«И все биндюжники вставали…»: Чем занимались герои популярной одесской песни, и Почему исчезла эта профессия

Все помнят слова старого доброго шлягера о Косте-моряке, но далеко не все знают, кто такие биндюжники, которые «вставали, когда в пивную он входил». А ведь в те далекие годы, когда эта песня, написанная композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова, стала визитной карточкой Одессы, там все еще можно было встретить людей этой исчезающей профессии.
Профессия, возникшая в дореволюционной Одессе и определявшая ее жизненный уклад

Одесский порт
В судьбе каждого города или региона существуют традиции, определяющие его жизненный уклад. В древние времена они нередко рождали профессии, характерные только для этого региона, как например профессия гондольера в Венеции, или профессия бурлака на Волге и некоторых других судоходных реках России.
В XIX веке в портовом городе Одессе, входившей в ту пору в состав Российской империи, возникла такая профессия, как биндюжник. Это был особый клан торговых извозчиков, работавших на длинных повозках с платформами без кузова, используемых для перевозки различных негабаритных грузов. Они появились в городе с введением режима порто-франко, обеспечивающего беспошлинный ввоз и вывоз товаров, и могли перевозить различные негабаритные грузы, бочки, ящики, все, что не помещалось на обычных подводах.

Рисунок одесского биндюжника
Чуть позднее на улицах портового города появились подводы особой конструкции на железных осях, которые называли площадками. Они были более узкой и длинной формы, благодаря чему могли легче разъехаться на улице, обладали большей емкостью и грузоподъемностью, могли перевозить одновременно до полутора тонн груза. Благодаря особой конструкции несколько таких подвод-платформ могли легко поместиться на торговом причале. В них обычно запрягали пару крупных и сильных лошадей-тяжеловозов.
Откуда появилось название «биндюжник» и какие требования предъявляло это ремесло

Одесса, Таможная площадь в XIX веке
Существует несколько версий появления слова «биндюжник». Согласно одной из них, это слово произошло от названия лошадей - «битюг», которых использовали в повозках. Согласно другой версии, это название больше созвучно с названием телеги «биндюх» или места, предназначенного для извозчика, которое называлось «бинда». Возможно также, слово «биндюжник» произошло от названия этих пароконных подвод - бенд-вагенов. Но несмотря на достоверность той или иной версии, их объединяет одно - биндюжник, это извозчик грузовой повозки, запряженной парой лошадей.
Овладеть этой профессией в годы ее популярности и попасть в сообщество биндюжников было достаточно сложно, прежде всего потому, что нужно было иметь реквизит - повозку, снаряжение для лошадей, и конечно же, самих лошадей особой тяжеловозной породы, а также уметь ими управлять. Кроме того, сам биндюжник должен был соответствовать определенным критериям - быть высоким, выносливым и физически крепким человеком, чтобы выполнять столь тяжелую работу.
Местом постоянной локации биндюжников был Одесский порт, хотя нередко их нанимали не только торговцы. Услугами биндюжников пользовались также простые горожане, которым надо было перевезти вещи, к примеру, на другую квартиру или на летнюю дачу. Иногда они превращались в «дальнобойщиков» и возили грузы в другие города.

Одесский биндюжник
За свой труд биндюжники получали вполне достойную оплату, зависящую от габаритов, веса груза, а также от дальности перевозки, но самый большой доход они получали в пору хлебного сезона, который длился с начала лета по ноябрь. Огромные заработки биндюжники нередко спускали в ресторанах, возвращаясь домой в трех экипажах: в одном везли самого «хозяина жизни», во втором - его парусиновый плащ, в третьем - картуз.
150 летняя история спроса и уважения

Одесские биндюжники
За 150 лет существования этой профессии, одесские биндюжники стали символическими фигурами в истории города, героями многих произведений, стихов и кинофильмов. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны, когда была создана песня о Косте-моряке, в Одессе все еще существовали остатки этой профессии, хотя в ХХ веке биндюжниками также стали называть обычных портовых грузчиков.
Люди этой профессии всегда были востребованы и пользовались в Одессе уважением. Традиционно сложилось, что они все были знакомы друг с другом, и в их сообществе, где существовал своеобразный кодекс чести, могли прижиться только честные, исполнительные и порядочные люди. Каждый из них мог поручиться за другого, и вместе с тем, каждый из них умел хранить тайны своих клиентов, свидетелями которых они иногда невольно становились.
У биндюжников существовало строгое правило - замолкать при приближении женщины. С одной стороны, это было знаком уважения к одесситке, к какому бы сословию она не принадлежала, а с другой стороны - так они ограждали женщину от нецензурных выражений, которыми пользовались в изобилии.

В ХХ веке биндюжниками также стали называть обычных портовых грузчиков
Биндюжник относится к исчезнувшим в XX веке профессиям, список которых пополняется постоянно. Это связано с изменениями в социально-экономической жизни общества и появления в Одесском порту мощного грузового транспорта, обладающего десятками лошадиных сил.


