Блог проекта Культурология.Ру   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


Воздействовать на умы людей, предопределять их поступки и чувства. Пожалуй, это является главным стремлением для любой идеологии и пропаганды. Суть идеологии может быть абсолютно разной, а вот механизмы ее достижения практически всегда одинаковы. Каким должен был быть идеальный советский гражданин и как в СССР вели идеологическую и пропагандистскую работу? Причем на достаточно высоком уровне.


Так называемая сталинская оттепель, период, когда Сталин уже был единоличным вождем, но не имел столь явных диктаторских проявлений. Урожай 1934 года оказался весьма неплохим, голодные периоды остались в прошлом. Бюджет стал прорисовываться отчетливее, равно как и планы на будущую пятилетку. Да, аресты были, но при этом массовое сознание было на подъеме. Стены потихоньку стали украшать портретами Сталина, но еще не было культа личности в полном его масштабе.

До 1933 года даже на газетных страницах фотография Сталина публиковалась редко, да и чаще в компании соратников. После 1934 года начинают выпускать репродукции картин с портретом вождя, начинается массовое производство памятников и бюстов. Да что там, во время парадов самолеты пишут на небе его имя. В этот период образ Сталина подается как причина плодородности, ведь память о голодных годах еще была свежа. Он изображается среди цветов, ржи, с девочками и женщинами.

В Начале 1934 года прошел 12 съезд ВКП (б). На нем не было существенных перестановок, большинство членов и кандидатов были уже устоявшимися и сторонниками политики и личности Сталина. К этому времени съезды и пленумы носили некий формальный характер, поскольку главным руководящим органом стало Политбюро. При этом, на роль определяющего идеолога помимо Сталина никто больше не претендовал. Тогда как буквально лет 10 тому назад Троцкий, Каменев, Зиновьев, вполне претендовали на то, чтобы творить теоретическую часть советской идеологии.

Агитпроп



Яркий пример советской прессы того периода / ФОТО: www.yarwiki.ru

Яркий пример советской прессы того периода / ФОТО: www.yarwiki.ru


Сеть органов, работой которой являлась агитация и пропаганда сложилась в Союзе еще в 20-х годах. Под его влияние и контроль подпадали СМИ, кинематография, управление по делам литературы и издательства – все, что так или иначе могло воздействовать на умы и чувства советских граждан. Полный и тотальный контроль всей культурной и развлекательной части – один из главных принципов любой пропагандистской деятельности.

Еще Ленин подчеркивал о том, что печатные издания являются важным инструментом для роста политического сознания граждан. И именно в связи с этим многопартийная система газет была уничтожена. Теперь все издания были государственными и идеологически выверенными. Нередко по приказу Ленина могли организовать травлю со страниц газет, причем массово. Хотя о массовости говорить не приходится, после партийной чистки осталось чуть больше двухсот изданий.

Именно в тот период стали активно использовать другой принцип пропаганды – повторение. Одну и ту же информацию, которую «спустили сверху» публиковали в центральных издания, областных и районных, причем неоднократно. Если поступала директива организовать травлю, то вместе с нею поступала информация и о необходимой периодичности.

Важной особенностью советской пропаганды является ее открытость. Это похоже не на манипуляцию подсознанием, а на открытый честный разговор. Пропаганда занималась тем, что обществу прививались определенные ценности и установки, которые должны были привести каждого конкретно и весь Союз к тому самому светлому будущему. Каждому большевику следовало быть агитатором, об этом гласили плакаты, об этом писали в газетах.
Такая открытость пропаганды легко объяснима. Все коммунистические догмы априори считались желанием самого народа. А значит пропаганда и не пропаганда вовсе, а то самое «доброе, вечное», которое и нужно «сеять».

Читайте так же: Как лайфхаки ближайшего соратника Гитлера используются пропагандистами по сей день

Следить тщательнее, писать пафоснее, неугодных – расстрелять



Советские плакаты настоящее направление в искусстве / ФОТО: www.srgazeta.ru

Советские плакаты настоящее направление в искусстве / ФОТО: www.srgazeta.ru


В 1935 году Агитпроп, который доселе курировал все и вся, разделили на пять отделов, которые должны были заниматься в своей направленности. Среди них была в том числе и устная пропаганда. Именно через нее зачастую передавались не только коммунистические догмы, но и общепринятые нормы. Например, активно стали пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к спорту через газеты и агитаторов после Второй мировой войны. Образ «комсомолки, спортсменки и красавицы» был культовым в кино и литературе, проводились парады физкультурников, открывались соответствующие кафедры, переписывались школьные программы. Аналогичная программа действовала по отношению к передовикам производства. О них писали со страниц газет, их фотографии украшали доски почета.

Особенностью советской пропаганды было и то, что стало принято переименовывать города, поселки, улицы в честь культовых личностей. Особенно это касается товарища Ленина. Улица, названная в его честь, пожалуй, до сих пор имеется в каждом городе. О нем же слагали стихи, песни. Начиная с 30-х годов укрепляется культ личности Сталина.

Учитывая, что внешний враг объединяет как нельзя лучше, параллельно с укреплением культа личностей вождей, шло очернение «врагов». До начала Великой Отечественной войны эта тема крутилась вокруг классовой борьбы, с отсылками к Гражданской войне. После начала войны на территории СССР образ врага был обличен в немецкую форму и часто имел усы а-ля Гитлер. Этот образ стал наиболее весомым и долгоиграющим на всем постсоветском пространстве.

Однако враги могли быть не только внешними. Постоянный поиск и разоблачение врагов, которые не просто дезорганизуют устои, но и ведут подрывную деятельность был частью агитации и пропаганды. К этому процессу тоже были привлечены максимально возможное число людей. Именно поиском врагов внутри самого общества и объясняется то количество доносов и кляуз, которые советские граждане написали друг на друга.

Читайте так же: О чем писала пресса времен Третьего рейха и как пропагандистам удалось всех убедить

Моральный кодекс строителя коммунизма



Принципы воспитания идеального человека прописали в кодексе / ФОТО: www.fishki.net

Принципы воспитания идеального человека прописали в кодексе / ФОТО: www.fishki.net


В 1961 году на очередном съезде КПСС был принят «Моральный кодекс строителя коммунизма». Идеологи того периода были уверены, что становление человека нового не следствие, а причина строительства коммунизма. В кодексе десять пунктов, хотя скорее заповедей, крайне напоминающих те, о которых вспомнил любой читающий.

Так, главным требованием к строителю коммунизма являлась преданность коммунизму и любовь к социалистической Родине. Именно этот пункт выведен в первые строчки кодекса. Идеальный человек должен трудиться, однако не во благо самого себя, а во имя общего благополучия. Правда следующая фраза о том, что кто не работает – тот не ест, все же наталкивает на мысли, что немного на собственное благо тоже стоит поработать.

Идеальный советский гражданин должен был заботиться о сохранении общественного достояния, оказывать взаимопомощь, сохранять гуманные отношения друг с другом, быть честным и правдивым, простым и скромным в общении. Уважительно относиться к своей семье и детям, но быть непримиримым с врагами.

Лица пропаганды: как приукрашали биографии известных советских личностей в угоду идеологии

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








3912
23.10.2023 11:50
В закладки
Версия для печати




Смотрите также