«Больше никаких женщин!»: Кто должен был стать первой женщиной в космосе вместо Терешковой, и Как космонавтки трепали нервы Королеву

Когда Юрий Гагарин полетел к звёздам, это был настоящий триумф советских конструкторов и учёных. Космонавт в одно мгновение стал мировой знаменитостью, а СССР закрепил за собой место лидера космической гонки. Однако противостояние, начавшееся ещё с освоения Луны, первым полётом не заканчивалось; с каждым годом оно лишь набирало обороты. И вскоре возник вопрос о том, кто же первым сможет отправить в космос женщину. Страна Советов никак не могла уступить это право США.
Женский отряд

Сергей Королёв.
На самом деле разговоры о запуске женщины в космос начались, наверное, сразу после полёта Юрия Гагарина. Но учёные прекрасно понимали, что женский организм от мужского сильно отличается, и предсказать, как он поведёт себя во время перегрузок, было крайне сложно. Кто впервые озвучил мысль о космическом отряде, состоящем из женщин, точно неизвестно.
По одной версии, о возможности полёта представительницы прекрасного пола в космос первым заговорил сам Сергей Королёв. По другой, космонавт Герман Титов во время рабочей поездки в США услышал, что американцы прорабатывают вопрос об участии женщин в космических полётах, и после такой новости СССР просто не мог отдать пальму первенства сопернику в таком важном вопросе.
Согласно третьему варианту, генерал-лейтенант Каманин обратил внимание на то, что на пресс-конференциях очень часто спрашивали о том, когда же дадут возможность женщинам проявить себя и отправиться к звёздам. И это на фоне истории с лётчицей Джерри Кобб, во всеуслышание заявлявшей о своём желании попасть в космическую программу Штатов, вероятность отправки американки в космос была довольно высокой.

Участники внутриклубных соревнований по прыжкам с парашютом в Ярославском аэроклубе.
Впрочем, неважно, кто выступил с инициативой, но спустя всего год после первого полёта человека в космос в СССР уже набрали женщин в специальный отряд, каждая из участниц которого могла стать первой женщиной в космосе. С учётом того, что женщин-пилотов в Военно-воздушных силах Советского Союза в тот момент не было, искали кандидатуры через клубы ДОСААФ, выбирая лётчиц и парашютисток.
Возраст будущей женщины-космонавта не должен был превышать 30 лет, а рост – 170 сантиметров. Обязательным был опыт по прыжкам с парашютом. Изначально было 60 человек, отобранных для участия в конкурсе, а после более тщательного обследования осталось всего 5 женщин, каждая из которых получила звание младшего лейтенанта.
Каждая могла стать первой

Валентина Терешкова и Татьяна Морозычева.
Отбор кандидаток был очень строгим, но среди 60 претенденток особенно выделялась одна – Татьяна Морозычева. Она была кандидатом в мастера спорта по прыжкам с парашютом, а ещё Татьяна была в клубе ДОСААФ наставницей Валентины Терешковой. По воспоминаниям людей, занимавшихся в одном клубе с Татьяной и Валентиной, Морозычева безоговорочно превосходила Валентину Терешкову (и не только её) по физической подготовке.
Она была лучшей в клубе, все нормативы сдавала лучше некоторых мужчин, но отличалась при этом непростым характером. За словом она в карман никогда не лезла и высказывала свои претензии, неизменно глядя человеку в глаза, причём совершенно не делала скидок на возраст, социальное положение и должность. Несмотря на это, Татьяна Морозычева имела все шансы стать первой, однако на финальном отборе в Ярославле вдруг выяснилось, что девушка ждёт ребёнка, и это автоматически означало отвод.
Татьяна Морозычева позже родила сына, но до конца дней сожалела о том, что из-за него не попала в отряд космонавтов, ведь её жизнь могла сложиться совсем иначе. Она выступала в сборной СССР и становилась чемпионкой мира по затяжным прыжкам, а после окончания спортивной карьеры окончила пединститут и стала учителем черчения. А потом начала пить. Татьяна Морозычева, несостоявшаяся женщина-космонавт, ушла из жизни в 2001 году.

Валентина Пономарёва.
А в пятёрку тех, кто получил звание младшего лейтенанта ВВС, помимо Валентины Терешковой, вошли: Ирина Соловьёва, Жанна Еркина, Валентина Пономарёва и Татьяна Кузнецова. Валентина Пономарёва была самой старшей и самой опытной среди девушек-космонавтов. Ей уже исполнилось 28 лет, и она не только прыгала с парашютом, но и пилотировала По-2 и Як-18. Девушки приступили к жестким тренировкам, выдержать которые было крайне сложно; даже в полёте условия были гораздо более мягкими. Но девушек готовили к любым неожиданностям. Их крутили подолгу на центрифуге, испытывали в камере с температурой в 70 градусов Цельсия, держали в сурдокамере и знакомили с состоянием невесомости.
Выдержать 10 дней в камере, куда не проникает ни один звук, и жить так, словно тебя поместили в особенное пространство, лишённое каких-либо признаков жизни, было очень непросто. Справиться со всем циклом испытаний удалось не всем; к моменту полёта женщины в космос в отряде оставались только трое: Терешкова, Пономарёва и Соловьёва. Лидером в тройке была Пономарёва, но против её кандидатуры выступил сам Юрий Гагарин, причём руководствовался он благими намерениями. Дело в том, что у девушки уже была семья. В 1956 году она вышла замуж за Юрия Пономарёва, мастера спорта по высшему пилотажу, который впоследствии стал космонавтом-испытателем, а в 1958 году Валентина родила старшего сына Александра. Гагарин был уверен: рисковать жизнью женщины-матери нельзя ни при каких обстоятельствах.

Ирина Соловьёва.
Была ещё и характеристика, составленная всё тем же Каманиным, который считал, что по уровню физической подготовки Пономарёва была однозначно первой и могла бы занять кресло первой женщины-космонавта. Но, по словам генерала, девушка была «морально неустойчива». Слишком часто она говорила окружающим о том, что хочет брать от жизни всё, а однажды даже заявила Терешковой, что её безвозвратно испортили партия и комсомол. При этом она курила и бравировала своими связями, которые, как она считала, должны были ей помочь стать первой. К строгой дисциплине она приучена не была, и во время подготовки в Феодосии она несколько раз отправлялась в город, не считая нужным брать разрешение на это.
Ирина Соловьёва к моменту зачисления в отряд женщин-космонавтов уже имела за плечами 700 прыжков с парашютом. Она занималась в аэроклубе с подросткового возраста, а космическую подготовку проходила очень ровно, без всяких взлётов и падений. Она тоже могла бы полететь к звёздам первой, но последнее слово было за Никитой Хрущёвым, который из трёх кандидаток выбрал Валентину Терешкову. Говорят, что он руководствовался тем, что первой женщине в космосе предстояло стать мировой звездой, поэтому выбрал, по его мнению, самую привлекательную из трёх девушек.
Больше никаких женщин

Валентина Терешкова.
Поговаривали, что после полёта Валентины Терешковой Сергей Королёв заявил: "Больше никаких женщин! Пока я жив, ни одна женщина больше в космос не полетит!" Всё дело в том, что в тот день, 16 июня 1963 года, слишком многое пошло не по плану. Точнее, неожиданности начались ещё накануне, когда в расположение отряда прибыл мастер-парикмахер и… все три женщины-космонавта перекрасили волосы в другой цвет. И это при том, что уже были готовы их фотографии для печати. Руководству пришлось заставить девушек срочно вернуть изначальный цвет волос.
После старта из-за серьёзных перегрузок Валентине Терешковой стало плохо, и это наложило свой отпечаток на весь ход полёта и проводимых экспериментов. Она была довольно вялой, чувствовала ограниченность в движениях и постоянную тошноту. А когда она не вышла в положенное время на связь, в Центре всерьёз забеспокоились. Позже оказалось, что Валентина Терешкова просто заснула. Разбудить её с Земли не смогли, пришлось звать на помощь космонавта Валерия Быковского, который в тот момент находился в космосе на корабле «Восток-5» и с «Востоком-6», где была Валентина Терешкова, у него была прямая радиосвязь. Быковскому удалось разбудить заснувшую коллегу.

Валентина Терешкова.
Наблюдались также некоторые неточности в расчётах, которые, наложившись на плохое самочувствие женщины-космонавта, могли привести к проблемам при посадке, но она осуществлялась в автоматическом режиме, поэтому сложностей не вызвала. К слову, при посадке Валентина Терешкова выглядела настолько плохо, что для официальной хроники съёмки провели отдельно, и мир облетели уже постановочные кадры.
Из-за совокупности всех этих проблем Сергей Королёв после полёта Валентины Терешковой заявил, что при его жизни ни одна женщина больше в космос не полетит. К слову, второй полёт женщины в космос состоялся лишь в 1982 году, и совершила его Светлана Савицкая. А Сергей Павлович Королёв ушёл из жизни за 16 лет до этого. Валентина Терешкова навсегда осталась первой женщиной, полетевшей в космос. Несмотря на все сложности, она справилась со своей задачей и вписала своё имя в историю. Она оставалась членом отряда космонавтов до 1997 года и ушла в отставку в звании генерал-майора, хотя в космос больше никогда не летала.
Вся жизнь Валентины Терешковой была на виду, но она всегда умела хранить тайны и даже сегодня, далеко не всегда готова делиться личными переживаниями.


