Не живописью единой: Текстильные шедевры великих живописцев
Нередко живописцы, в том числе и те, кого считаюм великими, обращались к декоративно-прикладному искусству самых разных направлений. Многие пробовали себя в сфере дизайна текстиля, благодаря чему возникали настоящие шедевры. Давайте поближе познакомимся с этой стороной их творчества.
Уильям Моррис (1834-1896)
Уильям Моррис
Стены в цветочек
Это он, знаменитый английский художник Уильям Моррис, в конце XIX века ввел моду на сплошные цветочные орнаменты в интерьере. Cозданные им цветочные орнаменты для обоев были настоящими произведениями искусства.
По поводу создания узоров Моррис говорил: “Любое украшательство бессмысленно, если оно не вызывает приятных воспоминаний. Не лучше ли иметь обои или шторы, навевающие мысли о лугах Пикардии или виноградных лозах в вашем саду, чем унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остается только пересчитывать от скуки?”.
Сам он так и старался делать. Первые обои, придуманные им - Trellis, были навеяны кустом роз, произраставшим в его саду.
Обои Trellis (первый орнамент для обоев Морриса)
Обои Fruit с изображением гранатов, лимонов и оливок, 1862 г.
Орнамент Kennet, 1883 г.
Орнамент обоев Chrysantemum, 1886 г.
Полюбуемся на красоту...
Гобелены Морриса
Своими рисунками Моррис украшал не только бумажные обои, но и текстиль. Он внес огромный вклад в технику гобеленового ткачества.
Многие компании до сих пор выпускают обои, ткани и гобелены с рисунками Морриса, и, надо сказать, они пользуются большим успехом.
Кресла и подушки с рисунками Морриса
Густав Климт (1862-1918)
Густав Климт
Мир этого художника странен и хаотичен, но его произведения завораживающе прекрасны. Главным объектом его работ было сексуальное женское тело, и Климт не считал это чем-то зазорным.
Надежда
Подруги
Водяные змеи
Климт создал совершенно особый стиль живописи - сочетание графичности и живописности. Естественные фигуры с элементами эротики сочетаются у него с цветным калейдоскопом абстрактных мозаичных узоров, с непередаваемой игрой цвета и формы.
В начале 90-х годов любвеобильный Климт познакомился с талантливой художницей-модельером Эмилией Флёге, с которой, несмотря на свои продолжающиеся любовные приключения, с тех пор не расставался и прожил до конца жизни.
Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1893
Многие женские фигуры на его картинах написаны с Эмилии, в частности, считается, что и на своей знаменитой картине «Поцелуй» Климпт изобразил себя и свою пассию.
Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908
Эмилия Флёге вместе со своими сестрами открыла в Вене салон моды «Сестры Флёге», и Климт иногда придумывал для их салона эскизы тканей, а для заказчиц - и фасоны платьев.
Портрет Эрмини Галлии 1903
Великолепное платье на этом портрете сшито по дизайну Климта.
Мода и ткани ему были очень близки, ведь Климт был художником, творившим в таком декоративном направлении искусства, как модерн. В его работах одежда была очень важной составляющей, ее узоры он подбирал как во время подготовительной работы, так и импровизируя непосредственно на холсте.
Портрет Адели Блох-Бауэр I 1907
Портрет Адели Блох-Бауэр II
Эмили с удовольствием шила для себя и носила платья по эскизам Климта. Узоры на платьях выглядели так, как если бы их вырезали из орнаментов его картин.
Портрет Эмили Флеге 1902
Портрет Эмили Флеге 1910
Для своей любимой Эмилии Климт создал также и модели воздушных платьев с воланами.
Эмилия Флёге в платье дизайна Густава Климта. 1906 год
Климт и Эмилия, две творческие личности - художник и модельер, часто вдохновляли друг друга, их работы нередко перекликались друг с другом. Климт создавал эскизы для Эмили, а в своих картинах нередко воплощал ее идеи.
Австрийский живописец и сегодня вдохновляет дизайнеров и великих кутюрье... Многие его картины широко растиражированы – по ним вышивают полотна, с их помощью украшают скульптуры, одежду, обувь, сумки, сувенирную продукцию.
Они великолепно вписываются и в интерьеры – и классические, и современные.
Леон Бакст (1866-1924): «Одевайтесь, как цветок!»
Автопортрет. 1893
Леон Бакст был ярким представителем художников, входивших в творческое объединение «Мир искусства». Широкую известность ему принесли театрально-художественные работы для «Русских сезонов» Дягилева.
«Русские Балеты», Афиша
Декорации и костюмы Бакста поражали своей изумительной декоративностью. При их создании художник смело использовал яркие цвета - оранжевый, лимонно-желтый, алый...
Декорация Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»
Эскиз декораций к балету Спящая красавица
Костюмы к Шехерезаде
Костюм Леона Бакста для Шехерезады, 1910
Нарцисс (балет Николая Черепнина)
Клеопатра
В 1923 году Бакст прочел в Нью-Йорке свою лекцию о моде, успех ее был оглушителен. После этого на художника обратил внимание американский шелковый король Селиг. Он предложил Баксту поработать над орнаментами для его тканей, и Бакст согласился.
Тогда как раз наблюдалось увлечение «искусством черных», и народные американские мотивы были необычайно модными. Бакст с большим увлечением взялся за изучение искусства индейцев, его подкупила «зеленая свежесть примитива» c экзотическими абстрактными стилизованными орнаментами и яркими цветами.
Еще несколько узоров Бакста для шелковых тканей:
Когда его спрашивали – почему он после работы с дягилевскими "Русскими сезонами" согласился рисовать узоры для какого-то текстильного магната, Бакст отвечал: «Нет великого и малого в искусстве». Ему действительно было очень интересна эта работа.
Бакст в работе с текстилем так же, как и в своих костюмах и декорациях, поражал неожиданными сочетаниями цветов: оранжевого с синим и зеленым, зеленого с красным и др.
Вот такие прекрасные узоры получались у Бакста:
И в продолжение темы ещё больше неживописных шедевров великих художников: печки-лавочки от Врубеля, чайник от Малевича, украшения от Дали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: