+1 0
0
-1 0

Как появился единственный русский промысел, дважды получивший Гран-при Всемирной выставки в Париже, и в чем его уникальность



Вологодское кружево считается едва ли не самым изящным народным ремеслом России, за которым скрывается многовековая история, упорный женский труд и редкое вдохновение. Этот вид прикладного искусства развивался на Русском Севере и к 19 столетию стал фирменным брендом Вологды. Мариинская школа, созданная под патронатом императрицы, стала первой в империи, где кружевоплетение изучалось как профессия. Вологодское кружево нельзя было спутать ни с каким другим. Это единственный отечественный промысел, дважды удостоенный первой премии на Всемирной выставке в Париже.


Петр I и бельгийские кружевницы



Кружевоплетение было домашним занятием.

Кружевоплетение было домашним занятием.


Традиция окаймлять предметы одежды вышивкой-узором зародилась на Руси очень давно. Исследователи не берутся утверждать, когда конкретно наши предки освоили кружевоплетение. Наряды знатных женщин украшались серебряными и золотыми нитями, а крестьянские модницы ограничивались льняным кружевом. Принято считать, что старт ремеслу дал Петр I, выписавший в 1725 году из бельгийского Брабанта кружевниц. Мастерицы должны были обучать воспитанниц Новодевичьего монастыря. Заморское ремесло прижилось на русской земле, но очень быстро обрело самобытные черты.

Вологодский край, славившийся развитой торговой сетью и обширными плантациями льна, стал крупнейшим центром кружевоплетения. Кроме того, веками работавшие со льном искусницы отличались особым терпением и рвением к тонкому делу. Сюжеты для кружевного узора мастера брали вовсе не из заморских мотивов, а из местных промыслов — финифти, вологодской черни, гончарного дела. Традиционно они были представлены растительным орнаментом, птицами, снежинками. Каждое новое кружево отражало окружающий северный мир — тихий, замедленный, но бесконечно богатый и красивый.

Два мировых Гран-при



Двойная победа на высшем международном уровне.

Двойная победа на высшем международном уровне.


В 17-18 столетиях нитчатые узоры плели дома. В начале 19 века под Вологдой открыли первую фабрику кружев. А в 1883-м императрица Мария Федоровна, высоко оценившая перспективу промысла, приказала основать в Петербурге Мариинскую практическую школу кружевниц. В учебное учреждение принимали крестьянок, а выпускали опытных мастериц. Далее они руководили ремеслом у себя в селах. В школе возрождались старинные техники, частично утраченные к тому моменту. За три десятка лет обучения прошли подготовку почти тысяча мастериц по большей части из Вологодской губернии.

Уже в 1888 году работы мариинских кружевниц попали на международные выставки. Экспонаты выставлялись в Копенгагене, Чикаго, Стокгольме, Антверпене, Глазго. А в 1900 году на легендарной и самой престижной Всемирной выставке в Париже выпускницы школа получили Гран-при. Искушенные ценители отметили выдающиеся по красоте и уникальности кружева, а также особую организацию обучения в школе и «ее направление служить усовершенствованно женского народного труда». Ситуация повторилась и в 1937 году, когда продукция Вологодского кружевного союза снова стала лучшей в мире.

Уникальность вологодского кружева



Школа 19 века.

Школа 19 века.


В 1936 году при "Волкружевосоюзе" появилась первая в стране художественная лаборатория, где при поддержке художников кружевницы работали над ассортиментом, технологией, качеством плетения изделий. Северное русское кружево нельзя было спутать ни с каким другим. Главная отличительная черта – обязательное разделение на фон и узор. Именно этот прием делает линии орнамента чёткими и выразительными и не позволяет сливаться со второстепенным задним планом. Как уже замечалось, на ранних этапах народного промысла в качестве основного рисунка мастерицы выбирали старинные мотивы преданий и сказок, изображали птиц, растения или древо жизни. В более позднем периоде тематика расширилась, давая разгуляться фантазии.

Издавна кружевницы создавали продукт вручную при помощи деревянных коклюшек, сколка с рисунком (схемы) и особой подушки на подставке. По технике исполнения вологодское кружево относят к "сцепным". В таком типе кружева принято выплетать основные элементы узора длинной тесьмой, соединяя их между собой так называемыми "сцепками". Они выполняются отдельно вязальным крючком. На один метр вологодского кружева уходит до двух сотен коклюшек и неописуемые трудозатраты. Вологодские мастерицы любят повторять, что их кружево — “тишина, вплетённая в нить”.

Известные русские кружевницы



Работа Веселовой.

Работа Веселовой.


Вологодское кружево прославило самых выдающихся искусниц. Знатоки этого ремесла обычно выделяют в числе первых главного инструктора кружевной школы Капитолину Исакову, уникальные работы которой наполнены спокойствием и лирическим настроением. В 1968-м году она выполнила сложнейшее панно «Олени», признанное виртуозным в своем исполнении. Бегущие по лесу олени изображались рядами на фоне легчайшей кружевной сетки. Белоснежные нити-паутинки точно передавали тишину зимнего леса.

Юные кружевницы.

Юные кружевницы.


Другая известная кружевница Вера Веселова пошла в своем мастерстве дальше, выполняя не только панно, но и уникальные предметы одежды, интерьера. Международные эксперты отметили её скатерть «Ладью», названную воплощением лучших традиций вологодского узора с мельчайшей детализацией.
Сложнейшие и одновременно масштабные композиции принадлежат авторству Виктории Ельфиной. В 1978-м она сотворила панно «Поющее дерево», искусно передав настроение приходящей весны и просыпающейся природы. Но самой известной работой с вологодской пропиской стала ее скатерть «Снежинка». Изделие признано визитной карточкой всего кружевного ремесла и символом организации мастериц, созданной в Вологде в 1964-м.

Промысел живет и развивается.

Промысел живет и развивается.


Именно Ельфиной оно обязано своим названием и продолжает по сей день считаться центром кружевного производства. Там трудятся сотни мастериц, продолжая по заветам предшественниц создавать тончайшие изысканные кружева. В 2010 году в вологодском особняке XIX века открыл свои двери музей кружева. Посетители отмечают шик выставочной экспозиции и участливо посещают учебные классы, салон-магазин и даже музейное кафе. Музей кружева составляет комплекс памятников Вологодского кремля.

Еще один необычный промысел Русского Севера: Что скрывают символы древней мезенской росписи, возникшей на основе наскальных рисунков Русского Севера.
0
184 просмотров
В закладки
Версия для печати
Россия, чиновники