Как девушка из глухой провинции построила особняк мечты, ставший сердцем ТАСС: Надежда Ламанова

Надежда Ламанова... В начале ХХ века ее имя гремело по всей России. Девушка из провинции, обладая острым взглядом, тонким вкусом и умением безошибочно подбирать наиболее подходящий крой и фасон платья для любого человека, быстро обрела популярность среди русской интеллигенции и стала дизайнером одежды для царского двора. Разбогатев, она построила себе роскошный особняк на Тверском бульваре, который стал символом возможностей русской женщины.
От нижегородской глубинки до московских салонов

Надежда Ламанова
Надежда Ламанова родилась в 1861 году, в глухом селе Шутилово Нижегородской губернии. Она была старшей дочерью обедневшего дворянина, офицера гусарского полка. Их многодетная семья жила достаточно скромно, но чтобы дать детям образование, родители вскоре после рождения Нади переехали в Нижний Новгород, где девочка с отличием окончила гимназию, затем получила специальность учительницы географии, по книгам начала обучаться портняжному делу.
Когда Надежде исполнилось 23 года, в семье случилось несчастье - сначала умер отец, а вслед за ним, не выдержав горя, ушла и мать, Надежда осталась одна с четырьмя младшими сестрами на руках, которых нужно было обеспечивать. Она отправилась в Москву, где было больше возможностей найти работу.
В Москве она решила продолжить обучение в школе кройки и шитья Ольги Суворовой, и одновременно устроилась закройщицей в мастерскую к известной портнихе Татьяне Войткевич. Она тщательно изучала секреты будущей профессии, проявляя незаурядные способности и большие успехи в портняжном деле, а уже через год решилась на открытие собственной мастерской.
Первые шаги к славе

Творчество Надежды Ламановой
Прошло всего несколько лет и Надежда Ламанова приобрела широкую популярность, а ее мастерская на Большой Дмитровке стала центром притяжения для московской интеллигенции. Ее дар был сродни таланту скульптора - она не просто шила, а создавала образы, могла безошибочно представить, как та или иная ткань будет выглядеть на фигуре человеке и какой фасон ему больше всего подходит. Говорили, что она не шьет одежду, а «пришивает» материал к фигуре человека, очерчивая контуры кроя и отделки. Ее метод шитья одежды называли «скульптурированием из ткани», а сшитые ею платья были настоящими произведениями искусства.
Уже став известным дизайнером, Надежда Ламанова не переставала учиться, постоянно ездила в Париж - центр моды того времени, постоянно пополняя и совершенствуя свои знания. У нее завязалась тесная дружба и сотрудничество с известным французским дизайнером Полем Пуаре, который мгновенно оценил ее талант и не раз предлагал ей переехать в Париж для совместной работы, но Ламанова всегда отказывалась. Да и зачем ей было уезжать в Париж, когда дело ее было на подъеме, а очереди из московских модниц стали настолько большими, что ей пришлось нанять в помощь штат мастериц.
Золотые годы: когда деньги текли рекой

Надежда Ламанова
Любопытно, что Ламанова не делала эскизов своих работ, потому что не умела рисовать, кроме того, она редко учитывала пожелания клиентов и обычно твердо стояла на своем в выборе фасона и кроя. Любая примерка для нее становилась творческим процессом, в котором она не терпела чьих-то комментариев. Но очередь к ней только росла, а в начале XX века к ней пришло признание на самом высоком уровне, она стала одевать саму императрицу!
Надежда Ламанова дважды была замужем. Первый муж трагически погиб в молодом возрасте, во второй раз она вышла замуж за успешного юриста и актера-любителя Андрея Каютова, с которым прожила в счастливом браке 45 лет. Муж был обеспеченным человеком, возглавлял московское отделение страхового общества «Россия», но главным источником благосостояния их семьи была модная империя супруги.
Начало ХХ столетия стало золотым веком для Надежды Ламановой, несмотря на высокие цены в ее мастерских, которых было уже несколько в Москве, деньги буквально текли рекой. В ее подчинении уже было триста мастериц, а доходы достигали тридцати тысяч рублей в месяц - по тем временам это были сумасшедшие деньги.
Особняк мечты

Особняк Ламановой на Тверской
На пике популярности, в 1908 году, Надежда Ламанова осуществляет свою давнюю мечту - она становится владелицей участка на Тверском бульваре, заплатив за него умопомрачительную сумму, и заказывает архитектору Никите Лазареву проект строительства собственного ультрасовременного особняка, оснащенного центральным отоплением, электричеством, телефонной связью и даже лифтом. Это было роскошное просторное здание в четыре этажа (два этажа были достроены позднее), с мраморными лестницами и колоннами, дубовым паркетом и изысканной лепниной на потолках.
Построенный по типу доходного дома, поделенного на отдельные квартиры, особняк никогда не сдавался в аренду и предназначался для жизни семьи, но все его пространство было тщательно продумано и гармонично, каждый этаж и каждая из многочисленных комнат имели свое предназначение. Это была претворенная в жизнь мечта бедной провинциальной девочки, превратившейся в королеву русской моды с собственным изысканным дворцом.
Апартаменты хозяев состояли из семнадцати просторных комнат с роскошной обстановкой и занимали весь четвертый этаж, на третьем этаже располагалась мастерская, где триста мастериц воплощали в реальность творческие фантазии хозяйки. Второй этаж был полностью отдан под магазин, в котором продавались готовые изделия дома моды Ламановой. А на первом этаже располагались квартиры, в которых жили родственники мужа, в том числе его сестра Елизавета Шеффер, работавшая портнихой в империи его жены.

Надежда Ламанова
В доме было еще полуподвальное помещение, где располагались комнаты для прислуги, кухня со всеми удобствами и подсобные помещения.Нашлось в доме место и для классов, в которых обучали молодых мастериц.
Крушение империи и новая жизнь особняка

Особняк Надежды Ламановой сегодня
Октябрьская революция 1917 года фактически разрушила империю моды Надежды Ламановой, но она не стала эмигрировать и не пала духом после национализации своего имущества. Более того, она приняла революцию всем сердцем, утверждая, что ее идеи близки ей по духу. Она говорила, что несмотря на то, что она стала финансово беднее, она обрела духовное богатство.
Также Ламанова уверяла, что свой особняк она успела продать, чтобы рассчитаться с поставщиками и работниками своей мастерской. А покупателем якобы стал Гавриил Степанищев, председатель Московского правления Союза, который фактически спас его от разрушения во время городских боев, отказавшись размещать пулемет на крыше.
После революции Надежда Ламанова переехали с мужем в скромную квартиру в Еропкинском переулке, стала работать художником-моделистом в Художественном театре, шила платья для жен большевиков и проводила выставки своих работ. Коллекция ее платьев даже получила приз на выставке в Париже в 1925 году.
В 1937 году особняк Надежды Ламановой был передан в пользование телеграфного агентства Советского Союза, в его многочисленных комнатах поселились фотографы и журналисты, отсюда передавались важные сводки. Именно отсюда в мае 1945 года на весь мир разнеслось важное сообщение об окончании войны, но его Надежда Ламанова не услышала.

Выставка работ Надежды Ламановой для театра
Она умерла в октябре 1941 года, когда вместе с сестрой приехала в Художественный театр, узнать об эвакуации, но оказалось, что эвакуация работников театра уже прошла, а о ней просто забыли. На обратном пути ей стало плохо, ей пытались оказать помощь, но она потеряла сознание и умерла. А особняк мечты бедной провинциальной девочки, ставшей первой великой кутюрье России, которая шила наряды и крестьянкам, и императрицам, стоит до сих пор.


