кто-то называл эту попытку глупой. А Ульрих Делиус, директор общества угрожаемых народов, оценил действия Чауса как «грубое легкомыслие». На самом деле карантина в 11 дней было явно недостаточно для предотвращения возможных эпидемий на острове.
Фотографии, сделанные с воздуха, позволяют получить представление о жизни сентинельцев
15 ноября 2018 года местная христианская община Порт-Блэра в Индии помогла Джону добраться до места его миссии. Доставить до острова его должны были рыбки на деревянном судне. Первая попытка контакта прошла неудачно. Джон подплыл ближе к острову на каяке и показал туземцам тунца, которого привез в подарок. Те в ответ натянули луки. Миссионер начал грести обратно так быстро, как только смог, но, когда оказался в безопасности, почувствовал недовольство самим собой. «Мне было довольно страшно, но еще больше я был разочарован тем, что они прогнали меня», – записал Чау в свой дневник, вернувшись в лодку после первого контакта с племенем. Во время второй попытки туземцы угнали каяк и выстрелили в настырного гостя, но стрела попала в экземпляр Библии, который миссионер держал в руках и пробила книгу. Вернувшись на борт вплавь, Джон был очень обескуражен, но, судя по всему, его упорство было не сломить.
Жители острова Северный Сентинел в Бенгальском заливе – одни из самых негостеприимных людей на планете
Пробитая стрелой Библия показалась Джону худшим из несчастий. Рыбаки-проводники говорили потом полиции, что молодой человек верил: самое плохое уже произошло, и ничего более страшного случиться просто не может. Кумиром Джона был Джим Эллиот – проповедник, погибший в 50-х годах в Эквадоре. Его любимой цитатой была следующая: «Миссионер не глупец, если отдает то, что не может удержать, взамен того, что не сможет потерять». Последняя запись в дневнике Чау была сделана утром следующего дня:
«Я НЕ ХОЧУ УМИРАТЬ! Но разумно ли мне уплывать отсюда, позволяя кому-то другому знакомить этот народ с Господом? (…) Абсолютная любовь прогоняет страх. Господи, наполни меня своей абсолютной любовью к этому народу! (…) Я всем сердцем надеюсь, что это не последние мои заметки. Но если это так, то слава Богу»
Одна из последних фотографий Джона Чау, сделанная им во время путешествия
Отправив рыбаков домой, миссионер вплавь добрался до острова, чтобы заново попытаться достучаться до дикарей. Через несколько дней вернувшиеся проводники видели на пляже труп Чау, но вернуть останки с острова, конечно, никто не решился. К сожалению, молодой человек погиб, пытаясь наладить контакт с одним из последних народов Земли, не знающих цивилизации. Что конкретно произошло на острове, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Поступок молодого миссионера вызвал в обществе бурное обсуждение вопроса, по которому до сих пор не найдена общая точка зрения: нужно ли навязывать свое общество тем народам, которые не хотят жить так же, как другие? Цивилизация приносит людям много благ, но она же и отбирает такие ценности как многовековой уклад, традиции, для многих народностей знакомство с более развитыми сообществами заканчивались гибелью. Поэтому часть общественных деятелей считает, что такие племена, как сентинельцы, имеют в данном случае право выбора, а весь остальной мир должен уважать их мнение. А активисты-миссионеры и любители приключенческого туризма в данном случае могут только навредить делу и подвергнуть себя ненужной опасности, что как раз и показал всему миру пример Джона Чау.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: