Чем проще песня, тем она больше запоминается людям. Так, вероятно, произошло и с «Муркой», которую пели не только блатные, но даже интеллигенты, подростки и знаменитые эстрадные исполнители. Ее перепели более 25 раз, песня переведена на польский, иврит, украинский и другие языки. Но под несложными рифмами может находиться реальная история, которая произошла в Одессе. Хотя об этом можно только рассуждать, потому что секретные службы сделали из нее тайну за семью печатями. А если копнуть еще глубже, то она, оказывается, и не была бандитским гимном, а раскрывала романтические чувства и трагедию любви. Многосторонняя «Мурка» остается популярной на протяжении многих лет.
Популярность «Мурки» не падает с 1920-х годов
Популярность песни Мурка началась с 1920-х годов, она осталась узнаваемой на многие годы.
Рождение песни «Мурка» остается загадкой, и только ее фразы помогают несколько установить период появления. Автор остался для всех неизвестным, но есть предположения, что им был автор блатных песен одессит Яков Ядов, за которым числятся песни «Бублички», «Гоп со смыком» и другие.
Второй вариант авторства – рижский композитор Оскар Строку, а исполнил ее певец Константин Сокольский, потому что он поет песни этого автора. Она могла появиться во времена, когда только организовывался МУР, потому что на подобные организации в тексте есть намек.
В песне написано: «И за ней следило ГубЧК», то есть губернская чрезвычайная комиссия, которая существовала примерно с 1918 по 1922 год. Песня быстро стала народной и начала исполняться на всех уровнях. С легкой сюжетной линией ее стали перепевать многие артисты и певцы. На свой манер заменил слова Леонид Утесов, но не долго ее исполнял, так как ему «посоветовали» не ухудшать свое положение и карьеру.
Кто из авторитетных певцов советской эстрады и не только исполнял блатную песню
Песню Мурка написал композитор Яков Ядов, а исполняли ее многие эстрадные певцы.
«Мурку» с удовольствием пели молодежь и рабочие. И хоть она не соответствовала пролетарскому социализму, не потерялась и не затихла. Особенно стала популярной, когда был снят запрет на многие песни. В 90-х годах прошлого века ее стали исполнять эстрадные певцы: братья Жемчужные, Б. Рубашкин, Валерий Леонтьев, Серега, Владимир Высоцкий, Андрей Макаревич и даже Хор Турецкого. Бывали и казусы, когда «Мурку» запел хор мальчиков в музыкальной школе или священник напевал в трапезной. Место и должность оказались неуместными в сочетании с текстом блатной песни, что и вызвало скандал.
Архимандрит Венедикт Цирков московского храма Божией Матери «Троеручница» был пойман, когда исполнял совсем не божественный гимн. Это была блатная «Мурка», и кто-то заснял ролик, выложив позже его в интернет, что и стало общественным достоянием. В оправдание было сказано, что пел он песню по заказу своего «начальника» архиепископа Тираспольского Саввы, имеющего странную репутацию. Пришлось оправдываться, и последовало наказание – отправка из Москвы в Тирасполь. Хотя многим слушателям понравилось задушевное исполнение священника.
С хором мальчиков из Перми в 2011 году вообще получился казус, который не хотели представлять в таком виде, в каком он произошел. А все началось с того, что приближался фестиваль блатной песни, и ролик выполнял роль приветствия. Но не все поняли тонкий юмор, даже наоборот, это вызвало негодование, а руководитель капеллы понесла наказание.
Загадочность текста песни и ее происхождение
Текст блатной песни Мурка.
История песни «Мурка» показывает, что есть вариант текста, где вообще не вспоминается преступный мир. Она посвящена девушке, которая изменила своему избраннику с каким-то франтом, а тот их увидел в ресторане танцующими. Страдания, разбирательства и трагический конец: «И за это пулю получай». Поэтому песню относят к жестокому романсу, поэтому, как видно, она далека от блатной.
Мотив позволяет легко менять текст, подставляя другие слова и имена. Поэтому песня стала обрастать новыми версиями. Первая пластинка с песней была выпущена в Риге в начале 1930-х годов. Ее исполнял Константин Сокольский, а в 1937 году она была спета на латышском языке эстрадным и оперным певцом Альфредом Пориньшем. Но в ней Мурка приобрела цыганский образ, и песня называлась «Мурка — цыганская девушка».
Леонид Утесов записал песню У окошка на мотив блатной Мурки, но ее быстро запретили к выпуску.
В СССР Мурку как образ убрали из текста, использовав только мелодию. Романс был исполнен Леонидом Утесовым. Он пел о вечере и радостной встрече у окна. Но даже это не помогло спастись знаменитому мотиву от всевидящей цензуры. В этом рассмотрели желание продвинуть в широкие массы блатную песню, поэтому ее запретили записывать и петь с 1935 года.
Предположительно песня «Мурка» все же является детищем блатного слоя населения. До того как она прозвучала в Риге, имеются более ранние записи ее появления – в преступной среде о «Мурке» знали с 1919 года. По крайне мере, ее уже напевали в это время в Курском исправдоме. Поэт Яков Ядов успел поработать в уголовном розыске и напрямую общался с криминальным миром, поэтому ему эта песня могла быть знакомой. Подкорректировав слова, она приобрела тот вид, который можно было записывать и озвучивать в общественных местах.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Как появились и завоевали мир две неприхотливых мелодии "Песенка про утят" и "Блю-блю канари".
Прототип Мурки в блатной песне
Прототип Мурки - предположительно агент МУРа Мария Евдокимова.
Мурка в песне отважная бандитка, видимо, не лишенная красоты и ума, которая держит весь воровской мир в кулаке и сотрудничает с милицией. Образ довольно загадочный, и если искать типаж, то их несколько. Исследователи склоняются сразу к нескольким версиям. Это могла быть сотрудница МУРа, которая помогла раскрыть и захватить преступную верхушку. Звали ее Мария Евдокимова, которая только поступила на службу, и о ней мало кто знал. Либо Мария Прокофьевна Климова, которая дослужила до 1952 года и ушла со службы в чине капитана запаса.
Как вариант – в период 20-30-х годов прошлого века Одесса представляла собой город, напичканный бандами, уголовниками, притонами и другими элементами, которые делили между собой власть. Ожидали в городе появление банды Махно, а, как известно, у него была великая любовь – Мария Никифорова. В честь нее могли сложить текст, но в это время она в городе не могла быть, потому что ее казнили в 1919 году.
Марии, которые могли бы быть прототипом героине Мурке. Справа - Мария Никифорова, которая была атаманшей, соратницей Нестора Махно.
Есть еще два образа под одинаковыми именем и фамилией – Вера Гребенщикова. Одна служила в ЧК, ею было расстреляно приблизительно 700 человек из преступного мира, и вторая – дама легкого поведения, которая сдавала криминальных главарей. Видные Марии были среди лидеров повстанческой линии: Мария Христовая – сестра атамана Л. Хрестового, лидер отряда Мария Косова, отряд Черной Маруси, Маруся Соколовская – жена атамана Соколовского. Но такие Маруси больше относились к политике и вряд ли их биография способствовала появлению блатной песни.
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ: Как скабрезная японская песенка про любовь стала хитом в СССР в 1970-х и чуть не вызвала международный скандал
Мурка, Любка и другие имена в песне
Песня Мурка.
Песню узнают по одному слову. Достаточно сказать «Мурка» –и большинство людей поймут, о чем идет речь. Известно также, что в песне были и другие имена. В некоторых вариантах стояло имя Любка, а потом его заменили на Мурка, как вариант, были Марии, Маши, Маруси.
В 1919 году она звучала иначе:
«Здравствуй, Шура, славная девчонка,
Здравствуй и прощай».
В 1934 году:
«С Машей повстречался раз я на малине,
Девушка сияла красотой…».
В 1933 году от вора по прозвищу Ветерок фольклористом Екатериной Холиной был услышан еще один вариант:
«Речь держала баба
Ее звали Любка…
Любка воровскую жизнь вела…».
Памятник Мурке.
О том, что в 30-х годах имя Любки чаще использовалось в песне, подтверждает и журналист Александр Сидоров, специализирующийся на исследовании блатных песен.
В любом варианте песня имеет свой смысл и может существовать, потому что несет отпечаток разного времени или события. Мурка как имя закрепилось уже после того, как вышла пластинка, и она чаще стала звучать в подобном варианте.
Неизвестный мотив или песня могут в один момент стать популярными, как, например, произошло с гимном беглых рабов в исполнении Луи Армстронга, когда его включили в рекламный ролик Альфабанка. Мелодичные звуки саксофона певца и музыканта открыли советским людям глаза на столь красивую песню, хотя она носит религиозный характер.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: