В. Высоцкий и В. Золотухин в фильме *Хозяин тайги*, 1968 | Фото: lib.rin.ru
21 июня Валерию Золотухину исполнилось бы 75 лет, но три года назад он ушел из жизни. Непростой характер актера часто становился причиной конфликтов с друзьями и коллегами, и даже после его смерти многие не смогли простить ему давних обид. После выхода документального фильма Э. Рязанова о Высоцком все заговорили о том, что Золотухин «подсидел» друга и готовился вместо него сыграть Гамлета. Сам актер был возмущен подобной трактовкой их размолвки и дал собственный комментарий случившемуся. Очевидно, точку в этой истории на тот момент ставить было рано.
В. Высоцкий и В. Золотухин | Фото: kp.by
Общего у Золотухина и Высоцкого действительно было много: 16 лет они проработали в Театре на Таганке, снялись вместе в пяти фильмах. В 1970 г., заполняя анкету, на вопрос «Кто твой друг?» Высоцкий ответил: «В. Золотухин». Но в дружбе двух амбициозных и талантливых актеров с очень непростыми характерами не могло быть все гладко.
В. Высоцкий и В. Золотухин | Фото: thematicnews.com
В 1987 г. вышел документальный фильм Э. Рязанова «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», где рассказывается и о театральных работах поэта. Актеры Театра на Таганке вспоминают об их совместных постановках, в том числе о спектакле «Гамлет», главную роль в котором играл Высоцкий. Тогда он часто бывал за границей, и режиссер театра Ю. Любимов решил подготовить второй состав для этого спектакля, предложив роль Гамлета В. Золотухину. На удивление многих, тот согласился. Все знали о том, что для Высоцкого это была знаковая роль, и он не мог от нее отказаться. Все знали, что Золотухина он считал другом и не ожидал от него такого подвоха. И хотя в фильме Рязанова нет обвинительных интонаций, именно после этого заговорили о том, что Золотухин предал друга, называли его завистливым Сальери и т.п.
В. Золотухин и В. Высоцкий в фильме *Хозяин тайги*, 1968 | Фото: himaan.ru
В. Высоцкий и В. Золотухин в фильме *Сказ про то, как царь Петр арапа женил*, 1976 | Фото: ruskino.ru
Роль в результате досталась Высоцкому, ведь спектакль создавался именно «под него», и конфликт на этом должен был исчерпаться. Поэт не называл это предательством, но, по воспоминаниям современников, говорил, что Золотухин «предал самого себя. Он знал, что не потянет Гамлета, и взялся за эту роль. Он бы ее испортил». Сам же Высоцкий в свое время отказался от другой роли, считая, что она идеально подходит Золотухину.
В. Высоцкий в роли Гамлета | Фото: ria.ru
После выхода фильма Рязанова на Валерия Золотухина ополчился весь Союз, чего он долго не мог простить режиссеру: «Эльдар Рязанов настроил против меня 250-миллионный Советский Союз. Мне обещали вытравить соляной кислотой глаза и убить детей, слали в конвертах использованные презервативы, был брошен клич: «Поставить Золотухина на ножи!». За что? За Высоцкого!». Золотухин говорил, что фильм смонтирован так, что он выглядит однозначным предателем: «Это не клевета, а просто ловко смонтированная версия. Все вроде бы говорят правду, но акценты расставляются по желанию режиссера».
В. Высоцкий и В. Золотухин | Фото: bezformata.ru
У Валерия Золотухина была своя версия случившегося: «Дело было так. Володя по семейным обстоятельствам часто отлучался из Москвы в разные страны. Тем самым он ставил производство – то есть, театр – в определенную от себя зависимость. Мы собирались с «Гамлетом» на фестиваль, и Любимов для подстраховки приказом своим назначил на роль Гамлета меня. ...Репетировать мы начали в то время, когда Володи в стране не было. Все шло нормально, Любимов был доволен моей работой. Тут приехал Высоцкий и, узнав, что я репетирую его роль, заявил: «Валерий, если ты сыграешь Гамлета, в день твоей премьеры я уйду. В самый плохой театр». Хорошо зная Володю, его угрозу, продиктованную уязвленным самолюбием, я всерьез не принял. Гамлета же мне не пришлось сыграть по чисто техническим причинам: Любимов вынужден был бы полностью перекроить под меня готовый спектакль, построенный на индивидуальности Высоцкого».
В. Высоцкий и В. Золотухин, конец 1960-х гг. | Фото: pinme.ru
В то же время в интервью Золотухин на вопрос о том, не завидовал ли он Высоцкому, ответил: «Да, завидовал, но не чистой, а самой черной завистью, какая только бывает. Я, может, самому Александру Сергеевичу Пушкину так не завидую, как Высоцкому». Тем не менее Золотухин утверждает, что размолвки у них не было и «вся история не стоит выеденного яйца».
Валерий Золотухин. Фото А. Коршунова | Фото: peoples.ru
Вряд ли стоит искать правых и виноватых в этой истории, благодаря ей оба талантливых актера, со всеми их земными страстями и личностными противоречиями становятся понятней и ближе зрителю. Преданные поклонники поэта часто обвиняли и его друзей, и жену в том, что они его не уберегли, вместо того, чтобы попытаться понять их позицию. Марина Влади: жизнь после Высоцкого
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Для того, чтобы говорить об этой истории, надо как минимум просмотреть все интервью участников, сам фильм Рязанова. А еще лучше - знать хорошо всю историю отношений этих ребят. Посему, не сделав этого, я даже не имею права отстаивать чью-то сторону. Хочу только остановиться на двух моментах.
Если актер часто отсутствует на репетициях театра (по разным причинам - не суть сейчас заострять), то лично мне кажется совершенно нормальным желание режиссера подстраховаться и набрать второй состав, под другого актера главной роли. И то, что пусть даже Золотухин согласился на это, это никак не выглядит предательством, это просто производственный момент в работе предприятия. Правда тогда, в моем понимании, должны быть параллельные репетиции этого второго состава. Чтобы если уж оно случится, спектакль бы все равно пошел. Другое дело - отношение к спектаклю и театру зрителей. Но это уж... Так вот. Если бы Высоцкий в итоге прибыл вовремя на премьеру и был бы в состоянии сыграть свою роль, можно было выпускать на сцену первый состав. На это хотя бы ради личности Высоцкого еще можно было пойти, это бы не выглядело нереальным. И раздувать из этого скандал - не вижу причины. Но как там было на самом деле, я не знаю. Полагаю, что и автор данной статьи - тоже.
И второе. Вообще меня удивляет то, что известные уважаемые и заслуженные люди (в данном случае Рязанов) позволяют себе публично что-то говорить на темы, которые напрямую с искусством не связаны. Да, на темы по своему профилю - пожалуйста, можно хоть монографии писать, где и высказывать свои мысли и чувства по поводу. Но касаться межличностных отношений... Мягко говоря - нетактично. Конечно, на кухне можно всё. Но публично...