История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



В 1909 году, когда вышла в свет пока лишь первая часть повести Александра Куприна «Яма», на него обрушилась просто лавина критики или хейта, как высказались бы современники. Ни одно из его произведений не вызывало такое количество споров и недовольства. А все потому что автор в своем произведении поднял тему, о которой все предпочитали богоугодно молчать, несмотря на то, что проблема стояла остро. Куприн не сделал ничего особенного, просто облек в литературную форму действительность – ведь на тот момент в Российской была легализована проституция и несколько тысяч домов терпимости действовали вполне легально.


Что же так возмутило общественность, если к этому времени эта сфера была легализована уже больше 50 лет, а домов терпимости по всей России насчитывалось больше 2,5 тысяч? Он лишь рассказал об этом прямо, причем едва ли не с документальной доподлинностью. Но сделал это первым, затронув «неудобную» тему, он и получил волну негодования. Для сбора материала писатель лично бывал в домах терпимости или «ямах» во многих крупных городах России. Именно здесь он и черпал жизненные истории, которые вошли в основу его произведения. Кроме этого он изучал архивы, детально изучил и правила поведения и содержания женщин в подобных заведениях.

Острая проблема, о которой хотелось молчать



Куприн лишь первым заговорил об имеющейся проблеме и был осужден общественностью. / Фото: www.literoved.ru

Куприн лишь первым заговорил об имеющейся проблеме и был осужден общественностью. / Фото: www.literoved.ru


О том, что Куприну удалось сковырнуть нарыв, свидетельствует и тот факт, что уже на следующий год после выхода повести в империи был проведен Всероссийский съезд, посвященный борьбе с проституцией. Хотя вполне возможно, что произведение стало лишь еще одной каплей, уже наполнявшейся чаши терпения, ведь на тот момент в российском обществе шли горячие споры о роли женщин, в том числе и тех, которых принято было считать обладательницами низкой социальной ответственности.

Коллеги Куприна по перу тоже не остались в стороне от обсуждений. Лев Толстой обвинил его в грязи и в том, что автор явно получает наслаждение, описывая все это. При этом Лев Николаевич видимо совсем запамятовал, что его самого регулярно обвиняли в растущем числе бастардов в собственном же имении. Но это, конечно же, не имеет к теме никакого отношения.

А вот «прогрессивная Европа» приняла повесть на ура. Французский писатель Ромен Роллан написал Куприну письмо, в котором выразил свой восторг и заявил, что с нетерпением ждет выхода второй части.

Вторая часть повести будет написана только в 1915 году. Она будет встречена прохладно, поскольку внешние мировые события никак не располагали к литературным изысканиям. К тому в промежутке между изданиями первой и второй части «Ямы» происходит еще один скандал. Пока Куприн переживал очередной скандал вокруг его персоны и даже лечился в больнице для нервнобольных, некий беллетрист Граф Амори берет на себя дерзость написать окончание повести. Неслыханный поступок в литературных кругах! Автор-самозванец настолько сумел изуродовать сюжетную линию, что буквально вывел Куприна из себя.

История российских домов терпимости



Дома терпимости в России то запрещали, то вновь легализовывали. / Фото: www.profile.ru

Дома терпимости в России то запрещали, то вновь легализовывали. / Фото: www.profile.ru


Как уже было обозначено выше, к моменту выхода повести, проституция в Российской империи была легализована уже больше 50 лет тому назад. Значит, до этого она была запрещена, что же заставило власти пойти на такой шаг? В середине 18 века так называемых «непотребных женщин» могли отправить в ссылку, что же изменилось в российском обществе, что меньше чем через сто лет максимум, что грозило за занятие проституцией – общественное порицание?

10 августа 1843 года было получено разрешение императора на учреждение врачебного и полицейского надзора за представительницами древнейшей профессии. Осенью этого же года был создан специальный комитет, который вел учет таких женщин. На следующий год были введены правила, регулирующие деятельность публичных домов. У жриц были изъяты паспорта, а вместо них выдан «желтый билет».

Желтый билет. / Фото: www.ru.wiktionary.org

Желтый билет. / Фото: www.ru.wiktionary.org


Все эти меры были вынужденными. К середине 18 века в России большое распространение получают увеселительные и питейные заведения, которые начинают открываться повсеместно. Зачастую под такой вывеской существовали нелегальные дома терпимости, массово стали распространяться заболевания. Венерические болезни лечились анонимно, но вот источник заражения у всех выясняли досконально. Так и становилось известно о том, что публичные дома носят массовый характер, а их нелегальное положение пугающе увеличивает число больных.

Сначала было решено усилить наказание за содержание борделей и занятия проституцией, но каких-либо заметных результатов такие меры не дали. Тогда-то Николай Первый решил пойти другим путем, и ввести легализацию с условием обязательного медицинского контроля. Вместе с билетом женщины получали и защиту от государства, к тому же в любой момент они могли отказаться от ремесла и получить паспорт обратно.

Правила содержания борделей, теперь уже гласные



Кадр из одноименного сериала, снятого по повести Куприна. / Фото: www.afisha.ru

Кадр из одноименного сериала, снятого по повести Куприна. / Фото: www.afisha.ru


Учитывая, что заведения такого рода денежно были весьма обеспечены, то совсем скоро вокруг них появилась вся нужная инфраструктура, вплоть до кабинетов врачей, к которым можно было попасть практически сразу же. Поблизости же располагались фотосалоны, рестораны, магазинчики. И как бы не высказывали свое «фи» петербуржцы и другие читатели «Ямы» Куприна, для них публичные дома уже давно стали обыденностью, частью городской жизни. Да и чего уж скрывать, среди читателей повести были явно и те, кто не брезговал посещением подобных мест.

Согласно правил, теперь открытие подобного заведения нужно было согласовывать с полицией, управлять ими могли исключительно женщины, причем старше 30 лет. Девушки моложе 16 лет на работу приниматься не могли. Регламентировался даже их внешний вид, нельзя было слишком сильно краситься и в целом нужно было выглядеть опрятно. Управляющая несла полную ответственность за здоровье и жизнь своих подопечных, она же контролировала, чтобы они проходили регулярный осмотр у врача. Никто не мог ограничивать свободу женщины, которая решила сменить род деятельности. Ни о каких откупных хозяйке борделя не шло и речи, а вот государству бывшая путана должна была доказать свое стремление исправиться, к примеру, отработав некоторое время сестрой милосердия.

Повесть не только экранизировали, но и часто ставят на сцене. / Фото: www.teatr-ozersk.ru

Повесть не только экранизировали, но и часто ставят на сцене. / Фото: www.teatr-ozersk.ru


Впрочем, легализация никак не способствовала искоренению незаконной проституции, которой промышляли в частном порядке женщины из маргинальных или бедных слоев населения. Поэтому проблема была не решена, а скорее отсрочена. Все эти вопросы и были вынесены на съезд 1910 года. При подготовке к собранию была проведена масштабная аналитическая работа, которая должна была дать ответ на главный вопрос: что толкает женщин на торговлю собственным телом? Были предоставлены данные, которые позволяли сделать вывод о том, что заработная плата женщин многократно ниже мужского заработка, причем она настолько мизерна, что ее не хватает даже на самое необходимое. В связи с этим и был сделан вывод о том, что причины этого явления нужно искать в экономике.

На съезде было решено, что нужно поднимать как экономическое, так и нравственное положение женщин. Публичные дома закрыть, а вместо них организовать женские клубы по интересам. Правда дальше слов дело все равно не зашло. Дома терпимости продолжали работу.

Революция для всех сфер



Большевики были уверены, что место женщины не в домах терпимости, а на заводе, что и рьяно принялись претворять в жизнь. / Фото: www.inosmi.ru

Большевики были уверены, что место женщины не в домах терпимости, а на заводе, что и рьяно принялись претворять в жизнь. / Фото: www.inosmi.ru


Только после революции работа путан была запрещена на законодательном уровне. Все врачебно-контрольные меры прекращены, ранее работавшие дома терпимости закрыты. Да, факт того, что власти отменили торговлю такого рода на законодательном уровне, вовсе не отменяло ее как явление. Она снова перешла на нелегальное положение. Между тем, молодая власть молодого государства была уверена, что достаточно приобщить женщин к полезному труду и дать им больше прав. Оба этих пункта они, кстати, честно выполнили.

Большевики на самом деле старались решить эту социальную проблему. Например, спустя два года после революции был создан специальный лагерь трудовой направленности для перевоспитания бывших блудниц. Режим был здесь довольно мягкий, а главной целью было не наказание, а исправление. Большое внимание уделялось их дальнейшему трудоустройству, для того чтобы избавить от соблазна вернуться к прежней профессии. Причем никаких уголовных мер за нелегальное занятие проституцией не предусматривалось, скорее воспитательные меры.

Активно создавались женсоветы, трудовые комиссии и другие общественные организации, призванные поддержать человека в трудной жизненной ситуации или направить его на путь истинный. Несмотря на то, что все эти меры не смогли искоренить проституцию как явление, но все же СССР стало передовой страной, в которой защищались и соблюдались права женщин так, что Европе оставалось только равняться.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3892
21.03.2024 13:40
В закладки
Версия для печати




Смотрите также