В 2021 году во время инаугурации президента Джо Байдена всеобщее внимание привлекла массивная брошь, украшающая платье Леди Гаги. Это творение возрожденного модного дома Schiaparelli одни сочли надеждой на мир во всем мире, а другие назвали символом революции. Как бы то ни было, дом Schiaparelli и раньше славился своими украшениями – когда его возглавляла сама великая Скиап…
Украшения в виде устриц.
Эльза Скиапарелли умела шокировать общественность. С ее легкой руки в моду вошли застежки-молнии, свитера с вывязанными сюжетами, яркий розовый цвет, газетные принты, раздельный купальник, юбка-брюки… А чего стоят перчатки с искусственными ногтями или фата с вышитыми на ней прядями русалочьих волос! «Она умеет заходить слишком далеко», - говорил о ней Жан Кокто. Неудивительно, что Эльзу Скиапарелли буквально ненавидела Шанель – слишком дерзко, слишком смело, слишком… безвкусно. Но особого внимания заслуживают украшения, созданные дизайнером самостоятельно и в сотрудничестве с известными современниками. Скиап сказала решительное «нет» благородным материалам и представлениям о хорошем вкусе. Почему бы не носить средь бела дня огромную брошь в форме лобстера из стекла, пластика и эмали?
Украшения от Скиапарелли.
Броши вообще были любимым украшением дизайнера. Россыпи драгоценных камней в ее работах заменялись недорогими кристаллами – и это позволило увеличивать масштаб и расширять палитру украшений. Таким образом, именно Скиап, а не Шанель, стоит считать родоначальницей и главной пропагандисткой тренда на искусственные материалы. Ее смелые решения во многом изменили ювелирный дизайн и указали дорогу многим ювелирам-экспериментаторам.
Броши, созданные Скиапарелли.
Эльзу Скиапарелли и саму причисляют к художникам-сюрреалистам. Она тепло дружила с Сальвадором Дали, сотрудничала с Жаном Кокто. Первый ювелирный опыт Дали состоялся именно в творческом союзе со Скиапарелли – они придумали серьги-телефоны и украшения с лобстерами. Кокто нарисовал для Скиап серьги в виде всевидящего ока, ставшие одним из самых узнаваемых украшений бренда.
Мотивы насекомых. Пластиковое колье.
По эскизам художника-сюрреалиста Кристиана Берара Скиапарелли разработала колье из прозрачного пластика родоида с закрепленными на нем фигурками насекомых – за ним последовала аналогичная сумочка. Это жуткое украшение в дальнейшем вошло в «языческую» коллекцию Скиапарелли, навеянную творчеством Сандро Боттичелли.
Украшения из языческой коллекции.
К ней же относятся несколько колье в форме плюща, «обвивающего» шеи владелиц. В сотрудничестве с Жаном Клеманом она создавала декоративные пуговицы - пули, балерины, акробаты… Их фигурки иной раз будто сами собой складывались в надпись «осторожно, окрашено» - не напоминание ли о том случае, когда Шанель коварно предложила сопернице окрашенный стул, а затем иронизировала, что пятна краски лишь украсили и без того яркий наряд Скиап.
Слева украшение-воротничок.
Те же образы акробатов и клоунов появились в брошах из «цирковой» коллекции украшений.
Скиапарелли смело заменяла элементы одежды аналогичными по форме украшениями – например, ювелирные воротнички. Теперь этот прием используют многие модные бренды. Широко применяла она материалы своего любимого цвета – «шокирующего розового».
Украшения из цирковой коллекции.
Сюрреалистическая маска с показа возрожденного бренда.
В конце 2000-х в модной индустрии наметился «поворот» к забытым брендам прошлого. Дом Скиапарелли был закрыт в после Второй Мировой войны, однако в 2007 году был возрожден итальянским бизнесменом Диего Делла Валле. Последующие шесть лет не принесли наследию Эльзы никакого второго рождения, пока в сентябре 2013 года не был назначен первый креативный директор обновленного бренда – Марко Дзанини. Впоследствии модный дом пережил еще несколько кадровых перестановок. Теперь у руля – выходец из Техаса Дэниел Розберри. Именно при Розберри Schiaparelli возвращается к истокам – сюрреализму, экспериментам, творческому безумию.
Современные украшения модного дома.
Начиная с 2019 года, бренд представляет, наряду с одеждой, фантастические украшения, навеянные самостоятельными работами великой Скиап и ее коллаборациями с художниками-сюрреалистами. Современная бижутерия Schiaparelli снова шокирующе анатомична – совершенно в русле возросшего интереса к человеческой телесности.
Современные украшения модного дома.
Украшения в форме глаз, ногтей и зубов оказываются не там, где надлежит быть этим органам – лазурное око любопытно взирает с мочки уха, золотые зубы с «застрявшими» в них жемчужинами болтаются, как подвески… Искусственные ногти, созданные художницей нейл-арта Мариан Ньюман, усеивают головные уборы. Сложно сконструированные украшения из золота и жемчуга в виде цветов будто бы «врастают» в руки моделей. Под стать украшениям на показах прически и макияж моделей. Schiaparelli вернули в моду броши – пронзенные сердца, инициалы основательницы дома, огромные глаза по мотивам творения Кокто, замочные скважины и сложенные ладони украшены крупными искусственными кристаллами, как завещала Скиап.
Брошь Леди Гаги.
В 2021 году на инаугурации 46-го президента США Джо Байдена эпатажная певица Леди Гага предстала в роскошном платье от Schiaparelli (в прессе шутили, что исполнительница затмила всех, в том числе и главного «виновника» торжества). На ее груди широко раскинул крылья золотой голубь, несущий в клюве ветвь оливы – брошь того же бренда. Масштаб и сила образа напоминают об оригинальных работах Эльзы Скиапарелли, сама форма голубя навеяна знаменитым рисунком Пабло Пикассо, техника изготовления вызывает ассоциации с архаичным искусством… А молодое поколение сравнивает эту брошь с сойкой-пересмешницей – эмблемой революционерки Китнисс Эвердин, героини серии книг и фильмов «Голодные игры».
И несмотря на уверения Розберри, что украшение не имеет политических подтекстов, «голубю мира» Schiaparelli, похоже, суждено стать главным символом этих неспокойных лет. «Моду рождают перемены, направления или даже политика, ее никогда не создают новые побрякушки, плиссировка, подкладка на меху или длина юбки», - говорила великая Скиап. И новые творения модного дома Schiaparelli, гордо восставшего из пепла, подтверждают эти слова.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: