История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Первое вегетарианское братство зафиксировано в 1847 году в Англии. Оттуда же родом и термин «вегетарианец». Мода на ограниченное питание распространялась по миру медленно и неравномерно – с разрывом в десятилетия. В Россию вегетарианство пришло и утвердилось во многом благодаря Толстому и его невероятно популярному очерку «Первая ступень». Помимо классика, эту идею подхватили Илья Репин, Николай Лесков и другие известные люди, собравшие вокруг себя множество последователей. Но были и критики, с чем связаны курьезные истории.


Первые вегетарианские столовые



Меню одной из столовых. / Фото: www.chert-poberi.ru

Меню одной из столовых. / Фото: www.chert-poberi.ru


В 1896-м в Венгрии стараниями диетолога Дженни Шульц открылась первая известная вегетарианская столовая. Проработав тему, иностранка запустила такое же заведение в Москве семью годами позже. Шульц обучилась «вегетарианской гастрономии» в Швейцарии и нашла путь популяризации своего дела в русской среде. Она писала, что длительные православные посты соблюдаются в Российской империи как богатыми, так и бедными с огромной добросовестностью. Это и стало причиной того, что народ оказалось легко расположить к вегетарианству.

Не секрет, что посту в России придавалось особое духовное значение. В отличие от западного мира, основным качественным показателем поста являлся отказ от употребления мяса. А монашество и вовсе постилось круглогодично, изредка позволяя себе рыбу. На долю же простого народа выпадало ежегодно в сумме около 220 постных дней. В общем, духовная почва для вегетарианства в России имелась. Правда, русская церковь вегетарианство осуждала. Это было связано с запрещенными христианскими сектами, полностью отказывавшимися от мяса. Недоброе отношение церкви перенеслось и на восприятие вегетарианства подавляющим числом народа.

Лев Толстой и Владимир Чертков. / Фото: www.culture.ru

Лев Толстой и Владимир Чертков. / Фото: www.culture.ru


Но среди интеллигенции были представители, не считавшиеся с официальной позицией государства и духовенства. Это и позволило к началу XX века открывать вегетарианские столовые. Такие были практически в каждом крупном городе, но самая высокая концентрация наблюдалась в Петербурге. Причины бешеной популярности – подогреваемый известными деятелями интерес публики к отказу от мяса и дешевизна. Главная польза такого типа питания приходилась на кошелек.

Известные русские вегетарианцы



Илья Репин и Корней Чуковский в Пенатах. / Фото: www.kak2z.ru

Илья Репин и Корней Чуковский в Пенатах. / Фото: www.kak2z.ru


Одним из завсегдатаев вегетарианских столовых был художник Илья Репин. Его приятель Корней Чуковский фиксировал тамошнюю обстановку. Посетители долго стояли в очередях за хлебом, посудой, а главной приманкой выступали гороховые котлеты, капуста, картошка. За обед из двух блюд нужно было отдать всего тридцать копеек. Основная масса гостей ввиду дешевизны - студенты, приказчики, мелкие чиновники.

Сам же Илья Репин описывал картину куда радужнее. «Порядок столовой образцовый; в передней гардеробным не велено ничего платить. Стены всех комнат увешаны фотографическими портретами Льва Толстого…» Он восхищался салатами, бульоном из сена и кореньев, а травы и зелень называл эликсиром жизни. В 1900-м Репин женился на Наталье Нордман, которая напоказ отказывалась от «убоины» в еде и не носила мехов, шокируя дворянское общество. Как в это течение ввязался Лев Толстой, ставший идейным символом русского вегетарианства? Писатель показал отказ от мяса с выгодной стороны - стремлением человека к нравственному совершенствованию.

Жена Репина отстаивала вегетарианство. / Фото: www.wikimedia.org

Жена Репина отстаивала вегетарианство. / Фото: www.wikimedia.org


Граф заинтересовался темой после знакомства в 1883-м с издателем Владимиром Чертковым, который уже практиковал вегетарианство. С 1885-го, как признавался сам писатель, начались конфликты с супругой из-за отказа подавать дома мясо. В 1892-м появился очерк Толстого «Первая ступень» – знатный манифест вегетарианцев. «Как это можно – взять и убить корову, которая на протяжении десяти лет кормила молоком тебя и твоих детей? Овцу, которая грела тебя своей теплой шерстью? Взять – и убить! Перерезать горло – и съесть!» – вопрошал Толстой.

«Первая ступень» стала невероятно популярной в среде интеллигентов. И очень скоро Николай Лесков ратовал за создание поваренной книги для вегетарианцев. Русский философ Владимир Соловьев в тот период написал: «Пока мы еще не способны животворить мертвую природу, мы по крайней мере должны как можно меньше умерщвлять живую». Поддержал идею и следовавший учениям Толстого художник Николай Ге.

Троллинг Маяковского



Маяковский высмеял Толстого и его приверженцев. / Фото: www.fineshoes.ru

Маяковский высмеял Толстого и его приверженцев. / Фото: www.fineshoes.ru


Многих нарастающая на вегетарианство мода раздражала. Ярче всех в противостоянии отметился Маяковский. Попав однажды в одно из «царств овса и сена», поступил особо дерзко. Сопровождавший его Бенедикт Лифшиц записал о том дне, что сами по себе цилиндр и полосатая кофта Маяковского «врывались вопиющим диссонансом в сверхдиетическое благолепие этих стен, откуда даже робкие помыслы о горчице были изгнаны как нечто греховное». Владимир Владимирович, предварительно вымотавший из Лифшица за столом все нервы, встал и, повернувшись лицом к крупному портрету Толстого, прочел на все помещение:

В ушах обрывки теплого бала,
а с севера – снега седей –
туман, с кровожадным лицом каннибала,
жевал невкусных людей.
Часы нависали, как грубая брань,
за пятым навис шестой.
А с неба смотрела какая-то дрянь
величественно, как Лев Толстой.


Влaдимир Мaяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Николай Бурлюк и Бeнедикт Лившиц, 1913 год. / Фото: www.fineshoes.ru

Влaдимир Мaяковский, Алексей Крученых, Давид Бурлюк, Николай Бурлюк и Бeнедикт Лившиц, 1913 год. / Фото: www.fineshoes.ru


Легко догадаться, какой была реакция ярых противников насилия над животными. Гуманизм по отношению к дерзкому стихотворцу они проявлять не пожелали. Разъяренные вегетарианцы, напрочь позабыв о заповедях непротивления злу, повыскакивали из-за своих мест и стали угрожающе размахивать кулаками. Когда Маяковский был почти зажат в кольцо, он с трудом прорвался к выходу, решив не дожидаться логичной развязки. «Еще одна минута накипания страстей, и нам пришлось бы круто», - резюмировал Лифшиц.

Приговор Большой Советской Энциклопедии



Большевики избавились от вегетарианцев. / Фото: www.rostov.ldpr.ru

Большевики избавились от вегетарианцев. / Фото: www.rostov.ldpr.ru


В Первую мировую идеи вегетарианства стали раздражать русское общество. Теперь лозунг «Не убий» делал из идейного вегетарианца пацифиста, а значит — предателя, не желавшего защищать родину. Теперь такого пропагандиста могли и поколотить. Некоторые надежды вегетарианцев замаячили с установлением советской власти. Ведь если царская власть преследовала толстовцев, то теперь все могло развернуться в обратном направлении. В 1921-м на Первом Всероссийском съезде сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений приняли резолюцию, в которой значилось намерение бороться с убийством животных. Власть к заявителям не прислушалась.

Вскоре вегетарианские сообщества начали разгонять, а участников отправили на Соловки или расстреляли. Мысль о «безубойном питании» признали абсолютно вредной для советского человека. А Большая советская энциклопедия провозгласила: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».

Об истории пифагорейцев-вегетарианцев. За что сожгли Пифагора, как возник его культ и почему его последователи были вегетарианцами, но не ели бобы и верили в магию чисел.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








162
сегодня 16:04
В закладки
Версия для печати