Во времена СССР конструкторы трудились над различными проектами, некоторые их которых по праву можно назвать грандиозными. Правда, многие из них так и не были воплощены в жизнь, так и остались проектами. Читайте в материале, какие идеи пытались донести до мира советские ученые, и чего не хватило для их осуществления: шаропоезд, уникальный летательный аппарат, лазерное оружие и другие разработки советских времен.
Терра-3: лазерное оружие, которому не хватило мощности
Терра-3 была самым современным для своего времени лазерным противоракетным комплексом. /Фото: himg2.huanqiu.com
Терра-3: так назывался противоракетный и противокосмический экспериментальный комплекс, основу которого составляло лазерное оружие. Такой проект был начат в 1965 году и в последующем удивлял своими противоречивыми результатами.
Что умела Терра-3: засекать космические спутники и получать их координаты, и кроме того, уничтожать их электронные светочувствительные приборы. Все было бы хорошо, но мощности луча для разрушения боеголовок было недостаточно. Разработки велись вплоть до 1992 года, а затем были остановлены как малоперспективные.
Руководил проектом Николай Басов, который считал, что работу следует продолжать. Однако по утверждениям многих инженеров, использование лазера для противоракетной обороны невозможно. Проект Терра-3 был прикрыт, однако он останется в истории как одна из самых дерзких оборонных разработок.
Шаропоезд: зима помешала
Шаропоезд Николая Ярмольчука. /Фото: zastava-nkk.ru
В 1929 году Николай Ярмольчук представил интересный проект: им был разработан поезд-монорельс, оснащенный шарообразными колесами и встроенным внутренним электродвигателем. Оригинальный шаропоезд должен был двигаться по желобу из бетона, полукруглой формы. Предполагаемая скорость движения — до 300 километров в час.
В 1933 году было опубликовано мнение экспертной комиссии, которая выявила в проекте существенные недостатки. Например, в холодное время года на желоб намерзал лед, потому передвижение даже с не слишком большой скоростью становилось очень рискованным. Но это было не самым страшным по сравнению с необходимыми для прокладки пути и изготовления двигателей финансов. В результате проект «Шаропоезд» отнесли к экономически нецелесообразным и закрыли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие символы советской эпохи люди помнят и через 35 лет после развала СССР.
Лунная база «Звезда», на которую не хватило денег
На реализацию проекта Лунная база «Звезда» требовалась огромная сумма. /Фото: urank.ru
Лунная база «Звезда» представляла собой жилую станцию, на которой могли поместиться девять человек. В ее состав входили три жилых отсека, помещение командного пункта, научная лаборатория с мастерскими, склад, спортивный зал с медицинским пунктом, кухня, столовая. Разработки были закончены в 1971 году. В качестве поставщика энергии предполагалось использовать ядерный реактор. Что касается воды, то ее планировалось получать на месте стоянки, извлекая кислород из грунта.
Дополнительно для базы была разработана буровая установка и тягач, необходимый для перевозки «Звезды». Когда программу перевели в денежное выражение, оно составило шокирующую сумму — пятьдесят миллиардов рублей. Так как сумма была очень большой, государство не смогло выделить ее, и проект был закрыт.
Башня Никитина-Травуша: японцы не получили ее
Башня Никитина-Травуша имела расчетную высоту 4000 метров. /Фото: historytraditions.com
Проект небоскреба, который имел высоту 4000 метра (а это в шестидесятые годы был самый высокий вариант в мире) был разработан в 1966 году. Дело было поручено двум ученым — Владимирцу Травушу и Николаю Никитину.
Изначально такой впечатляющий небоскреб должны были построить в Японии, где ему предназначалась роль жилья на пятьсот тысяч человек. При разработке ученые учли все нюансы, от системы жизнеобеспечения до постройки инженерных коммуникаций. Не забыли и о том, что Япония — страна с повышенной сейсмоактивностью и ураганными ветрами. Потому небоскреб должен был быть особенно крепким, прочным, устойчивым и готовым выдержать все испытания. Возможно, он бы таким и стал, так как ученые приложили немало усилий, чтобы сделать его реальностью. Но в 1969 году все закончилось. Проект закрыли, а причиной назвали его непомерно высокую стоимость. Все чертежи планировалось использовать при постройке иных задний, но они так и не получили применения, так как стоимость превышала все мыслимые и немыслимые пределы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выживали советские автомобилисты зимой и с какими проблемами сталкивались.
ЭКИП: летательный аппарат будущего
ЭКИП — проект авиаконструктора Льва Щукина.
В начале восьмидесятых годов авиаконструктор Лев Щукин изобрел многофункциональный безаэродромный летательный аппарат, который был очень похож на неопознанный летательный объект. Его навали ЭКИП, что расшифровывалось как "Экология и прогресс". Уникальный аппарат умел летать на высоте от трех до десяти километров и развивать скорость до 610 километров в час. Расстояние полета составляло шесть тысяч километров.
ЭКИП имел особенное аэродинамическое строение, была использована схема «несущего крыла. Внутри могли находиться 1200 человек, а расход топлива был гораздо меньше, чем у самолета. При этом производство такой воздушной тарелки было дешевле, чем уже существующих летательных аппаратов.
ЭКИП по замыслу изобретателя мог использоваться в самых разных целях, были планы поставить машину на вооружение. Приборы акустической направленности, а также тепловые и радиолокационные не могли ее засечь так как аппарат был выполнен из карбона. В советские времена этот проект был очень популярен, но до широкого воплощения в жизнь не дошло, а когда страна советов развалилась, про ЭКИП просто забыли. В двухтысячных годах были найдены американские инвесторы, но от их вложений пришлось отказаться: предлагалось производство исключительно в США, а не в России.
ЭКИП так и не вышел в массы. Долгие годы опытные образцы вызывали огромный интерес и изучались в различных лабораториях, как в Европе, так и в России. С 2011 года все образцы ЭКИП можно лицезреть в Военно-Техническом Музее, располагающемся в селе Ивановское Московской области.
Да, советскими учеными и инженерами создавались очень интересные проекты, в немалом количестве, и большинство их них так и не стало массовым. Некоторые были нерентабельны с точки зрения экономики, другие просто не могли быть поняты, так как были слишком инновационными. Но наука и прогресс не стоят на месте, возможно, скоро люди познакомятся с другими, очень интересными разработками отечественных ученых.
Прочтите в другой нашей статье о том, почему Ольгу Книппер все ненавидели и считали плохой женой великому Чехову: гулящая женщина или любимая муза.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: