Зачем в Японии продают трафарет для губ и другие абсурдные товары, почему это стало целой философией «чиндогу»

Вентилятор для лапши, зубная щетка-напальчник, зонтики для туфель - все эти и многие другие абсурдные изобретения составляют искусство чиндогу, случайно созданное в Японии несколько десятилетий назад. На первый взгляд оно кажется бесполезным и глупым, но многие считат его гениальным изобретением человечества, отнюдь не лишенным идеи.
Как Кэндзи Каваками придумал философию бесполезного

Кэндзи Каваками был издателем журнала, когда придумал чиндогу
Популярное сегодня искусство бесполезных вещей зародилось в 1990-х годах совершенно случайно. Однажды у автора и редактора ежемесячного японского журнала «Mail Order Life» Кэндзи Каваками оказалось несколько лишних страниц в выпуске одного из журналов, и он нашел необычный выход из ситуации. Решив рассмешить своих читателей, которыми были преимущественно домохозяйки, проживающие в сельской местности, он разместил в журнале необычный репортаж из странных и бесполезных товаров, которые невозможно было купить.
В набор вошли фотографии его собственных очков с емкостью для глазных капель, которые были представлены как очки, увлажняющие глаза и не позволяющие лекарству стекать по щекам, ночной фонарик, работающий от солнечной энергии, женские туфли на высоких каблуках с колесиками.
Все эти вещи выглядели нелепо, и кроме смеха и веселого обсуждения среди читателей ничего не вызывали, но это и было нужно редактору журнала, рейтинг которого подскочил уже к следующему выпуску. Каваками ничего не оставалось делать, как продолжить придумывать для следующих выпусков журналов бесполезные и смешные вещи, что доставляло ему огромное удовольствие.
Он дал этим бесполезным предметам название «чиндогу», объединив японские слова «чин» , что означает «странный» или «необычный», и «догу» -т «устройство» или «инструмент». Эти вещи были далеки от возможности практического использования, но выглядели весьма забавно. Следующие фоторепортажи имели небывалый успех, и читатели требовали продолжения. Тираж «Mail Order Life» быстро рос.
Эти бесполезные предметы невозможно было производить массово и продавать за границу, как другие товары, но они были восприняты как необычные произведения искусства, которые всегда вызывали улыбку. А еще в них была изрядная доля бунтарства, поскольку они являлись своеобразной критикой потребительства, материального мира и того, что в Японии называют моделью экономики.
Кендзи Каваками - создатель японского искусства чиндогу
Бесполезные предметы Каваками вскоре нашли поклонников и за пределами читательской аудитории «Mail Order Life», а их автор получил возможность выставлять свои работы на художественных выставках в Токио, при этом он быстро завоевал всеобщее признание, став первым в мире мастером чиндогу. В последующие десятилетия эту идею подхватили и другие авторы.
Кодекс чести изобретателя бесполезных вещей

Некоторые чиндогу: защитная салфетка и зонтики для обуви
Став известным дизайнером бесполезных вещей, Кэндзи Каваками разработал целую философию, посвященную искусству чиндогу. В основу ее легли десять принципов, благодаря которым это искусство может существовать, представляя собой уникальную «интеллектуальную игру, стимулирующую человеческий разум».
Главный принцип заключается в том, что чиндогу - это рукотворные предметы, свободные от идеи полезности. Если этим изобретением можно пользоваться - это не чиндогу!
Второй основополагающий принцип гласит, что искусство чиндогу должно существовать в материальном плане, чтобы люди могли убедиться в том, насколько оно практически бесполезно. Если человек спроектирует какое-то изобретение на бумаге и не воплотит его в жизнь, оно не будет соответствовать требованиям чиндогу. Это будет просто лист бумаги с описанием неудачного изобретения, не более.
Чиндогу должно представлять собой свободу мысли и действий его изобретателя и вместе с тем должно быть понятно всем без исключения. Если понимание его бесполезности доступно только людям с определенными профессиональными знаниями - это не чиндогу! К примеру, изобретение в сфере управления космическими полетами, оценить бесполезность которого может только ученый, работающий в этой области, не должно считаться чиндогу, для этого оно должно быть понятно простым людям. Таковы третий и четвертый принципы бесполезного искусства.
Чиндогу - маска для нанесения губной помады
Не менее важный пятый принцип, который активно продвигает Кэндзи Каваками - чиндогу не продается! Если человек берет деньги за свое изобретение, он «оскверняет его дух» и, соответственно, оно перестает принадлежать искусству чиндогу, переходя в разряд полезных вещей, приносящих определенный доход своему изобретателю и производителям.
Согласно шестой заповеди Каваками, юмор не должен быть единственной причиной создания бесполезных вещей. Любой юмор - это побочный эффект создания чиндогу. Бесполезное изобретение должно искренне пытаться решить проблему нетрадиционным и странным способом, и только после этого оно может стать источником юмора. Если кто-то пытается сделать смешной объект и ему это удается, то он не создает чиндогу - он создает просто смешной объект.
Чиндогу - это не пропаганда! В их основе лежит принцип неудач. По искреннему убеждению Каваками, эти вещи создаются для того, чтобы ими пользоваться, просто их идея оказывается неудачной и бесполезной.
Чиндогу не подвержены предрассудкам, но вместе с тем они не должны становиться источником дискриминации людей по расе, религии, возрасту, полу или классу, и не могут быть созданы для воплощения «черного» юмора и неуважительного отношения к кому-либо. Таковы восьмая и девятая заповеди чиндогу.
Чиндогу - вентилятор для лапши
И, наконец, последний, десятый принцип гласит, что чиндогу не могут быть запатентованы и ограничены в использовании авторским правом, они должны оставаться общественным достоянием, свободным в использовании, воссоздании и распространении.
Философия чиндогу, которая одним людям помогает находить себя, а другим - зарабатывать деньги
Чиндогу - детский комбинезон, выполняющий функцию швабры
Создатель чиндогу, провозгласивший эти принципы еще в конце прошлого столетия, решительно выступает против концепций материализма, заявляя, что он презирает все, что превращается в товар. Являясь изобретателем сотен бесполезных предметов, он за это время написал четыре книги, посвященные искусству чиндогу. Все доходы от продажи своих книг Каваками жертвует на благотворительность и отказывается от платы за интервью, которые дает различным СМИ.
По мнению Каваками, искусство чиндогу противостоит этому материалистичному миру, в котором все оценивается в денежном или утилитарном выражении, оно помогает людям жить и находить себя, освободившись от его условностей.
У Каваками нашлось много последователей, которые за время существования этого необычного вида искусства создали множество удивительных и бесполезных вещей, но в то же время другие люди нередко пытаются извлечь выгоду из чиндогу. А поскольку это искусство не может быть запатентовано, то иногда у них это получается весьма успешно.
Самым ярким примером коммерциализации чиндогу является проект Мэтти Бенедетто «Ненужные изобретения». Он открыто занимается коммерцией, развивая свой популярный бренд через интернет, имея миллионы подписчиков и успешно продавая предметы, похожие на чиндогу, потеснив при этом популярностью создателя этого искусства и его последователей.
Были «неудачи» и у самого Каваками. Известная всем сегодня палка для селфи впервые появилась в списке его бесполезных изобретений и попала в первое издание его книги в 1995 году, а с изобретением смартфонов она стала широко производиться и продаваться различными компаниями. После этого Каваками исключил ее из списка чиндогу - таковы правила.

Кэндзи Каваками со своими изобретениями
Япония - удивительная и самобытная страна, всегда славившаяся уникальными видами искусства. Еще одно из таких видов необычного искусства - узоры на канализационных люках - достигло в стране восходящего солнца невиданного размаха, став национальной одержимостью японцев.


