Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    

Непредсказуемый Арти Шоу: великолепный джаз на кларнете, война в Японии и восемь жён.

Непредсказуемый Арти Шоу: великолепный джаз на кларнете, война в Японии и восемь жён.

У Арти Шоу, которого называли лучшим джазовым кларнетистом своего времени, отродясь не было ни протеже, ни продюсеров, никогда он не ставил перед собой амбициозных целей, а занимался лишь тем, что нравилось ему. Когда ему надоедал кларнет, он мог, забросив его в дальний угол, заняться чем угодно – он прекрасно стрелял, отлично разбирался в рыбной ловле, брался даже за высшую математику, написал несколько книг и успел жениться целых восемь раз.


Многие знаменитые музыканты, такие как Дюк Эллингтон или Каунт Бейси, всю жизнь работали с одним оркестром. У Бенни Гудмена их было два, а неугомонный Арти раз за разом собирал свои оркестры и, находясь на пике славы, распускал их и начинал искать что-то еще более интересное и новаторское, возможно, вообще не существующее в реальности. И эта его настойчивость в поисках, сопровождающаяся при этом новой прекрасной музыкой, не может не восхищать.

Легендарный Арти Шоу

Легендарный Арти Шоу


Настоящее его имя - Артур Иаков Аршавский. Будучи еще мальчишкой и услышав как-то игру заезжего музыканта на саксофоне, он твердо решил научиться играть так же. Отказывая себе буквально во всем, через год на сэкономленные деньги купил старенький саксофон, довольно быстро освоил его и вскоре уже выступал в своем городке. А в 16 лет, присоединившись к танцевальному оркестру Джонни Кавалларо, отправился вместе с ним колесить по Америке. В оркестре требовался кларнетист, и Артуру предложили играть на кларнете. Он попробовал, и кларнет ему так понравился, что с тех пор он больше никогда с ним не расставался.

И с кларнетом он больше не расставался.

И с кларнетом он больше не расставался.


Переходя из одного оркестра в другой, он попадает в “Commanders” Ирвинга Аронсона, находясь в котором проникся огромной любовью к классической музыке, особенно вдохновляли его авангардисты – Дебюсси, Стравинский, Шостакович. В дальнейшем он будет часто использовать их музыку в своих аранжировках.

С 20 лет Артур начинает самостоятельно выступать на различных танцплощадках под псевдонимом Арти Шоу. При этом он постоянно пытался привнести в свою игру что-то необычное – это могла быть случайно услышанная где-то мелодия или фрагменты классической музыки. А иногда вообще забрасывал джаз и переключался на классику.

Арти Шоу играет джаз.

Арти Шоу играет джаз.


В 1936 году для выступления на свинг-концерте “all-star” в театре Империал Анри сформировал свой первый бэнд, который должен был играть на разогреве между выступлениями звезд. Состав ансамбля был не совсем обычным, – струнная группа из четырех музыкантов, ударник без сопровождения пианиста и сам Арни, играющий на кларнете соло. Никому не известный Шоу, исполнив свою пьесу Interlude in B-flat («Интерлюдия в си-бемоль»), своим выступлением поразил публику, трижды вызывавшей его на “бис”. А “звездам” пришлось подождать.



После этого об Арни и его новаторских идеях заговорили в музыкальном мире, но он вскоре распустил свой ансамбль.

Через год появляется уже его новый джаз-оркестр и первый хит, Begin the Beguine, за которым последовала целая серия композиций.



Арти пригласил в свой ансамбль чернокожую джазовую певицу, обладающую великолепным вокалом, Билли Холидей, вопреки царившим в то время предрассудкам. Проработала в ансамбле она недолго, и, к сожалению, осталась лишь одна запись ее выступления с оркестром Арти Шоу.



Этот оркестр стал необычайно популярным в мире, а об Арти в музыкальных кругах заговорили, как об одном из лучших джазовых кларнетистов, сравнивая его с “королем свинга” Бенни Гудменом.
Но вскоре Арти Шоу разочаровался в шоу-бизнесе, великолепный ансамбль распался, музыканты разошлись по другим оркестрам, а Арти уехал в Мексику.

«…Еще два года назад нам нравилось просто играть, а теперь все это — бизнес. Я — музыкант, а не бизнесмен… Честно говоря, я несчастлив в музыкальном бизнесе. Может быть, я даже к нему не принадлежу. Мне нравится музыка, я люблю ее и живу ею, но бизнес для меня плохо пахнет…»

Вернувшись обратно через пару месяцев, Арти организовал новый прекрасный оркестр «Грэмерси файв», в который, помимо его самого, входили такие великолепные музыканты, как Билли Баттерфилд (труба), Джонни Гварниери (клавикорд), и два тромбониста - Джек Дженни и Рэй Коннифф. Записав с этим оркестром несколько суперпопулярных хитов, Арти опять ушел в тень, распустив оркестр.



В 1942 году, когда японцы разбомбили американскую морскую базу Пирл-Харбор, Арти, находясь в очередном творческом кризисе, забросил кларнет и вступил в ВМС США. Но и там ему предложили создать оркестр для выступления на военных базах и выдали кларнет. Полтора года Арти и его оркестранты работали на износ в очень тяжелых условиях, давая иногда по 4 концерта в день, а в 1944 году его демобилизовали по состоянию здоровья.

Немного оправившись, Арти создает в 1944 году еще один биг-бэнд, считающийся самым лучшим из всех когда-либо им созданных.



Дела в оркестре шли неплохо, но в 1946 году Арни, опять ударившийся в философские рассуждения, на закате эры свинга распустил и это свое детище. Сам же с головой погрузился в изучение классической музыки, записав несколько коротких пьес своих любимых композиторов, и выступая в качестве солиста с известными симфоническими оркестрами.

В 1954 году он окончательно завершает свою музыкальную карьеру. Комментируя это свое решение, Арти сказал: «Я думал, что так как я был Арти Шоу, я мог делать то, что я захочу, но все они хотели Begin the Beguine».

Личная жизнь


Арти Шоу, постоянно создавая и распуская свои оркестры, успевал так же регулярно жениться и разводиться. Всего у него было восемь браков, и почти все они, за исключением последнего, были довольно скоротечны, разводы следовали один за другим. Он с легкостью покорял женские сердца не только своей мужской красотой и широкой известностью, но также и отличающей его от многих интеллектуальной привлекательностью, которая зачастую служила и причиной развода. Арти, сам будучи человеком широкого кругозора, постоянно стремящимся узнавать что-то новое, искал это и в женщинах, но очень скоро разочаровывался в них. Лишь со своей последней женой, Эвелин Кейс, он прожил удивительно долго – 28 лет.

Вот лишь некоторые из его красавиц-жен:

Красавицы-жены Артура Шика

Красавицы-жены Артура Шика

Лана Тёрнер,в браке 1 год, 1940-й; Бетти Керн с дочкой, 1940-1942;
прелестная Ава Гарднер, выдержала два года, 1945-46-й; Кетлин Уинзор, 1946-1948;
Дороти Доулинг, в браке 1952–1956; Эвелин Кейс 1957-1985 гг.

Арни скончался в возрасте 94 лет в 2004 году.



Джаз бессмертен. Его исполняют и сегодня. Одна из ярких представительниц этого музыкального направления Теона Контридзе, которая говорит о себе так - «большая попа, хороший вокал и замечательный вкус».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9624
22.06.2017 16:56
В закладки
Версия для печати




Смотрите также