Стрекозы и вьющиеся растения, бабочки и прекрасные длинноволосые девушки – украшения ювелирного дома Фуке с первого взгляда кажутся очень знакомыми каждому, кто хоть немного знаком с историей искусства. В этом нет никакой ошибки – самые выдающиеся украшения для этого предприятия создал знаменитый художник Альфонс Муха. Но история дома Фуке гораздо шире этого легендарного сотрудничества...
Украшения дома Фуке.
Основателем ювелирного дома, известного теперь в первую очередь сотрудничеством с выдающимися художниками модерна, был отец Жоржа Фуке – Альфонс. Он прошел долгий путь от подмастерья в квартале Марэ до основателя собственного дела. Знаменитым он стал после победы на конкурсе по созданию свадебного подарка для наследника египетского престола, а спустя пять лет открыл магазин украшений в венецианском стиле. Альфонс Фуке был одним из первых, кто ощутил всю прелесть зарождающегося стиля ар нуво, но смерть помешала ювелиру насладиться расцветом модерна. В 1895 году компанию унаследовал его сын Жорж.
Украшения по эскизам Альфонса Мухи.
Жорж был человеком творческим, но при этом обладал редкой деловой хваткой и в некоторой степени беспринципностью. Ювелирный дом Фуке перенимал чужие идеи и адаптировал к вкусам публики – например, без зазрения совести перенимал образы работ Рене Лалика. Самым успешным дизайном Жоржа Фуке был браслет «Роза руки», который тонкая изящная цепочка соединяла с кольцом – время от времени и по сей день этот браслет оказывается на пике моды.
Брошь-орхидея.
Но в первую очередь Жорж известен самой успешной коллаборацией в истории ювелирного дизайна – приглашением художника Альфонса Мухи для разработки эскизов украшений. Фуке видел, что ар нуво набирает популярность, однако осознавал, что конкуренция уже достаточно высока. На одной из выставок он обратил внимание на роскошные украшения, которыми художник одаривал героинь своих картин и плакатов.
Эскиз Альфонса Мухи для Фуке.
Эскиз Альфонса Мухи для Фуке.
Муха внимательно исследовал мир природы, чтобы найти свежие образы.
Эскиз Альфонса Мухи для Фуке.
Слева - реализация эскиза, справа - применение восточных мотивов.
Эскиз Альфонса Мухи для Фуке.
Украшение на основе эскиза выше.
Наряду с утонченными девами, запутавшимися в собственных косах – самым растиражированным образом творчества Мухи – в брошах и браслетах появляются кувшинки и душистый горошек.
Нетипичные растительные мотивы, введенные Мухой.
Женские образы с картин Мухи в украшениях.
Ирис – цветок модерна – предстает столь же часто. Крылья насекомых и побеги растений оказываются переплетены и стилизованы настолько, что уже трудно угадать реальный образ. Европейская публика увлечена искусством Востока, и Муха не пренебрегает использованием формы лотоса, но трактует его в собственной манере.
Шпильки с восточными мотивами.
Гребни в японском стиле.
Иногда в украшения включаются утонченные фантастические пейзажи, выполненные в сложных, декадентских оттенках.
Пейзажи в украшениях дома Фуке.
На смену драгоценным камням в украшениях Фуке периода сотрудничества с Мухой приходят опалы и ониксы, смело включается эмаль, переживают новый период популярности жемчужины неправильной формы – ведь в моде все неправильное, иррациональное, искривленное. Перламутр входит в число любимых материалов ювелиров модерна.
Новые материалы в украшениях модерна.
В моде жемчуг неправильной формы.
Жемчуг, эмаль и поделочные камни.
Результатом совместной деятельности гениального художника и талантливого коммерсанта стало множество украшений, вошедших в анналы истории декоративно-прикладного искусства.
Работы Мухи для дома Фуке - своего рода классика модерна.
Украшения по эскизам Альфонса Мухи.
Именно Фуке и Муха придумали золотой браслет-змею, ставший буквально символом ювелирного искусства модерна. Украшение было создано для легендарной актрисы Сары Бернар к премьере ее спектакля «Медея». Жорж Фуке представил украшения, созданные по эскизам Мухи, на Всемирной выставке в Париже, где завоевал золотую медаль.
Слева - культовый браслет-змея.
Сотрудничество Мухи и Фуке не ограничивалось созданием украшений. В 1900 году, на заре XX века, Фуке пригласил художника спроектировать внешний вид и интерьер его магазина – от вывески до дверных ручек, от мебели до светильников. Муха задумал магазин как целостное произведение искусства, как бы продолжающее плавные линии и изысканные формы созданных им украшений. Он стремился создать особый мир, в котором главную роль играла бы красота. Художник, как и все создатели интерьеров эпохи модерна, обратил взор к природным мотивам. Сверкающие многоцветные витражи создают ирреальное впечатление, а роскошь интерьера подчеркивают грациозные павлины. Вывеска выполнена специально разработанным «модерным» шрифтом.
Экстерьер бутика Фуке.
Судьба этого интерьера была непростой. В год открытия бутика его обстановка произвела настоящий фурор, и в неизменном виде интерьер существовал до 1923 года. Затем, после прекращения сотрудничества с Мухой и по причине изменения доминирующего стиля ювелирного дома, на место изысканных и роскошных решений Мухи пришла более современная мебель – строгие формы, четкие линии… В начале Второй Мировой войны семья Фуке передала музею Карнавале на хранение уцелевшие фрагменты интерьера, созданного Мухой. В конце 80-х музей Карнавале завершил труднейший свой проект – реконструкцию интерьера бутика Фуке.
Интерьер бутика Фуке.
В 1923 году союз Мухи и Фуке был расторгнут. Виной тому стали падения доходов, финансовый кризис и неспособность Фуке более оплачивать дорогостоящие услуги знаменитого художника. Вкусы публики тоже менялись, силу набирал стиль ар-деко – более агрессивный, функциональный, опасный.
Сын Жоржа, Жан, получил классическое образование и мечтал стать писателем, но в начале 1920-х занялся работой в ювелирном доме отца. Он был большим поклонником современного искусства, абстракционизма и других модернистских течений, что позволило ему создавать узнаваемые, стильные и простые украшения в геометризированной манере. Украшения, созданные Жаном, считаются выдающимися изделиями ар деко. Ювелирный дом Фуке стал тем редким предприятием, которое сумело быстро адаптироваться к появлениям двух революционных декоративных стилей – модерна и ар-деко. Жан по примеру своего отца пригласил к сотрудничеству ювелира Луи Фертея и художника-плакатиста Адольфа Мурона.
Несмотря на социальные, экономические и политические потрясения, еще несколько десятилетий после разрыва с Мухой дом Фуке продолжал создавать украшения, которые сегодня притягивают внимание коллекционеров по всему миру.
Украшения по эскизам Альфонса Мухи.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: