Водь, бесермяне и другие народы России, которых вроде бы нет, а они есть. Картина Федоты Сычкова.
В СССР национальность определялась по принципу крови: у советского гражданина она была той же, что указывалась в паспортах родителей. В случае смешанного брака можно было выбрать одну из двух: в шестнадцать лет, при получении паспорта, раз и на всю жизнь. А до 1975 национальность просто записывали по отцу, не спрашивая. Поэтому в стране жило немало людей, понятия не имевших о национальных традициях, не знавших своего языка, отождествлявших себя совсем с другой культурой, но волей бюрократической машины причисленных к тому или другому народу.
Ситуация абсурдная, но это еще цветочки по сравнению с положением людей, которым было отказано в праве называться именем своего народа, признанного… несуществующим. Людей перезаписывали в другие национальности. Язык, обычаи, традиционные ремесла лишались поддержки и постепенно забывались.
Во время последней советской переписи населения в СССР насчитали 128 народов. В одной только России, по данным последней переписи, народов больше ста пятидесяти. И заявляют о себе эти люди все увереннее.
В советское время информацию о национальностях правительство получало из ЗАГСов, а там *непонятных* национальностей не записывали. Картина Присталенко.
Бесермяне
Этот народ упомянут уже в русских летописях 13-15 веков. Существуют разные версии его происхождения, наиболее распространенная: бесермяне - это южная ветвь удмуртов, испытавшая на себе тюркское влияние. Должно быть поэтому в советские временя бесермян определили в удмурты и отказали им в самостоятельном существовании.
Бесермянское наречие действительно представляет собой диалект удмуртского языка, но от соседей-удмуртов бесермяне заметно отличаются даже внешне. И генетически они ближе к тюркам, чем к финно-уграм.
Старая фотография бесермянки.
Верующие бесермяне — православные, но некоторые дохристианские обычаи они до сих пор сохраняют. Во время праздника Корбан бесермяне готовят обрядовую кашу (ячневую, на мясном бульоне), проводят ритуал ее освящения, молятся об урожае. Весной ходят к реке провожать лед, просят реку, чтоб унесла с собой все невзгоды. При этом в красном углу в их домах висят иконы.
В 1992 году в Удмуртии приняли закон «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». Благодаря этому, а также включению бесермян в реестр малых народов, появилась надежда на возрождение: выходят книги по истории и культуре бесермян, выпущены словари, поддерживаются национальные ансамбли и музеи. Праздник Корбан пышно отмечают всей республикой: на него съезжаются не только бесермяне, но и удмурты, русские, татары.
Увы, годы забвения не прошли бесследно. Если в 1926 году бесермянами назвали себя 10 тыс. человек, то в 2010 — всего лишь 2201.
В наше время народные костюмы бесермянки надевают только ради национальных праздников.
Водь
В последний раз води отказали в существовании совсем недавно, в 2002, когда во время строительства порта руководство компании «Усть-Луга» заявило, что «такого народа нет».
Еще немного, и это могло бы стать правдой: предполагалось, что будут расселены водские деревни Краколье и Лужицы — последние места компактного проживания вожан. Это означало бы окончательную ассимиляцию води, гибель языка и забвение традиций. К счастью, планы были пересмотрены и водских деревень границы порта не затрагивают. Как повлияет это решение на судьбу древнего народа, поможет ли ему сохраниться? Сказать трудно: вожан осталось всего несколько десятков человек. Водь — самый малочисленный из финно-угорских народов. При этом все носители языка — пожилые люди. Молодые общаются по-русски.
Девочка из народа водь.
Первое упоминание о води в русских летописях относится к 11 веку, но судя по найденным погребениям, этот народ поселился на территории своего исторического проживания несколькими веками раньше. Еще в 19 веке водь исчислялась тысячами. Но в перепись 1926 года попало всего 705 представителей этого народа. Затем вожане исчезают из переписных листов, отныне их приписывают либо к русским, либо к ижорам.
Страшный удар нанесла води война — эвакуироваться население не успело. Многие погибли от голода, молодых вожан угоняли в Германию на принудительные работы. В 1943 они, в числе другого финскоязычного населения, были отправлены в Финляндию, по возвращении в СССР им десять лет было запрещено селиться в местах прежнего пребывания.
Только в конце девяностых открывается первый музей водской культуры. В двадцать первом веке интерес к этому народу крепнет: устраиваются выставки, посвященные води, Санкт-Петербургский и Тартусский университеты проводят курсы по изучению языка. В 2014 году появился даже мультфильм на водском.
Девушка в народном водском костюме.
Мокша и эрзя
Один народ, или два? Этот вопрос вызывает немало споров и обвинений дискутирующих сторон неведомо в чем. И все же трудно не задуматься: почему два близких, но все же разных, народа объединили в один? При этом дали им имя, которое ни один из этих народов к себе не применяет?
В 1928 году, когда зашла речь о создании Эрзяно-Мокшанского округа, Н.Г. Сурдин, ставший потом председателем ЦИК Мордовской АССР (и расстрелянный в тридцать седьмом) предложил именно это название, как «понятное любому русскоязычному». Чем он при этом руководствовался, сказать трудно. Предложение приняли и на карте страны появилась Мордовия.
Девочка-мокшанка. Фото: nazaccent.ru.
При этом эрзя и мокша говорят на разных языках (не диалектах), у них разное этническое самосознание, разные традиции, видимые культурные различия и значительные генетические. Тем не менее, в советские времена во всех документах национальность указывалась как «мордвин», «мордвинка», без вариаций.
В девяностые годы даже предлагалось переименовать республику в Эрзяно-Мокшанскую. Но вопрос отложили. За эти годы сменилось уже не одно поколение, привыкшее идентифицировать себя как «мордву». Особенно это касается тех, кто живет за пределами республики, уже ассимилировался и в достаточной степени обрусел. А кто-то придерживается мнения, что одно другому не мешает: можно быть эрзянкой, или мокшанином, но одновременно считать себя частью большей общности и спокойно называть себя мордвинкой, или мордвином.
Накануне переписи населения 2010 года руководство Республики Мордовия настоятельно рекомендовало мокшанам и эрзянам указывать свою национальность как «мордва». И никак иначе.
Возможно, русским, как когда-то шведам, ещё предстоит открыть для себя всю красоту финно-угорских народов и их культуры.
Кряшены
Только не надо думать, что путаница возникает лишь с финно-угорскими народами. В невидимках мог оказаться кто угодно. Кряшены считаются особой этнической группой в составе татар. И далеко не все из них с этим согласны.
Традиционно считается, что кряшены — потомки татар, перешедших в православие из ислама после взятия Казани Иваном Грозным. Далеко не все кряшены с этим согласны: многие считают, что их народ и до того был христианским, поскольку часть волжских булгар, от которых они, как и казанские татары, ведут свой род, с самого начала приняла не ислам, а православие. Есть экзотическая версия происхождения кряшенов от кереитов-несториан, бывших в войске монголов. Наконец, есть исследователи, которые соглашаются с тем, что этот народ принял крещение при Иване Грозном, но до того они были не мусульманами, а язычниками! В подтверждение этих слов приводят довод, что общины кряшен-язычников сохранились до сих пор (например, в с. Старое Тябердино).
Красный цвет у народов России традиционно означает детородный возраст, между детством и старостью. Поэтому его так много в национальных костюмах. В том числе у кряшен. Фото: nazaccent.ru.
До революции у кряшен были свои школы, они пользовались своим алфавитом, службы в церквях велись на церковнокряшенском языке. Их называли «крещеными татарами», но надо принять во внимание то, что наименование «татары» в Российской империи относилось к самым разным народам, кроме, собственно, татар. В переписи 1926 года кряшены фигурируют именно как кряшены. Позже они исчезают из статистики и считаются вместе с татарами.
Сторонники единого татарского народа возражают против того, чтобы кряшены выделялись в особый этнос. Татары расселились на большой территории, поэтому неизбежно возникли субэтносы, разные этнические группы. Быт польско-литовских татар отличается от быта казанских, или сибирских, но это все равно единый народ. То, что кряшены — православные, ничего не меняет: и христианство, и ислам, религии не национальные, а мировые, этническая принадлежность тут не имеет большого значения. Наконец, среди татар достаточно православных, которые при этом спокойно именуют себя татарами. В ответ кряшены жалуются на призывы «вернуться в ислам», где они никогда и не были, и на притеснения.
Кряшенские танцоры в народных костюмах. Фото: okchelny.ru.
Как бы то ни было, официально кряшены считаются не самостоятельным этносом, а этнической группой в составе татар. При этом статус коренного малого народа имеют нагайбаки, которых кряшены считают частью своего народа, этносословной группой, кряшенскими казаками. «Получается абсурдная ситуация: целый народ не признан отдельным этносом, а его отдельную подгруппу признают самостоятельным этносом, - говорит Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, - Такого случая больше нет в нашей стране, но такова реальность». Похоже, безболезненного и устраивающего обе стороны решения кряшенского вопроса пока не предвидится.
Езиды
Если составлять список оболганных народов, езиды будут в его начальных строках. Они близки курдам — собственно, это та часть курдского населения, которая не приняла ислам и осталась верна доисламской вере. В 12 веке их религия была реформирована шейхом Ади Шараф ад-дин ибн Мусафиром, именно тогда были сформулированы основные постулаты езидизма. Но корни этой религии намного древнее.
Пожилой езид.
При том, что езиды говорят на курманджи (эздики), северокурдском языке, они уже много веков не смешиваются с другими народами. Их религия — не миссионерская, она закрытая: езидом можно только родиться. Вступать в брак с представителями других религий, или неверующими, запрещено. Гонения, которым езиды подвергались в течение многих веков, еще больше отдаляли их от мусульманского окружения.
Закрытый характер религии езидов породил множество легенд, одна нелепее другой. В течение веков их обвиняли в сатанизме. Мусульманские богословы отождествили верховного ангела из религии езидов с Иблисом, а христианские — с Люцифером. На самом деле их верховный Ангел-Павлин Малак Тавус не имеет отношения к духу зла, его имя Эзраил созвучно с другим ангелом, Азраилом, одним из самых близких ангелов к Аллаху. Но фантазии соседей, а тем паче — европейских путешественников, жаждущих экзотики, это не мешало. Особенно пышно расцвели россказни о езидах в конце девятнадцатого и начале двадцатого века, на волне интереса к эзотерике. Появляются они и в страшных рассказах Говарда (называющего их «Племенем Ненавистных») и Лавкрафта, а истории о таинственных башнях, из которых езидские жрецы якобы управляют миром (в пользу зла) до сих пор кочуют по сайтам доморощенных оккультистов.
Езиды.
У настоящих езидов были проблемы посерьезнее глупых сплетен. В конце 19 века в Турции над ними опять нависает угроза геноцида: представитель Османской империи потребовал у них принять ислам, получил отказ и устроил резню. В 1915 году езиды снова подверглись гонениям, вместе с армянами и ассирийцами. Многие были вынуждены бежать из родных краев, в том числе — в Россию. Несмотря на то, что слухи о «дьяволопоклонниках» ходили и среди русских, в царской России к езидам относились намного лояльнее.
В переписи 1926 года езиды еще указаны как отдельная национальность. Позже их стали считать вместе с курдами. Так продолжалось до 1989 года, когда езиды заявили о себе и потребовали признания, как отдельного этноса.
Девушка на езидском религиозном празднике.
Признание они получили, но окончательного прекращения споров о том, кто такие езиды: отдельный народ или курды, исповедующие езидизм, ждать придется долго. Дело в том, что тот, кто порывает со своей религией, или вступает в брак с не-езидом, традиционно перестает считаться езидом, община его не принимает. Но езиды за века своего существования привыкли к тому, что они — другие, нежели курды-мусульмане. Так появляются экзотические определения себя как «православного езида». Рожденные в смешанных семьях тоже часто говорят не о курдских, а о езидских корнях.
В России езиды считаются самостоятельным этносом. В стране их живет более сорока тысяч. В 2009 году езидизм признан одной из традиционных религий России.
Читайте о них также в статье: Зачем солнцепоклонники красят весной яйца: Езиды, народ, верящий в милосердие в аду.
Текст: Ольга Марейчева
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: