Как Екатерина II своими нарядами пыталась завоевать любовь русских и запугать иностранцев

Екатерина II, будучи немкой, решила использовать свои наряды как способ показать, что стала на 100% русской. В качестве визуализации она выбрала платья, которые должны были выставить ее человеком, уважающим русские традиции. Она хотела, чтобы ее народ принял, и это сработало. В гардеробе появились кафтаны и кокошники, красные платья, соболиная шапка и платья на манер гвардейского военного костюма. Используя их на праздниках и важных встречах, императрица одним видом показывала свое расположение одним, а другим намекала, что не стоит нарушать ее планы – ответ будет жестким.
Красное платье Екатерины II как символ легитимности на престоле

Екатерина 2 в красном платье.
Екатерина II, по приезде в Россию, поняла, что она станет ее домом на многие годы, и не стала противиться судьбе. Приняла этот факт и стала изучать русский язык, традиции и обычаи народа. Завоевать первое расположение получилось после того, как, находясь в очень тяжелом состоянии из-за простуды, отказалась от заграничных врачей, а послала за Симоном Тодорским. Так началось ее внедрение в доверие к русскому народу, чтобы те забыли о ее происхождении.
На протяжении своего властвования Екатерина не единожды утверждалась с помощью русского платья, которое позже стало официальным нарядом для торжественных и важных мероприятий. Миф о своей «русскости» она начала с великого маскарада, который был устроен для народа – «Маскарад Минервы». На него были потрачены тысячи рублей из казны, участвовало 4 тысячи артистов, и длился он три дня. Маскарад носил развлекающий и поучительный характер одновременно, а императрица считала, что такое увеселительное действие должно расположить к ней людей. Она совместила маскарад с Масленицей, поэтому веселье с переодеванием влилось в атмосферу русских гуляний. Сама же императрица в это время находилась у окна, облачившись в простой наряд с красным шлейфом, который напоминал богиню Минерву, которая, по легенде, исправляла и улучшала жизнь.
Постановление о «русских платьях»
Петр I за время своего правления внедрял европейский стиль, а Екатерина II – русский, и это она сделала с помощью нарядов, которые пошила себе и велела подобные надевать придворным дамам. Однако шили такие наряды не в России, а во Франции, где были известные кутюрье, из заграничных материалов. Платья обходились в 1500 – 2000 ливров, но, учитывая даже такую цену, их можно назвать экономными, потому что для французских дворян и императора они обходились в 4 000 ливров. Стоимость объяснялась большим количеством материала (до 20 метров на одно платье) и аксессуаров, хотя «русские» платья были наполовину скромнее, чем европейские. Их считали в Европе сильно простыми, но затем и там на них появилась мода.
Екатерина II использовала в своих нарядах кокошники и кафтаны, взятые из традиционной одежды русского народа: короткий шлейф, двойные рукава, меньше вышивки, верх и низ разного цвета. В день рождения Павла Петровича императрица появилась в наряде, состоящем из халата со шлейфом из светло-зеленого шелка, жилета с короткими рукавами наподобие полонеза из золотой парчи и шляпки, усыпанной бриллиантами. Затем она ввела постановление, что придворные дамы и дворяне по случаю торжеств должны быть в русских платьях. Высшую знать от частых переодеваний спасло то, что торжественных событий было немного – до десятка в год, а в остальные дни можно было носить наряды на свое усмотрение. В отличие от женщин, мужчины надевали французские наряды.
Кафтан и соболий колпак

Екатерина 2 в кокошнике и кафтане.
Элементы платья Екатерины II могли указывать на события или действия, на которых она хотела сделать акцент. Например, любовь и близость к народу она решила показать, надев на голову кокошник. Когда начались военные действия на территории Молдавии, императрица была в платье с восточным элементом, надев поверх него кафтан, отделанный мехом. На голову императрица надела кокошник, чтобы не забывали, что она представляет русский народ. Этот наряд, который прозвали «молдаван», она носила, пока продолжались боевые действия в Молдавии с турками.
Екатерина II мастерски использовала накидку с меховой оторочкой – одеждой поляков, когда намечался раздел Польши, создавая образ непобедимой государыни. В этот период она появлялась в красном платье с накидкой, в которой пройма была отделана мехом. Этот образ сильно напоминал Рогнеду с картины Лосенко, которая была в подобном наряде. Эту картину приобрела императрица, только осталось загадкой – она взяла ее образ для подражания или же Рогнеду написали с Екатерины II. Картина символическая: на ней половецкой княжне князь Владимир возвращает победу. Польская мантия прослеживается и в другом наряде императрицы: поверх белого атласного платья надевала красную бархатную мантию с длинным шлейфом.

Екатерина 2 в шапке.
Шапка, напоминающая казацкий колпак, но с меховой отделкой, была на Екатерине II, когда ей дали титул «Мать Отечества». Она же вошла в ее дорожный ансамбль, дополняя кафтан с застежками. Этим императрица показала доброе отношение к запорожским казакам, а с другой – указала на раздел Польши.
Платье-мундир Екатерины II для короля Густава III: издевка и угроза

Екатерина 2 на встрече с Густавом 3.
Екатерина II не раз с помощью русского платья намекнула Густаву III, что она сильнее и не верит в его лесть. Когда король впервые посетил столицу России, то думал, что сможет произвести впечатление и завоевать доверие своим обаянием ради того, чтобы уговорить императрицу на создание союза для победы над Данией. Но Екатерина II подготовила кузену сюрприз – зная о том, что он собирается ввести национальную одежду дома, ему во дворце встречались женщины в русских платьях. Это был тонкий намек на силу.
Вторая встреча состоялась во Фридрихсгаме по политическим вопросам, которая в итоге не принесла результата, но Екатерина II явилась на нее в красноречивом наряде. На ней был костюм в стиле формы Лейб-гвардии Преображенского полка, намекнув тем самым, что России есть что поставить в противостояние Швеции. Ко всему прочему своим платьем она испытывала терпение Густава III, который не любил, чтобы во дворцах ходили в военной форме. Впрочем, императрица имела полное право одевать военный мундир, потому что числилась полковником всех гвардейских полков. Екатерина II любила говорить, что нет платья почетнее, чем мундир. Однако без битвы не обошлось. Встреча только отодвинула ее на некоторое время, хотя она никому не принесла положительных результатов за два года – границы остались прежними.
Мнимая близость императрицы к народу

Екатерина 2 и народ.
Во многих действиях Екатерины II можно проследить больше пропаганды, чем истинной заботы о русском народе. Надевая кокошник и русские платья, чтобы понравится, она в тоже самое время еще больше усложнила жизнь крестьян, а у дворян началась веселая и беззаботная. Шапка-колпак, которую можно принять за казацкую вряд ли была проявлением любви к казакам, хотя это могло так показаться. Именно при Екатерине II была расформирована Запорожская Сечь, которая очень долгое время выполняла функцию охраны южных рубежей, а казаки играли важную роль в войнах с Крымским ханством. Они остались на службе частично в сформированном Войске Верных Запорожцев.
Императрица любила устраивать показные мероприятия. Например, устроив конкурс по решению крестьянского вопроса, присылаемые работы почему-то держались в секрете. Прославление победы над Османской империей выразилось в поездке Екатерины на юг, которое обошлось миллионными расходами в то время, когда Россия стояла на грани голода из-за засухи, а значит экономического кризиса. Для нее пускать пыль в глаза оказалось важнее истинных намерений. Даже когда в стране разразилась эпидемия, императрица это отрицала. Она писала иностранным писателям и журналистам, что тот, кто скажет им о большом количестве смертей в России, пусть ответят, что все это ложь. Подобное писала и о крестьянах, что при ее правлении теперь на улице нельзя найти тощего человека и раздетого мальчонка, хотя ранее босоногие дети бегали по снегу.
Екатерина II тратила много денег и была неравнодушна к оригинальным дорогим камням, поэтому, когда услышала о существовании бриллианта «Великого Могола»в 700 карат, приложила все усилия, чтобы его заполучить. Но ювелир, обрабатывая камень, так его обточил, что он стал наполовину меньше.


