Она была светом в окне для своих родителей, известного писателя Александра Куприна и его супруги, сестры милосердия Елизаветы Гейнрих. Она с детства ни в чём не знала отказа, а когда пришли тяжёлые времена, не хотела принимать действительность. Однако Ксения Куприна, Киса, как ласково называли её родители, смогла построить собственную карьеру и подняться к вершинам славы. Но в тот момент, когда к ней обращены были взоры поклонников, сама она отвернулась от отца и матери.
Избалованное дитя любви
Александр Куприн. / Фото: www.rg.ru
В жизни уже известного на тот момент писателя Александра Куприна сестра милосердия Елизавета Гейнрих появилась в то время, когда ему было уже 37, и он был благополучно женат на Марии Давыдовой, вместе с которой растил дочь Лидию. Елизавета стала помощницей по хозяйству, писатель влюбился в неё, ушёл из семьи, и вскоре влюблённые уже жили вместе. В апреле 1908 года родилась их старшая дочь Ксения, но обвенчались они лишь спустя полтора года, в тот день, когда Куприн, наконец, получил развод от первой жены. А через пару месяцев после венчания родилась младшая дочь писателя Зоя, которая позже скоропостижно скончалась от пневмонии.
Александр Куприн с женой и дочерями Кисой и Зоей. / Фото: www.libryansk.ru
Это трагическое событие и стало причиной того, что на старшую Ксению, Кису, как называли её дома, обрушилась вся сила родительской любви. Супруги буквально тряслись над Кисой, она получала желаемое едва ли не по щелчку пальцев, чем откровенно пользовалась. Она могла закатить отцу истерику из-за того, что тот не купил ей куклу в тот же миг, когда она её потребовала. И никакие аргументы в виде закрытых на выходные дни магазинов её не волновали. Киса кричала на отца, причём не стесняясь посторонних, и вызывала у окружающих тем самым не самые приятные чувства. В отличие от родителей, люди, бывавшие в доме писателя, видели: девочка чрезмерно избалована и похожа не на очаровательное дитя, как видели её отец и мать, а на маленького монстра в ангельском обличии.
Ксения Куприна с родителями. / Фото: www.livelib.ru
Киса много лет спустя напишет в своих воспоминаниях о том, что у неё было счастливейшее детство. Она обожала их усадьбу в Гатчине, любил её и Александр Куприн. Правда, куплена она была в кредит, но удовольствие от нахождения в этом поистине райском месте сглаживало накладываемые финансовые обременения. Впрочем, как писали современники, денег Куприным часто не хватало. При том, что Александр Иванович весьма прилично зарабатывал, тратил он тоже довольно много. Он обожал гостей, а приятели порой гостили у него по несколько месяцев и столовались вовсе не за свой счёт.
Ксения Куприна с родителями. / Фото: www.biograph.online
К тому же периоды активного творчества у него время от времени сменялись временем застоя и поисков вдохновения. Тогда приходилось жить за счёт накоплений, а их в семье всегда было крайне мало. Частенько Александр Куприн на вопрос, как у него дела, отвечал: «Слава богу, плохо». Но при этом Кису продолжали баловать несмотря ни на что, она так точно не знала, что такое нужда или стеснённые финансовые обстоятельства. У девочки всегда были сложные отношения с отцом, они могли ругаться до хрипоты и не общаться месяцами. И в то же время отец обожал свою вздорную, избалованную дочь. Он учил её играть в преферанс и боксировать. Правда, иногда во время занятий боксом Елизавете Гейнрих приходилось их разнимать, ибо дочь запросто могла нанести отцу удар такой силы, что он рвался дать на него ответ, а после жена долго залечивала его синяки, в том числе и на лице.
Амбициозная красавица
Александр Куприн с дочерью. / Фото: www.pinterest.com
В начале Первой мировой войны Александр Куприн попал под мобилизацию, он командовал ротой где-то в Финляндии. Жена и дочь писателя были вовлечены в работу в тылу. Супруга его, памятуя свой опыт работы сестрой милосердия, организовала в их доме в Гатчине подобие госпиталя, а дочь заделалась скаутом и командовала целым отрядом ровесников. Правда, уроки при этом она нещадно прогуливала, зато познала вкус власти. Александр Куприн, вернувшийся домой, болезненно воспринял Октябрьскую революцию, когда в Гатчину вошли войска Юденича, он снова попал под мобилизацию, правда, не воевал, а руководил армейской газетой. И вместе с разбитой армией покинул страну вместе с женой и дочерью в конце октября 1919 года.
Поначалу Куприны жили в Финляндии, но окончательно осели в Париже. Родители приняли решение отправить Кису учиться в католический пансион. Правда, учили там в основном хорошим манерам, вышивке и пению псалмов. За дисциплиной следили монашки, с гигиеной было совсем плохо, принимаемая раз в месяц в специальной рубашке ванна никак не удовлетворяла потребности в чистоте. Что касается общеобразовательных предметов, то с ними у Кисы всё было сложно. Она просила родителей привезти ей русские книги, отказывалась учить французский и требовала, чтобы мать написала об этом учителям, и её не заставляли бы заниматься нелюбимым делом. И вообще она хотела домой.
Ксения Куприна. / Фото: www.artminsk.ru
Несмотря на материальные трудности, совсем уж бедными Куприных назвать было нельзя. На лето они снимали дачу, в доме по-прежнему были гости, писатель выпустил за 9 лет пять авторских сборников, а его повесть «Яма», переведённая на французский, стала бестселлером. К тому же Александр Иванович печатался в прессе. Осложнилась ситуация, когда Ксения заболела. Лечение в Швейцарии, а затем в Ницце требовало денег, Куприну пришлось продать некоторые ценные для него вещи, в том числе и рисунок Ильи Репина.
После лечения Киса похудела, похорошела и стала обращать на себя внимание представителей противоположного пола. Но она редко кого одаривала благосклонным взглядом. Ей симпатизировал богатый англичанин, но Ксения сочла его слишком уж чопорным и не стала принимать его ухаживаний. Зато как загорелась она, когда объявили первый конкурс «Мисс Россия», проходивший среди представительниц эмигрантских кругов! Девушка была уверена в своей победе и даже упала в обморок от обиды, узнав, что корона ей не достанется. Зато вскоре она устроилась работать манекенщицей в модный дом Поля Пуаре.
Ксения Куприна. / Фото: www.pinterest.com
Эта работа была довольно привлекательна для русских эмигранток того периода, манекенщицами служили настоящие аристократки. Отец был недоволен выбором Кисы, ругался из-за её тяги к красивой жизни, раздражался на её макияж. Но работодатель Ксении вскоре разорился, но зато она на одном из приёмов успела познакомиться с режиссёром Марселем Л’Эрбье. Он был впечатлён красотой и утончённостью Ксении Куприной, снял её в нескольких своих фильмах. Зарабатывала она неплохо, но всё тут же уходило на наряды и развлечения. Тем временем Александр Куприн заболел. Начались проблемы с почерком, а после и с глазами, которые стали следствием нарушения мозгового кровообращения. Вскоре он уже почти не мог работать, а основным источником доходов семьи стало пособие, выплачиваемое писателю от министерства иностранных дел Франции.
Ксения Куприна. / Фото: www.pinterest.com
Ксения же была довольно популярна, говорят, будто её даже приглашали в Голливуд, но Киса Куприна отказалась. Особую популярность актрисе принесли фильмы «Тайна жёлтой комнаты» и «Лоретта, или Красная печать». Она окончила актёрские курсы, но с театром у неё отношения не слишком складывались из-за русского акцента, избавиться от которого она так и не смогла. Именно это и стало началом её заката после того, как на смену немому пришло звуковое кино. Однако Киса к тому времени уже превзошла славу собственного отца, по крайней мере, во Франции. Александр Куприн с горечью рассказывал, как однажды таксист, узнав его фамилию, спросил, не отец ли он знаменитой актрисы.
Неутолимая печаль
Александр и Елизавета Куприны в Россию 30 мая 1937 года. / Фото: www.vk.com
Тем временем писатель всё сильнее тосковал по родине. Он мечтал о возвращении в Россию и одновременно опасался его. Боялся, что ему будут мстить и за руководство газетой Юденича, и за эмиграцию, и за его статьи, далеко не всегда с лояльными высказываниями в адрес Советской России. И всё же в 1937 году они с женой приняли решение вернуться. Ксения их в этом горячо поддержала, но ехать с ним категорически отказалась. У неё во Франции была вся жизнь, в том числе и личная. Из России она уехала ещё ребёнком, и её совершенно не тянуло в родные пенаты.
Родители поначалу отказывались ехать без неё, плакали, убеждали, взывали к дочернему долго, говорили о том, что люди они немолодые и не совсем здоровые, им понадобится помощь. Но Киса была непреклонна. У неё в то время был в самом разгаре роман с французским лётчиком, и она не собиралась жертвовать своей любовью даже ради отца и матери. В конце концов сошлись на том, что Александр Иванович и Елизавета Морицовна уедут первыми, а Киса спустя короткое время отправится за ними вслед.
Ксения Куприна в фильме «Авантюрист». / Фото: www.kino-teatr.ru
Но она ехать никуда не собиралась, хоть и расплакалась, провожая родителей. После их отъезда французская пресса разразилась потоком статей с осуждением Кисы Куприной. Писали, будто она решила таким образом от них избавиться, потому что отец стал стар и уже плохо понимал, что происходит вокруг, он часто был дезориентирован в пространстве, и сил у него оставалось лишь на какие-то очень простые действия, да и то выполнял он их по подсказкам жены.
Жизнь Кисы Куприной превратилась в сущий кошмар. Ей звонили с угрозами, работодатели отказывались от сотрудничества с ней, знакомые презрительно отворачивались на улице, а прислуга увольнялась. Меж тем письма родителей Ксении были тоже безрадостными, мама всё звала и звала её домой, рассказывала о том, как они живут в Ленинграде. Но Ксения так к ним и не доехала. Да и личную жизнь во Франции она тоже не устроила.
Французский лётчик погиб в аварии, позже у нее случались романы, но ни к чему они не приводили. Она жила с богатым греком, но предложение ей он сделал, когда Киса уже отправила свой багаж в Москву. Естественно, она сочла брак уже неважным и ответила отказом. С работой тоже всё было непросто, кинокарьера ей давно закончилась, в театре она работала простой костюмершей и лишь изредка выходила на сцену. Позже она получила должность переводчика в советском посольстве.
Ксения Куприна. / Фото: www.kino-teatr.ru
Французское гражданство она так и не получила. В 1938 году умер от онкологического заболевания отец, мама не пережила блокаду. Ходили слухи о том, что Елизавета Морицовна покончила с собой, когда ей сообщили о гибели дочери в гестапо. Ксения Куприна вернулась на родину только в 1958 году, да и то после того, как ее вызвали в полицию и долго расспрашивали о связях в посольстве СССР. Киса Куприна разнервничалась и сразу же после допроса написала прошение о предоставлении советского гражданства. В Москве она первое время жила в гостинице, позже получила скромную однокомнатную квартиру на Фрунзенской набережной, которую она обставила на парижский манер. Ее приняли в труппу Театра имени Пушкина. Архив отца, который Ксения Александровна привезла с собой, у нее выкупил Литфонд. На вырученные деньги она в память о родителях устроила ужин на речном теплоходе, собрав и тех, кто помнил еще Александра Куприна, и своих коллег по театру.
Ксения Куприна на фоне портрета отца. / Фото: www.calend.ru
Она играла на сцене только маленькие роли, обижалась, но поделать ничего не могла. Высказанное однажды недовольство разгневало главного режиссера Бориса Равенских, он ругался так страшно, что на Ксению Куприну больно было смотреть. Она снялась в двух документальных фильмах и одном художественном, перевела пьесу Жана Сармана, по которой поставили спектакль в Малом театре, написала книгу об отце и принимала участие в создании его музея в селе Наровчат. Но по сути своей она так и осталась везде чужой, и в Париже, и в Москве. Ксения Куприна вела очень закрытый образ жизни и покинула этот мир в 1981 году от онкологического заболевания мозга. Умирая в больнице, она просила санитарок одеть ее как следует, потому что за ней пришли родители.
Судьба Александра Куприна была очень непростой, но он до сих пор остаётся одним из самых читаемых русских авторов, жизнью которого руководили четыре страсти.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: