История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



С давних времён таинственные воды морей и океанов приводили людей в трепет перед могущественными силами природы. История помнит множество воистину эпических трагедий в которых сотни людей в одночасье становились беспомощными жертвами беспощадной водной стихии, как, например, гибель легендарного «Титаника». Но 30 июля 1945 года произошло событие, которое было гораздо более ужасным - крушение американского тяжёлого крейсера «Индианаполис», когда сотни выживших моряков оказались в открытом море, окружённые не только бушующими волнами, но и стаями акул-людоедов...


Гордость нации



Летом 1945 года Вторая мировая война семимильными шагами шла к своему окончательному завершению, ведь нацистская Германия была повержена и дело оставалось только за упрямой Японией. Соединённый Штаты решились на дерзкий и отчаянный шаг, чтобы принудить японцев к миру — они пустили в ход ядерное оружие.

«Индианаполис» после капитального ремонта, полуостров Маре, 10 июля 1945 года. / Фото: history.navy.mil

«Индианаполис» после капитального ремонта, полуостров Маре, 10 июля 1945 года. / Фото: history.navy.mil


Для транспортировки важнейших частей атомной бомбы был выбран тяжёлый крейсер «Индианаполис», который был спущен на воду 7 ноября 1931 года. При максимальной длине 186 метров судно имело полное водоизмещение почти в 13 000 тонн! До этого «Индианаполис» часто участвовал в различных операциях и ни разу серьёзно не пострадал, а на его счету было немало боевых побед. Это был не просто военный корабль, а настоящая гордость нации.

Последним «подарком» японцев в этой ужасной войне, стало появление управляемых смертниками торпед для подводных лодок. Их называли «Кайтэн». В мае 1945 года такому камикадзе удалось повредить носовую часть «Индианаполиса». Тогда погибли около 10 моряков и крейсер отправился на ремонт в бухту Сан-Франциско. Когда было получено новое и очень важное задание, капитан судна сообщил высшему командованию о том, что груз слишком тяжёлый, корабль перегружен и если его подобьют, то он легко опрокинется на бок. Но его не послушали.

Капитан крейсера «Индианаполис» Чарльз Батлер Маквей. / Фото: fb.ru

Капитан крейсера «Индианаполис» Чарльз Батлер Маквей. / Фото: fb.ru


Последняя миссия



Война могла завершиться для крейсера славой и почестями, ведь было одержано столько блестящих военных побед! Но судьбе и американскому командованию ВМС было угодно, чтобы «Индианаполис» выполнил миссию, которая стала для него последней во всех смыслах.

12 июля капитан Чарльз Батлер Маквей получил задание особой важности: доставить секретный груз на американскую авиабазу, которая находилась на острове Тиниан в Марианском архипелаге. Позже стало известно, что грузом были сердечники для атомной бомбы «Малыш», которая позже, 6 августа 1945 года, будет сброшена на мирный японский город Хиросима. 26 июля судно прибыло к берегам острова Тиниан, оставило там свой смертельный груз и потом отправилось на филиппинский остров Лейте. Затем на Гуам. Капитан совершал специальные зигзагообразные манёвры, чтобы его не засекли японцы, прочёсывающие данный район на подводных лодках. «Индианаполис» не был оборудован гидролокатором, а в сопровождении корабля миноносцами командование по известным причинам отказало. Крейсер был практически беззащитен перед подводными атаками.

Капитан Мотицура Хасимото. / Фото: fb.ru

Капитан Мотицура Хасимото. / Фото: fb.ru


30 июля, почти в тысяче километров от ближайшей суши, корабль был подбит торпедами, выпущенными подводной лодкой под командованием капитана Мотицуры Хасимото. Тот принял одиночную цель, внезапно появившуюся на радарах субмарины, за линкор «Айдахо», который изрядно помотал японцам нервы. Хасимото тут же приказал начать погружение и атаковать вражеское судно. По цели было выпущено 6 торпед. Две из них попали в правый борт «Индианаполиса». Как и предсказывал его капитан, судно тут же завалилось на бок и стало тонуть. Японцы же сделали ещё один удачный залп, в результате которого было полностью разрушено машинное отделение. На тонущем крейсере начался пожар.

Японская подводная лодка I-58, торпедировавшая «Индианаполис». Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. / Фото: U.S. Marine Corps Photograph

Японская подводная лодка I-58, торпедировавшая «Индианаполис». Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. / Фото: U.S. Marine Corps Photograph


Огромный тяжёлый корабль быстро шёл на дно. Крейсер стал могилой для 300 моряков из 1200 членов экипажа. Но как покажет будущее — этим бедолагам ещё очень сильно повезло...

Передний торпедный отсек I-58. Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. Фото: U.S. Marine Corps Photograph

Передний торпедный отсек I-58. Сасебо, Япония, 28 января 1946 года. Фото: U.S. Marine Corps Photograph


Ад в океане



Несмотря на то, что перед самым крушением «Индианаполис» успел передать сигнал бедствия, который приняли на трёх американских базах, морякам никто не поспешил на помощь. Сигнал посчитали японской дезинформацией. Ведь по всем данным корабль не должен был находиться в этих водах. Выжившим пришлось ждать подмоги целых четыре дня.

Около девяти сотен человек оказались беспомощно барахтающимися в водах Тихого океана без еды и воды. Уже на вторые сутки отпала острая необходимость в спасательных жилетах. Многие моряки, получившие сильные ожоги, ранения и переломы, просто скончались от гипотермии. Мучения сопровождались сильнейшими галлюцинациями. Некоторым повезло найти плоты – деревянные рамки прямоугольной формы с верёвочной сеткой, к которой крепилось дощатое дно.

Днём страдания усугубило палящее солнце. Измученные люди перестали верить даже в возможность спасения. Отчаяние отбирало последние силы. Многие утонули. Но и это не было самым страшным. Дело в том, что фауна Микронезийского региона, помимо большого разнообразия косяковых пелагических видов рыб, представлена также и несколькими видами акул. Среди них было два очень опасных для человека вида. Первый - длиннокрылая акула, которую моряки в старину прозвали «морской собакой» за привычку неотрывно следовать за кораблями. Второй — знаменитая тигровая акула, которая славится своей неразборчивостью в еде. Чего только не находили в желудках пойманных представителей этого вида!

Рифовые акулы рядом со спасательными плотами «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK

Рифовые акулы рядом со спасательными плотами «Индианаполиса». Кадр из документального фильма «Worst Shark Attack Ever: Ocean of Fear»: Discovery Networks / EMEA / UK


Акулы всех видов славятся своей способностью чуять кровь на довольно больших расстояниях. Кроме того, во время охоты, акулы могут атаковать свою добычу даже в мутной воде, ориентируясь по исходящим от жертвы импульсам. Конечно, несколько сотен человек, раненных и барахтающихся в океане, не могли не привлечь этих кровожадных хищников. Первыми жертвами стали тела тех, кто уже умер и оставался я на поверхности воды благодаря спасательному жилету.

Потом на пиршество стали собираться десятки акул со всех концов. Массовая бойня продолжалась почти трое суток. Обессиленные и измотанные, находившиеся и так на грани жизни и смерти люди, начали сходить с ума. Некоторые умирали от страха, только завидев акулий плавник вдалеке. Другие кончали жизнь самоубийством, не желая становиться обедом. К исходу третьих суток у несчастных выживших уже не осталось никаких сил. Стали тонуть спасательные жилеты, они не были рассчитаны на столь долгое пребывание в воде. Надежды ни у кого не осталось.

Случайное спасение



Лишь 2 августа, спустя 4 дня после крушения крейсера, пилот патрульного самолёта «Вентура» заметил, что у него повреждена антенна. Он отправился к инженеру и вдруг, через шахту в полу, увидел барахтающихся в океане людей. Пилот сразу сообщил о бедствии и началась спасательная операция. Она продолжалась почти 6 дней.

Выжившие члены экипажа потопленного американского тяжелого крейсера «Индианаполис» (USS Indianapolis; CA-35), доставленные на Гуам. Выживших на носилках грузят в санитарные автомобили Dodge WC-54. / Фото: waralbum.ru

Выжившие члены экипажа потопленного американского тяжелого крейсера «Индианаполис» (USS Indianapolis; CA-35), доставленные на Гуам. Выживших на носилках грузят в санитарные автомобили Dodge WC-54. / Фото: waralbum.ru


За это время из 1200 членов экипажа из воды подняли лишь 321. Пятеро скончались позже уже в больнице. Выжило 316 человек. Почти шесть сотен моряков скончались от ран, обезвоживания, гипотермии и были убиты акулами. Это была самая массовая гибель экипажа в результате одной атаки за всю историю американского флота.

Последствия трагедии



Капитан Чарльз Батлер Маквей был в числе выживших. За потерю корабля во время боевых действий и невыполнение противоторпедных манёвров он был отдан под трибунал. Тюремного срока ему удалось избежать, но тяжкий груз вины преследовал его, родные погибших писали ему гневные письма. В итоге, в 1968 году Маквей покончил с собой. В 2000 году капитан был посмертно реабилитирован.

Афиша фильма о катастрофе «Индианаполиса», снятого в 2016 году, где Николас Кейдж сыграл роль капитана Маквея. / Фото: hdpic.club

Афиша фильма о катастрофе «Индианаполиса», снятого в 2016 году, где Николас Кейдж сыграл роль капитана Маквея. / Фото: hdpic.club


Интересно, что в своих мемуарах капитан Мотицура Хасимото писал, что никакие манёвры не помогли бы крейсеру избежать своей горькой участи. Ведь он был подбит не «Кайтэном», а обычными торпедами. Кроме того, кто ответит за то, что был проигнорирован сигнал о бедствии? Более того, сообщение японцев о том, что потоплен американский корабль, тоже было перехвачено, но никто ничего не предпринял. Так кто же виноват в страшной гибели нескольких сотен человек? Ответа на этот вопрос нет по сей день. Крейсер «Индианаполис», который вёз на своём борту смерть и сам попал в её сети. Как символично.

Одной из крупнейших морских катастроф в истории до сих пор считается гибель «Титаника». Прочтите в другой нашей статье 5 любопытных малоизвестных фактов о корабле, который спас пассажиров легендарного лайнера: «Карпатия» спешит на помощь.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1994
22.11.2024 16:10
В закладки
Версия для печати




Смотрите также