История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    



Вера Ивановна Фирсанова осталась в российской истории удивительной для своей эпохи женщиной - бизнес-леди дореволюционной империи. Ее имя на заре 20 века гремело на всю Москву. Она подарила столице два значительных проекта, которые и сегодня представляют собой популярные достопримечательности - Сандуновские бани и Петровский пассаж. При этом личная жизнь Веры Ивановны оставляла желать лучшего, а от меркантильных мужей приходилось откупаться миллионами.


Любимая дочь и навязанный муж

Усадьба Фирсановых Середниково, 19 век. /Фото: zelenograd.ru

Усадьба Фирсановых Середниково, 19 век. /Фото: zelenograd.ru


Вера Фирсанова воспитывалась в семье крупного предпринимателя Москвы, который умел не только обращаться с деньгами, но и быстро их приумножать. Иван Григорьевич в дочери души не чаял и ничего не жалел для ее быта, образования и увлечений. Но вот с кандидатом в мужья просчитался. Веру выдали за сотрудника банка Воронина, но очень скоро стало понятно, что идея была плохой. Воронин хоть и вращался в финансовой среде, но собственным высоким доходом похвастать не мог. К этому прибавилась патологическая скупость муженька и излишняя горячность. Уровень и качество жизни женщины круто снизились. При щедром и богатом отце все было куда лучше. Вера с детства увлекалась театром и музыкой, но супруг держал ее дома, без повода мучил сценами ревности и лишал даже элементарных карманных денег. После рождения дочери Зои ситуация в семье только ухудшилась, и брак затрещал по швам.

Дойдя до полного отчаяния, Вера хотела было умолять отца забрать ее с ребенком от нелюбимого мужа. Но Иван Григорьевич неожиданно умер, оставив единственной дочери солидное наследство. Теперь она стала владелицей десятков московских зданий и богатого подмосковного имения. Естественно, первое, что сделала Вера – подала на развод. В ту эпоху дело выдалось сложным. По закону ответственность за несложившийся брак должен был брать на себя один из супругов. Женщина наняла именитого адвоката Плевако, который устроил все по высшему разряду. Правда, ненавистному супруг пришлось заплатить за сделку аж миллион рублей. Обрадовавшись щедрым отступным, Воронин выполнил все условия. Вера Ивановна вернула себе девичью фамилию и наконец была свободна.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Мифы и правда о доме Пороховщиковых: Тайны особняка в Староконюшенном переулке.

Второй хитроумный супруг

Петровский пассаж – личный проект Веры Фирсановой.

Петровский пассаж – личный проект Веры Фирсановой.


Понятно, что возглавить такой бизнес в одиночку было непросто. Еще и женщине. Но Вера Фирсанова обладала несгибаемым характером и высоким интеллектом. В течение года она уже пополнила ряды распорядительного комитета попечительского общества Москвы. Быстро осваивая дело, предпринимательница достроила и открыла богадельню с бесплатными квартирами для сирот и вдов. Часть помещений пожаловала под первую в городе школу для слепых детей. Вообще, с того момента Вера отдавала солидную часть своих доходов в пользу благотворительности. Учреждение было рассчитано на 400 постояльцев и находилось под патронатом самой императрицы. Открыла Вера Ивановна и обычные школы для бедных, приобретя для учеников одежду, учебники и тетради. На все праздники обязательно делала школьникам подарки. А количество ее крестных детей из бедняков нельзя было и сосчитать. С приходом в Москву холерной эпидемии Вера Ивановна построила бараки для изоляции зараженных, снабжая их бельем и необходимым инвентарем. Когда зараза отступила, крестьяне поставили за ее здравие огромную двухпудовую свечу.

Красивая, благородная, щедрая Вера превратилась в одну из самых известных дам высшего общества Первопрестольной. Писатель Амфитеатров говорил о Вере, как о женщине редкой красоты, которая замешана на старомосковском закале с парижским выпеком. Завидная невеста притягивала внимание самых видных поклонников, но замуж не спешила. Но вскоре Москва заговорила о неожиданной свадьбе. В 1892-м Вера Ивановна вышла замуж за генеральского сына Алексея Гонецкого, проявлявшего завидный интерес к коммерции, но не имевшего за душой ничего. Потомственный дворянин сходу ухватился за проект Сандуновских бань, помещение которых Вера сдавала в аренду знаменитому банщику Бирюкову. Вере понравилась идея супруга о реконструкции заведения, и она не стала ограничивать его в средствах. Супруг отправился в путешествие, чтоб почерпнуть европейский опыт, и вскоре работа закипела. В 1896-м Сандуновские бани открылись. Москва ахнула. Комплекс из восьми строений был отделан итальянским мрамором и норвежским кафелем.

Вода из Москвы-реки очищалась американскими фильтрами, а богатое многоуровневое освещение обеспечивала собственная электростанция. Долгое время Вера Ивановна никак не вмешивалась в управление банями, и Алексей вершил, что хотел. За деньги жены, разумеется, и немалые. В Сандуновских любил бывать Шаляпин, став частым гостем в Верином поместье. Он и намекнул Фирсановой, что она излишне доверяет Алексею, кутившему в Европе под видом работы в окружении дам. Так разладились отношения и со вторым супругом, проигравшим помимо всего в карты кучу денег. Вскоре выяснилось, что он продал бани, пытаясь перекрыть непомерные расходы, и терпение Веры лопнуло. Она выкупила объект снова, подав на второй развод. По той же схеме выплатила еще миллион очередному неблагонадежному супругу и снова была свободна.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как сложились судьбы потомков богатейшего рода Юсуповых с XVI века и до наших дней.

Нещадная революция и место гримерши

Фирсанова вкладывала в Москву кучу личных средств. /Фото: static.tildacdn.com

Фирсанова вкладывала в Москву кучу личных средств. /Фото: static.tildacdn.com


Завязав, как ей казалось, окончательно с делами сердечными, Вера Ивановна погрузилась в бизнес. Томная красавица, украшавшая московские балы, превращалась в эффективного капиталиста, как только дело касалось очередного проекта. Первая в городе бизнес-леди вела дела с завидным размахом и миллионной прибылью. В 1903 она начала новое грандиозное строительство магазина на Петровке. Спустя три года москвичи любовались просторными торговыми палатами Фирсановского пассажа под стеклянными сводами.

Ресторан «Прага» на Арбате тоже обустраивала Вера Ивановна. /Фото: otvet.imgsmail.ru

Ресторан «Прага» на Арбате тоже обустраивала Вера Ивановна. /Фото: otvet.imgsmail.ru


Там разместились все известные российские и зарубежные бренды, и торговому центру нигде не было равных. А потом грянула революция. Фирсановский пассаж перезвали Петровским. Новая власть отобрала у богатейшей предпринимательницы и известной благотворительницы все. Ее выселили из родового имения, выделив крохотную комнату на Арбате. Вера Ивановна около 10 лет жила в лишениях. Но зато наконец наладилась личная жизнь.

Москвичи называли Фирсановский пассаж чудом света. /Фото: likes.ru

Москвичи называли Фирсановский пассаж чудом света. /Фото: likes.ru


Теперь рядом был юрист Лебедев, который просто любил её. Старый друг Шаляпин устроил Фирсанову гримершей в театр, благодаря чему она выехала на заграничные гастроли и больше не вернулась. В Париже Вера Ивановна не бедствовала, консультируя французских промышленников. В 72 года женщина умерла во французской столице, где и была похоронена.

А далее предлагаем узнать 11 слов из XX века, которые радикально изменили значение в наши дни.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3727
21.07.2023 21:21
В закладки
Версия для печати




Смотрите также