Отказалась от наследства $50 тыс и уехала в богадельню: Как княжна Эристова осталась верна мужу вопреки всему

Ее называют одной из самых красивых женщин ХХ века. Родившись грузинской княжной, она стала фрейлиной последней русской императрицы Александры Федоровны, но однажды влюбилась в адъютанта лейб-гвардии уланского полка Георгия Эристова. После Октябрьской революции Мэри вышла за него замуж и вместе с мужем эмигрировала в Париж, где работала моделью в знаменитом модном доме Коко Шанель. Являясь европейской иконой стиля и лицом бренда Шанель, она считала эту работу унижением. Когда не стало ее любимого супруга, Мэри добровольно поселилась в доме престарелых, до конца своих дней отвергала любые ухаживания и сохраняла ему верность.
Дочь двух миров

Княжна Мэри Шервашидзе со своими сестрами Еленой и Тамарой
Мэри родилась в 1895 году, в грузинском Батуми, в семье абхазского князя Прокофия Шервашидзе-Чачба, генерал-майора в отставке, и была одной из трех его дочерей. Когда девочки были еще маленькими, их отец стал депутатом Госдумы Российской империи, и тогда семья переехала в Санкт-Петербург.
Мэри Шервашидзе росла очень красивой девушкой, была умна, воспитана, обладала изысканными аристократическими манерами, благодаря чему рано привлекла к себе внимание светского общества. Эти качества позволили ей и ее сестре Тамаре стать фрейлинами императрицы Александры Федоровны и ярким украшением всех императорских балов и званых ужинов.
Фотографии Мэри не раз появлялись в модном светском журнале «Столица и усадьба», а ее красотой восхищался сам император. Рассказывали, что однажды Мэри опоздала на панихиду, что считалось грубейшим нарушением этикета. Появившись в зале уже после того, как туда вошел Николай II, она растерялась. Но, взглянув на нее, император только и смог восхищенно произнести: «Ох, княжна, грешно быть такой красивой!».
Муза поэтов и художников

Княжна Мэри, слева - портрет Савелия Сорина
Аристократическая внешность княжны Мэри привлекала внимание не только знатных особ и ее воздыхателей, на нее обращали внимание художники, поэты и другие творческие личности. Считается, что именно ей известный грузинский поэт Галактион Табидзе посвятил свою знаменитую поэму «Мэри». Ее портреты писал русский художник Савелий Сорин, но это было уже после Октябрьской революции.
Первая встреча с Сориным состоялась в Тифлисе, ставшем приютом для российской интеллигенции того времени. Художник приехал в грузинскую столицу из Крыма и был вынужден зарабатывать на жизнь живописью. Но восхищенный красотой княжны, которую он там встретил, Сорин попросил ее позировать для своей картины, не беря за это оплату. Так родилось его знаменитое полотно «портрет княжны Мэри», на котором она изображена в нежном шелковом платье с высоким поясом и накинутой на одно плечо шалью. Позируя художнику, красавица держит в руке нить крупного жемчуга, а ее взгляд задумчив и полон очарования.
По легенде одно время эта картина была украшением спальни принцессы Монако Грейс Келли, и каждое утро, просыпаясь, она сначала смотрела на полотно и только потом в зеркало, сравнивая свое отражение с образом княгини, чтобы понять, насколько хорошо она выглядит сегодня.
Любовь длиною в жизнь

Мэри и Георгий Эристовы
Свою первую и единственную любовь Мэри встретила еще в Петербурге. На одном из императорских балов она познакомилась с бравым адъютантом лейб-гвардии уланского полка Георгием Эристовым. Он также принадлежал к знатному грузинскому роду и был праправнуком грузинского царя Ираклия II. Вероятно, это было зарождением чувств, но фрейлины императорского двора не имели возможности выходить замуж, поэтому это знакомство не получило дальнейшего развития.
Они встретились вновь уже в 1917 году и вместе бежали в Тифлис от хаоса революции. Там они обвенчались и счастливо прожили до 1921 года, пока Грузия оставалась независимой.
Дальше их путь лежал в Константинополь, где первое время супруги вели беззаботную жизнь, проживая в роскошном отеле, посещая кабаре и ужиная в дорогих ресторанах. Особенно они любили бывать в «Черной розе», где собирались русские эмигранты и пел сам Вертинский, помнивший красавицу-княжну еще по Петербургу. Он часто исполнял по ее просьбе русские песни и передавал к ее столику цветы.

Георгий и Мэри Эристовы
Но вскоре им пришлось задуматься о своем финансовом положении, которое год от года становилось все более нестабильным. Тогда Мэри впервые попробовала принять участие в конкурсе красоты, неожиданно открыв в себе талант манекенщицы и став «королевой подиума». Но это занятие ей никогда не доставляло удовольствия, она считала для себя унизительным дефилировать по подиуму перед любопытными взглядами зрителей. Вскоре супруги решают покинуть Константинополь и в поисках лучшей жизни отправляются в Париж.
Парижские будни

Мэри Эристова
Они оба были представителями аристократического рода, привыкшими к стабильной и безбедной жизни, и не представляли, как обеспечить свое будущее без связей и без денег, которых становилось все меньше, а постоянной работы так и не было. Супруги вынуждены были продавать оставшиеся у них ценные вещи, чтобы как-то свести концы с концами. Пришлось продать даже золотую табакерку, подаренную Георгию императором Николаем II.
Когда положение супругов стало совсем плачевным, Мэри попросила своего доброго знакомого Великого князя Дмитрия Павловича организовать для нее встречу с Коко Шанель, с которой он был в прекрасных отношениях. Мэри сразу же приглянулась великой законодательнице моды.
В ту пору загадочная кавказская красота особенно ценилась в Европе, а красивые дворянки из уже несуществующей российской империи привлекали особое внимание европейцев. Мэри, отличавшаяся этими качествами, сразу же получила работу и невероятно быстро вошла в число лучших моделей знаменитого дома Коко Шанель, став лицом всемирно известного бренда в период его расцвета.
О холодной, изысканной красоте Мэри Эристовой, не замеченной ни в каких интригах и романах, вскоре начал говорить весь Париж. Фотографы считали за счастье поработать с этой моделью, а публика с удовольствием шла на ее показы. Мэри стала не просто известной, она произвела настоящую революцию в мире моды. Именно она впервые вышла на подиум в строгом и одновременно роскошном ожерелье из жемчуга, сделав его брендом Дома Шанель и символом аристократичности и безупречного вкуса.

Мэри Эристова в доме моды Коко Шанель
Когда материальное положение супругов стабилизировалось, Мэри оставила карьеру модели и в последующие годы не любила вспоминать об этом периоде своей жизни. Зато Коко Шанель была благодарна ей за тот вклад, который грузинская княжна внесла в индустрию моды, она подарила своей любимой модели роскошный подарок – нитки прекрасного жемчуга, когда-то преподнесенные ей в дар великим князем Дмитрием.
Достоинство превыше всего

Мэри Эристова в Париже
В 1947 году в жизни княжны Мэри Эристовой случилась трагедия - не стало ее любимого мужа. Она тяжело переживала потерю, в течение нескольких недель не выходила из дома, а потом стала вести замкнутый образ жизни. В письме своей подруге она писала, что чувствует себя совершенно опустошенной и очень одинокой.
Мэри даже в преклонном возрасте выглядела весьма привлекательно и притягивала к себе внимание богатых и успешных мужчин, вокруг нее всегда было много поклонников, она могла бы провести остаток своих дней в роскоши и богатстве, но она ни к кому не проявляла интереса, всегда держалась с достоинством и гордо поднятой головой, оставаясь верна своему единственному мужу.
В середине 1960-х годов Мэри неожиданно решила переехать на постоянное место жительства в дом престарелых. Конечно, это был элитный пансионат, где она чувствовала себя вполне комфортно, живя в отдельных апартаментах, но при этом она часто навещала своих бывших соседей, любила проводить с ними время за игрой в карты. Тогда же она получила наследство в 50 тысяч долларов от одного из своих бывших поклонников, но в старости она стала абсолютно равнодушна к деньгам, поэтому наследство так и осталось невостребованным.

Мэри Эристова
Прекрасная княжна ушла из жизни в возрасте 97 лет, не утратив своей красоты, и была похоронена рядом со своим мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где нашли последний приют многие русские эмигранты, волею судьбы оказавшиеся в Париже. О том, как русские эмигранты создавали новую культуру в Европе после революции 1917 года, читайте в другой нашей статье.


