История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Предприниматель Александр Васильевич Чичкин славил Россию не громкими победами или пылкими поэмами, а бутылками молока, головками сыра и бочками масла. Он построил самую крупную и известную молочную империю в Российской империи, за что получил прозвище «молочный король». Простой деревенский парень сумел стать передовым предпринимателем, крупнейшим промышленником царского режима и завоевать авторитет в новую советскую эпоху. А его система управления персоналом уж больно напоминала ту, что сегодня представляют современным изобретением.


Приметный и смекалистый



Чичкин начал с одного магазина. / Фото: www.homsk.com

Чичкин начал с одного магазина. / Фото: www.homsk.com


Александр Чичкин родом из ярославской деревни Коприно. Он родился через год после отмены крепостного права, что и позволило всем его талантам реализоваться. Будущий предприниматель тесно общался с иеромонахом Федором Виноградовым, который был казначеем-завхозом в местном Югско-Дорофеевском мужском монастыре. Священник, видимо, не ограничивался проповедями и трудился во благо деревни и на материальном поприще. Его трудами в Коприно появилась библиотека, пожарная дружина, театр.

Иеромонах сотрудничал с молочником-предпринимателем Николаем Верещагиным по вопросам организации в деревне сыроварни. На этой почве они сдружились с компаньоном Верещагина Владимиром Бландовым, а совсем еще ребенок Чичкин постоянно крутился среди мужчин. В 1871 году троица обсуждала открытие в Тверской губернии школы молочного промысла, и одним из первых учащихся стал Саша Чичкин. Образование предусматривалось платное, и Чичкин учился за деньги старших наставников. Усердие, трудолюбие и врожденные способности позволили пойти дальше и закончить Петровскую сельскохозяйственную академию.

Достижения своего протеже высоко оценил Бландов, сделавший Чичкину ещё один подарок. Старший товарищ оплатил обучение в парижском институте Пастера. За три года во Франции Александр зарекомендовал себя одним из самых перспективных специалистов Европы. По возвращении Бландов пожаловал Чичкину руководящее место в своей московской лавке, на тот момент одной из самых успешных во всей России. К слову, благословил и брак Александра с дочерью.

Рождение собственной империи



Чичкин единственный, кто имел в Москве Роллс-Ройс. / Фото: www.rg.ru

Чичкин единственный, кто имел в Москве Роллс-Ройс. / Фото: www.rg.ru


Теперь Чичкин мог бы просто войти в долю тестя и жить припеваючи, но двинулся в сторону собственного бизнеса. Попросил Бландова посодействовать в получении выгодного кредита и в 1888-м открыл первую молочную лавку. Заведение на самом начальном этапе отличалось от остальных. В обычных лавках того времени продавался только сыр, а другие молочные продукты приобретались у крестьян на рынке. Чичкин реализовал полученные в Париже рекомендации и открыл первый специализированный молочный магазин. Его визитной карточкой стало качество, и вскоре все поставщики знали, что Чичкина не обманешь. Он отказывался от низкокачественных продуктов и требовал следовать максимальной санитарии.

В своей лавке уборщиц не нанимал также из требований чистоты: сотрудники обязаны были поддерживать идеальный порядок. И подчеркивал его повсеместно белый цвет - начиная с отделки и заканчивая формой приказчиков. От пастеризации молока Чичкин отказался, ручаясь за первую свежесть продукта. Оставшееся в продаже вчерашнее молоко демонстративно выливалось на глазах у прохожих в канализацию. Бизнес быстро стал приносить уверенный высокий доход, лавки исчислялись десятками, и в 1910-м Александр Васильевич основал на Новорязанской улице в Москве, молокоперерабатывающий завод.

Предприятие выпускало до 150 тонн молока в сутки. Через 4 года помимо этого завода Чичкину принадлежали творожно-сметанный филиал и свыше 90 магазинов по всей империи. Успешно действовали маслозаготовительные фабрики и маслосырозакупочные пункты. Ограничиваться предпринимательской деятельностью Чичкин не стал. Блестящий теоретик молочного дела читал лекции и регулярно участвовал в тематических съездах.

Уникальная система управления



Справа - одна из молочных Чичкина. / Фото: www.aldebaran.ru

Справа - одна из молочных Чичкина. / Фото: www.aldebaran.ru


Молокозаводчик придавал первое значение качеству продукции, а вторую позицию занимало ее продвижение. Тогда приемы выглядело абсурдно. К примеру, на вывесках свою фамилию приказал прописывать с ошибкой: «Чичкин» вместо «Чичкинъ». Разумеется, это привлекало внимание.
Первым в Москве Александр Васильевич установил в магазинах кассовые аппараты. Продавцы Чичкина славились безапелляционной вежливостью и приветливостью.

Гениальный менеджер своей эпохи распределял работников по возрасту. В каждой категории имелась своя система поощрений, штрафов и т.д. Чичкин имел острый нюх на персонал. Как-то он сказал своему предпринимателю-брату: «Опирайся на тех, кто оказывает тебе сопротивление, имеет собственное мнение, инициативу и светлую голову. Опасайся бесхребетных, тех, кто смотрит не в глаза, а в рот, это очень опасные люди, у них гибкие спины и страшные скользкие плечи, на крутых поворотах их никогда нет рядом».

Ответственные кадры Чичкин готовил самостоятельно, а не брал со стороны. Подобно обучившему его когда-то Бландову, бесплатно давал профильное образование юным желающим. Но держал всех в ежовых рукавицах. Подросткам запрещалось курить, шататься по улицам, материться. Преподавателей же увольняли, если те бранились при учениках или поднимали на них руку. Будущие сотрудники кампании регулярно посещали театры, музеи, выезжали коллективом за город, изучали исторические достопримечательности.

Чичкин лично изучал биографии и фиксировал успехи подопечных в специальном журнале. И это при том, что количество персонала переваливало за 2 тысячи человек. Руководитель-оригинал в качестве утренней зарядки летал над Москвой на собственном аэроплане. А к ходынскому аэродрому прибывал на первом в Москве собственном Rolls-Royce.

Коварные власти



В 1918-м магазины разграбили. / Фото: www.ruskontur.com

В 1918-м магазины разграбили. / Фото: www.ruskontur.com


В 1918-м новые власти национализировали все чичкинские заводы и магазины, изъяли автомобиль и самолет. Александр эмигрировал во Францию, но с первой же волной НЭПа вернулся домой. И снова открыл молочный магазин. О его популярности свидетельствует цитата из булгаковского «Собачьего сердца»: «Прощай, Москва! Не видать мне больше Чичкина и пролетариев и краковской колбасы».

Новым хозяевам жизни пригодился опыт владельца молочной империи. Александр Васильевич стал главным консультантом торгового наркомата СССР и был удостоен ордена «Знак Почета». Но лукавые времена сыграли с ним злую шутку, и в 1929-м Чичкин отправился в ссылку в Сибирь. Сдаваться не планировал, а наладил там молокоторговлю и читал заинтересованным профессиональные лекции. Товарищи Молотов и Микоян помогли Чичкину вернуться в 1931-м в Москву, назначили персональную пенсию.

Под негласным руководством Александра Васильевича страна массово производила ацидофилин, ряженку, творожки и сырки. В 1934-м Чичкин создал на базе Ленинградского холодильника №3 цех производства мороженого. Работал и в Великую Отечественную, имея за плечами 80-летний возраст. В День Победы поздравительно-благодарственную телеграмму старому молочнику отправил сам Сталин.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1998
23.08.2024 17:03
В закладки
Версия для печати




Смотрите также