Война 1941 -1945 годов не была только мужским уделом. Когда речь шла об освобождении от захватчиков и их насилия, в строй становились даже дети. В голландском сопротивлении было две сестры, которые наравне со взрослыми выполняли задания по подрыву мостов, соблазняя нацистов, заманивали их в лес и там убивали. Они тяжело переносили свои поступки, будучи морально не готовыми к убийствам, но сказали: «мы должны были это сделать». Присоединившаяся позже рыжеволосая студентка Шафт, буквально 18 дней не дожила до освобождения, но про нее не забыли в мирное время, причислив ее к героям. А вот про сестер Оверстейген не вспоминали до 2014 года, потому что их действия не соответствовали направлению страны.
Семья Оверстейген с коммунистическими взглядами
Сестры Оверстейген Труус, Фредди со сводным братом. / Фото: mavink.com
Девочки Фредди и Труус родились в семье Якоба Оверстейгена в Шотене Северной Голландии. Родители оказывали помощью сбежавшим евреям из Германии, помогая им пересекать границу с Нидерландами. Потом беженцев прятали в трюме баржи, потому что полиция их передавала в гестапо. Они выполняли и другую социальную работу, являясь членами «Красной помощи», поддерживая коммунистический курс. Из-за своих взглядов оказались в сложной ситуации, когда Германия оккупировала Нидерланды.
Семья Оверстейген жила на барже, но когда родители решили разойтись, мать с дочерьми переехали в небольшую квартиру. Девочкам приходилось делить одну кровать на двоих, но привыкшие с детства к сложным условиям жизни их это не пугало. Несмотря на тесноту, семья приютила две еврейские семьи, которые пришлось срочно перепрятывать, когда появились немцы. Многие знали, что Тритьен (мать девочек) поддерживала коммунистов, и это могло привести к обыскам в доме, а значит возникал риск, что евреев схватят. Хотя это не помогло их спасти. Фашисты их обнаружили, и об этих евреях уже никто ничего не слышал.
Приглашение сестер Фредди и Труус в организацию ополчения
Фредди Оверстейген. / Фото: m.fishki.net
Девочки уже в 30-х годах помогали родителям в их деятельности. Для детей беженцев мастерили кукол, и научились скрывать информацию, когда в их доме проживали чужие. Так получилось, что они рано столкнулись с незаконными действиями, которые делались во имя добра.
В 1940 году сестры участвовали в распространении листовок, призывая помогать беженцам. А на следующий год – к всеобщей забастовке против немцев, которых становилось все больше. На призыв откликнулось очень много людей, но ее жестоко подавили. Сестры помогали распространять информацию о забастовке, печатая листовки на фабриках. Последовавшие репрессии подтолкнули евреев уйти в подполье и вести деятельность скрытно. Но с каждым днем становилось все сложнее, потому что существовали щедрые «подушные» для тех, кто выдавал любые сведения о евреях.
Активность сестер, Фредди и Труус, заметил один из лидеров небольшой ячейки Франс ван дер Вилль. Но сначала спросил разрешение у их матери на то, чтобы девочки стали членами группы сопротивления. Она сказала, что дочки могут это сделать, наказав им оставаться в любой ситуации людьми. На тот момент Фредди было 14, а Труус – 16 лет. Эта группа сопротивления в Харлеме стала самой действующей и известной, хотя состояла всего из 8 человек.
На войне все средства хороши: как сестры добывали информацию и заманивали нацистов
Группа сопротивления. / Фото: forums.d2jsp.org
Группы сопротивления занимались уничтожением коллаборационистов, помогающих оккупантам, и непосредственно устраняли самих нацистов. Подрывали железнодорожные мосты, собирали информацию. Командир группы сказал девочкам, что придется научиться стрелять и убивать, на что Труус ответила, что такое еще не выполняла.
Фредди не выглядела на свои 14, смотрелась совсем девчонкой с длинными косами, поэтому на нее не обращали внимания, когда она каталась на велосипеде, а в корзинке у нее лежал пистолет. Однажды, колеся вместе с сестрой по округе, они смогли убить солдата прямо на ходу. Но чаще девочки находили немецких солдат для своих целей в тавернах и барах. Предлагали им романтическое приключение и уводили соблазнившихся в лес, а там уже разбирались с ними сами, или помогали товарищи из группы. Девочкам сложно было в первое время принимать то, что они убивают людей, хотя те являются их врагами. Это не оправдывало то чувство внутри, которое возникало не в момент, когда стреляешь, а когда он начинает падать. «Первое желание – подбежать и помочь встать», - делилась воспоминаниями Фредди.
Девочки работали медсестрами в госпитале Энсхед, который находился на границе Германии и восточной Голландии. С этого места им был виден немецкий аэродром, поэтому могли собирать ценную информацию.
Третья участница группы сопротивления Ханни Шафт
Ханни Шафт, участница группы сопротивления. / Фото: wiki2.org
В 1943 году в группу сопротивления вступила еще одна участница, 24-летняя Ханни Шафт. Ее считали интеллектуалкой, потому что была студенткой в отличие от других участников, являющихся выходцами из простых семей, без высшего образования. Несмотря на то что в группе оказалось три девочки, работали они чаще отдельно. У Ханни были свои задания.
Группа работала по устранению нацистских пособников, спасали еврейских детей, устраивали побеги пленным. У Шафт были запоминающиеся рыжие волосы, поэтому для конспирации она перекрасила их в черный цвет. Неудачная попытка застрелить информатора СД де Рюйтера привела к тому, что на ее след вышло гестапо. Ее схватили буквально за 18 дней до освобождения на посту, потому что кто-то из немцев обратил внимание на корни волос, которые отросли и стали рыжими. Девушку замучили и расстреляли в застенках, а после войны она была признана народным героем.
«Всегда оставаться людьми»: от какой операции отказались сестры
Партизаны Нидерландов. / Фото: waralbum.ru
Оставаться человечными в жестоких условиях, когда еще и приходится убивать – сложно. На это Фредди сказала: «Мы должны были это сделать», «это было неизбежное зло». Их обвиняли в том, что группа сопротивления навлекает на головы мирных жителей злость оккупантов, и те расстреливают ни в чем не повинных граждан. Оверстейген ответила, что не думает, что они в этом виноваты, потому что не были террористической организацией. А претензии нужно предъявлять к тем, кто поистине убивал миллионы ни в чем не повинных людей.
И все же у девочек также оказалась грань, которую они не смогли переступить. Перед ними поставили задачу – выкрасть детей нацистского офицера Артура Зейсс-Инкварта, рейхскомиссара оккупированных Нидерландов. Дети предназначались для обмена на членов голландского подполья, которые находились в плену. Присутствовал риск, что с группой могут не пойти на сделку или возникнут другие обстоятельства, при которых дети могут пострадать или вообще погибнуть. От операции сестры Оверстейгены и Ханни Шафт отказались. Шафт сказала, что они не гитлеровцы, и детей не убивают.
Девушки ужасно переживали, когда не получалось спасти еврейских детей. Один раз при переправке луч прожектора успел засветить их, и раздалась автоматная очередь. В живых остался только один ребенок.
Послевоенная жизнь и награда Военный крест за акты сопротивления в годы Второй мировой войны
Вручение креста за мобилизацию сестрам Оверстейген. / Фото: time.com
Сестры Оверстейген дождались освобождения Нидерландов и устроили свою личную жизнь. Труус, которая фактически являлась лидером среди девушек группы сопротивления, вышла замуж за соратника из группы, стала художником и скульптором. Написала мемуары о происходивших событиях в годы войны, делилась рассказами и опытом на лекциях. У нее была активная жизнь, в сравнении с сестрой Фредди, которая оказалась более тихой и спокойной. Она даже завидовала сестре Труус, потому что создалось впечатление, что про нее забыли. Успокаивала себя мыслью, что тоже была участницей группы сопротивления.
Фредди смогла забыть ужасы войны в семейной жизни. Она вышла замуж, родила троих детей, дождалась внуков. Согласно воспоминаниям, именно она, несмотря на свой спокойный характер и меньший возраст, первая убила немца. Как-то Трусс спросили, сколько они убили всего врагов, на что она ответила, что такое у солдат не спрашивают.
Фредди и Труус долгое время были обделены вниманием правительства, а все потому что являлись членами молодежной коммунистической группы, а это противоречило антисоветскому настроению Нидерландов. Только в 2014 году женщины были представлены к кресту за мобилизацию. А через два года на экранах появился документальный фильм, рассказывающий о подвигах сестер в сопротивлении. В этом же 2016 году умерла Труус. Фредди не дожила до своего 93-летия один день, скончавшись в доме для престарелых в 2018 году.
Подобных героев, которые не рассказывали даже своим детям о подвигах во время Второй мировой войны, много. Еще одна участница голландского сопротивления Филлис Латур под кодовым именем Женевьева передавала вязаные шифры, собирая информацию как подросток.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: