+1 0
0
-1 0

Зачем в Японии продают трафарет для губ и другие абсурдные товары, почему это стало целой философией «чиндогу»



Вентилятор для лапши, зубная щетка-напальчник, зонтики для туфель - все эти и многие другие абсурдные изобретения составляют искусство чиндогу, случайно созданное в Японии несколько десятилетий назад. На первый взгляд оно кажется бесполезным и глупым, но многие считат его гениальным изобретением человечества, отнюдь не лишенным идеи.

Как Кэндзи Каваками придумал философию бесполезного


Кэндзи Каваками был издателем журнала, когда придумал чиндогу

Кэндзи Каваками был издателем журнала, когда придумал чиндогу

Популярное сегодня искусство бесполезных вещей зародилось в 1990-х годах совершенно случайно. Однажды у автора и редактора ежемесячного японского журнала «Mail Order Life» Кэндзи Каваками оказалось несколько лишних страниц в выпуске одного из журналов, и он нашел необычный выход из ситуации. Решив рассмешить своих читателей, которыми были преимущественно домохозяйки, проживающие в сельской местности, он разместил в журнале необычный репортаж из странных и бесполезных товаров, которые невозможно было купить.

В набор вошли фотографии его собственных очков с емкостью для глазных капель, которые были представлены как очки, увлажняющие глаза и не позволяющие лекарству стекать по щекам, ночной фонарик, работающий от солнечной энергии, женские туфли на высоких каблуках с колесиками.

Все эти вещи выглядели нелепо, и кроме смеха и веселого обсуждения среди читателей ничего не вызывали, но это и было нужно редактору журнала, рейтинг которого подскочил уже к следующему выпуску. Каваками ничего не оставалось делать, как продолжить придумывать для следующих выпусков журналов бесполезные и смешные вещи, что доставляло ему огромное удовольствие.

Он дал этим бесполезным предметам название «чиндогу», объединив японские слова «чин» , что означает «странный» или «необычный», и «догу» -т «устройство» или «инструмент». Эти вещи были далеки от возможности практического использования, но выглядели весьма забавно. Следующие фоторепортажи имели небывалый успех, и читатели требовали продолжения. Тираж «Mail Order Life» быстро рос.

Эти бесполезные предметы невозможно было производить массово и продавать за границу, как другие товары, но они были восприняты как необычные произведения искусства, которые всегда вызывали улыбку. А еще в них была изрядная доля бунтарства, поскольку они являлись своеобразной критикой потребительства, материального мира и того, что в Японии называют моделью экономики.

Кендзи Каваками - создатель японского искусства чиндогу

Кендзи Каваками - создатель японского искусства чиндогу

Бесполезные предметы Каваками вскоре нашли поклонников и за пределами читательской аудитории «Mail Order Life», а их автор получил возможность выставлять свои работы на художественных выставках в Токио, при этом он быстро завоевал всеобщее признание, став первым в мире мастером чиндогу. В последующие десятилетия эту идею подхватили и другие авторы.

Кодекс чести изобретателя бесполезных вещей


Некоторые чиндогу: защитная салфетка и зонтики для обуви

Некоторые чиндогу: защитная салфетка и зонтики для обуви

Став известным дизайнером бесполезных вещей, Кэндзи Каваками разработал целую философию, посвященную искусству чиндогу. В основу ее легли десять принципов, благодаря которым это искусство может существовать, представляя собой уникальную «интеллектуальную игру, стимулирующую человеческий разум».
Главный принцип заключается в том, что чиндогу - это рукотворные предметы, свободные от идеи полезности. Если этим изобретением можно пользоваться - это не чиндогу!

Второй основополагающий принцип гласит, что искусство чиндогу должно существовать в материальном плане, чтобы люди могли убедиться в том, насколько оно практически бесполезно. Если человек спроектирует какое-то изобретение на бумаге и не воплотит его в жизнь, оно не будет соответствовать требованиям чиндогу. Это будет просто лист бумаги с описанием неудачного изобретения, не более.

Чиндогу должно представлять собой свободу мысли и действий его изобретателя и вместе с тем должно быть понятно всем без исключения. Если понимание его бесполезности доступно только людям с определенными профессиональными знаниями - это не чиндогу! К примеру, изобретение в сфере управления космическими полетами, оценить бесполезность которого может только ученый, работающий в этой области, не должно считаться чиндогу, для этого оно должно быть понятно простым людям. Таковы третий и четвертый принципы бесполезного искусства.

Чиндогу - маска для нанесения губной помады

Чиндогу - маска для нанесения губной помады

Не менее важный пятый принцип, который активно продвигает Кэндзи Каваками - чиндогу не продается! Если человек берет деньги за свое изобретение, он «оскверняет его дух» и, соответственно, оно перестает принадлежать искусству чиндогу, переходя в разряд полезных вещей, приносящих определенный доход своему изобретателю и производителям.

Согласно шестой заповеди Каваками, юмор не должен быть единственной причиной создания бесполезных вещей. Любой юмор - это побочный эффект создания чиндогу. Бесполезное изобретение должно искренне пытаться решить проблему нетрадиционным и странным способом, и только после этого оно может стать источником юмора. Если кто-то пытается сделать смешной объект и ему это удается, то он не создает чиндогу - он создает просто смешной объект.

Чиндогу - это не пропаганда! В их основе лежит принцип неудач. По искреннему убеждению Каваками, эти вещи создаются для того, чтобы ими пользоваться, просто их идея оказывается неудачной и бесполезной.

Чиндогу не подвержены предрассудкам, но вместе с тем они не должны становиться источником дискриминации людей по расе, религии, возрасту, полу или классу, и не могут быть созданы для воплощения «черного» юмора и неуважительного отношения к кому-либо. Таковы восьмая и девятая заповеди чиндогу.

Чиндогу - вентилятор для лапши

Чиндогу - вентилятор для лапши

И, наконец, последний, десятый принцип гласит, что чиндогу не могут быть запатентованы и ограничены в использовании авторским правом, они должны оставаться общественным достоянием, свободным в использовании, воссоздании и распространении.

Философия чиндогу, которая одним людям помогает находить себя, а другим - зарабатывать деньги


Чиндогу - детский комбинезон, выполняющий функцию швабры

Чиндогу - детский комбинезон, выполняющий функцию швабры

Создатель чиндогу, провозгласивший эти принципы еще в конце прошлого столетия, решительно выступает против концепций материализма, заявляя, что он презирает все, что превращается в товар. Являясь изобретателем сотен бесполезных предметов, он за это время написал четыре книги, посвященные искусству чиндогу. Все доходы от продажи своих книг Каваками жертвует на благотворительность и отказывается от платы за интервью, которые дает различным СМИ.

По мнению Каваками, искусство чиндогу противостоит этому материалистичному миру, в котором все оценивается в денежном или утилитарном выражении, оно помогает людям жить и находить себя, освободившись от его условностей.

У Каваками нашлось много последователей, которые за время существования этого необычного вида искусства создали множество удивительных и бесполезных вещей, но в то же время другие люди нередко пытаются извлечь выгоду из чиндогу. А поскольку это искусство не может быть запатентовано, то иногда у них это получается весьма успешно.

Самым ярким примером коммерциализации чиндогу является проект Мэтти Бенедетто «Ненужные изобретения». Он открыто занимается коммерцией, развивая свой популярный бренд через интернет, имея миллионы подписчиков и успешно продавая предметы, похожие на чиндогу, потеснив при этом популярностью создателя этого искусства и его последователей.

Были «неудачи» и у самого Каваками. Известная всем сегодня палка для селфи впервые появилась в списке его бесполезных изобретений и попала в первое издание его книги в 1995 году, а с изобретением смартфонов она стала широко производиться и продаваться различными компаниями. После этого Каваками исключил ее из списка чиндогу - таковы правила.

Кэндзи Каваками со своими изобретениями

Кэндзи Каваками со своими изобретениями

Япония - удивительная и самобытная страна, всегда славившаяся уникальными видами искусства. Еще одно из таких видов необычного искусства - узоры на канализационных люках - достигло в стране восходящего солнца невиданного размаха, став национальной одержимостью японцев.
0
2058 просмотров
В закладки
Версия для печати
Москва, Россия