Советская подводная лодка. | Фото: topwar.ru.
Российские моряки известны храбростью и профессионализмом. Благодаря своим личным качествам, матросы и офицеры военно-морского флота вывели СССР в передовые морские державы. Когда же случались неудачи, краснофлотцы мужественно справлялись с любыми проблемами. Истории известен исключительный случай, когда подводная лодка М-351 потерпела аварию и затонула, а спустя три дня всплыла со дна моря. При этом не было потеряно ни одного человека.
Подводная лодка М-296 (проекта 615) в Одессе. | Фото: ru.wikipedia.org.
Утром 22 августа 1957 года советская дизельная подводная лодка М-351 (проект А 615) покинула Балаклаву. Ее капитану Ростиславу Белозерову предстояло выполнить ряд упражнений по срочному погружению. Во время очередного заныривания что-то вдруг пошло не так. Полностью не закрылась захлопка воздушных каналов, ведущих к двигателям. Внутрь попало 45 тонн забортной воды, которая затопила моторное отделение, начался пожар.
Подводная лодка проекта 615 на плаву, 1960 год. | Фото: ckb-rubin.ru.
Стремительно упав на дно моря, лодка погрузилась на глубину 83 метра и увязла в грунте, «зависнув» под углом в 61 градус. После остановки течи тут же началась работа по спасению судна. На поверхность выпустили аварийный буй, а затем по цепочке через все судно, стали передавать ведра с водой, чтобы выкачать ее и попытаться всплыть. В изматывающей работе прошли целые сутки, а люди стали замерзать. Несмотря на конец лета, на глубине температура не высока: всего +7 градусов по Цельсию. К тому же, стало меньше кислорода в воздухе. Его запаса хватало еще на три дня.
Подводная лодка проекта 615. Краснодар, 2005 год. | Фото: forums.airbase.ru.
Когда М-351 не вышла на связь со штабом, ее начали искать. О происшествии доложили министру обороны СССР маршалу Георгию Жукову. Угрожая военным трибуналом, он приказал сделать все возможное, чтобы спасти людей и поднять лодку. На место аварии прибыл главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Горшков.
Подводная лодка проекта 615 в Химкинском водохранилище. | Фото: forums.airbase.ru.
Аварийный буй нашли довольно быстро, и уже через сутки началась спасательная операция. Со второй попытки удалось прикрепить шланги и на лодку стали качать свежий воздух. Еще через сутки наладили телефонную связь. Через торпедные аппараты водолазы передали на борт теплые вещи, дыхательные аппараты, лекарства, продукты. Все это время на поверхности ухудшалась погода, штормило.
Торжественная встреча российских подводников. | Фото: zato-a.ru.
Спустя три дня после затопления, лодку зацепили тросом, но тот не выдержал и лопнул. Но моряки не отчаивались. На следующий день, 26 августа, с помощью трех буксиров ее все же вытащили из ила, и в 2 часа 30 минут М-351 всплыла на поверхность. После 84,5 часов подводного плена моряки экипажа М-351 были спасены.
Экипажу подводной лодки М-351 повезло спастись, ведь она едва не пополнила печальный перечень затонувших кораблей, которые до сих пор будоражат умы охотников за сокровищами.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: