Мы привыкли считать, что украшения делают из золота, серебра, камней и жемчуга. Прошлый век, впрочем, подарил нам немало талантов, создававших колье и серьги из бакелита, смолы, дерева – а век нынешний привнес и новые материалы вкупе с новыми технологиями. С пластиковыми украшениями мы ассоциируем моду девяностых и нулевых, вспоминая инфантильные яркие штучки, особо любимые, что неудивительно, маленькими девочками. Однако пластик, силикон, «вторичный» металл и резина в руках мастера служат созданию настоящих шедевров авангардного ювелирного искусства.
Подводный мир Сыльги Квон
Украшения в виде медуз и анемонов.
Невероятные работы корейской художницы.
Корейская художница Сыльги Квон создает фантастические ювелирные скульптуры из пластика и силикона. Она вдохновляется природой – и морскими обитателями, и микроорганизмами, и растениями, мхами и грибами… Выбор материала продиктован ее стремлением передать изменчивость и нестабильность организма, ведь живое существо не остается неизменным в течение жизни. Но ни одно из украшений Квон не копирует природу буквально, все это – фантазии. Квон формирует из силикона тонкие, полупрозрачные формы, луковицы, похожие на медуз. Затем добавляет цвет и детали с помощью ниток, смолы, пигмента и бумаги. Так появляются на свет ее причудливые творения.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как современные художники создают цветы из стекла, бумаги и ткани: Способ приблизить краски весны.
Сэм То Дуонг и его органические воротники
Безумные пластиковые воротники.
Колье с природными мотивами.
Сэм То Дуонг делает удивительные, невероятно сложные и при этом изящные броши, а также нечто, напоминающее воротники – трудно назвать колье украшения такого объема. Он не боится занимать место, захватывать пространство своими биоморфными украшениями, вызывающими ассоциации с инопланетными формами жизни. Он использует пластик, в том числе переработанные пластиковые бутылки (актуальное направление в современном дизайне), добавляет в качестве декора все, казалось бы, что попадается под руку – вишневые косточки, пресноводный жемчуг, серебро… Сэм родился в Бьенхоа во Вьетнаме в 1969 году, но подростком бежал в Пфорцхайм (Германия) со своей семьей. В Германии он получил образование как ювелир и начал участвовать в различных выставках и конкурсах. Сегодня он лауреат множества престижных премий, а его работы хранятся в коллекциях Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея искусств и дизайна в Нью-Йорке.
Трепетные колье и броши Софии Бьоркман
Броши из пластика.
Колье с природными мотивами.
София Бьоркман – признанная и известная художница, создающая украшения из пластика и других материалов. Ритмичные повторы, неуловимые, но интуитивно узнаваемые образы птиц, бабочек, цветочных букетов… Они легки и изящны, но при этом не стесняются быть заметными. По словам Бьоркман, она предпочитает украшения, которые очаровывают, раздражают и щекочут нервы, без фальши и поклонения статусу. Они могут показаться зрителям странными, однако отражают ее чувства и стремления – и вызывают яркие эмоции у всех, кому довелось бросить на них взгляд.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Барочные формы против скандинавского минимализма: Роскошный бунт ювелира Арье Григста.
Экологические манифесты Мейбл Пенья
Кольца Мейбл Пенья.
Кольцо из необычных материалов.
Мейбл Пенья живет и работает в Буэнос-Айресе. С 2002 года преподает ювелирное искусство в собственной студии и занимается арт-терапией в благотворительных целях. Ее работы экспонируются по всему миру – от ее родной Аргентины до Японии. Все ее творчество вдохновлено проблемами экологии, растущим разрушительным воздействием цивилизации на мир природы. Она наблюдает за изменением природных ландшафтов под воздействием пластиковых отходов, необъятных мусорных полигонов, пластиковых пакетов в ветвях деревьев, в реках, на пляжах… Да, в пакете, летящем по улице (вспоминаем фильм «Красота по-американски») действительно есть красота – но это красота разрушения, красота обреченности. Ее жуткие кольца, многоцветные, извивающиеся – это скорее манифесты, нежели украшения, безжалостное напоминание о том, что человечество делает с планетой, на которой живет. Она творит, повторно используя пластик, а также металл, сочетая древнее ремесло с новыми технологиями, такими как 3D-печать.
Ана Кальбуччи – пластик и наука
Украшения Аны Кальбуччи.
Украшения Аны Кальбуччи.
Ана Кальбуччи окончила факультет архитектуры и дизайна, однако в дальнейшем перешла к созданию украшений. В настоящее время он работает в своем ателье в Сан-Паулу, где создает свои изделия с использованием различных материалов и техник, занимается исследовательской деятельностью, принимает участие в выставках, ярмарках и творческих лабораториях. Одним из ведущих материалов в ее работах также стал пластик. В ее работах очевидно влияние природных форм – мхов, лишайников, плесени, хвощей, микроорганизмов. При всей их «биологичности» видна четкая структура и очевидна возможность функционального использования – это не просто скульптуры, их можно носить. Для Аны переход от архитектуры к украшениям был естественным процессом – по словам художницы, от больших объектов, куда помещается тело человека, она перешла к проектам, которые располагаются на теле.
Патрисия Иглесиас и украшения как текст
Философские размышления в работах Патрисии Иглесиас.
Цветы и тревожные образы.
Патрисия Иглесиас родилась в Буэнос-Айресе, но затем перебралась в США, чтобы учиться и работать – впрочем, не прервала отношений с родиной, где регулярно принимает участие в выставках. Она начала рисовать, когда читала книгу о литературе, о языке, его усвоении и запоминании. А пандемия, лишившая художницу привычных возможностей и наводнившая информационное поле ужасными новостями, подарила новые темы для творчества – например, образы животных, вырвавшихся из зоопарка, когда его сотрудники ушли на карантин. С переездом в Калифорнию она стала исследовать природные ландшафты, активно посещать ботанические сады, ходить в походы. Так в ее творчестве появились сложные природные формы, которые будто бы хочется прочесть. Они напоминают о чем-то давно забытом, неуловимом, оставленном на границе воспоминаний. Ее творчество – это нечто личное, переживания, связанные со смертью, чувственностью, страхом, возобновлением, расставанием с родиной и женственностью. Однако она напоминает, что личное – это политическое, а в ее украшениях из пластика и других переработанных материалов отражаются важные проблемы современности.
Металл, пластик и коронавирус в работах Сары Шахак
Украшение из переработанного металла и пластика.
Украшение, посвященное пандемии.
Сара Шахак живет и работает в Петах-Тикве, Израиль. Она специализируется на ювелирных исследованиях в Израиле, проводит мастер-классы, преподает, занимается музейной деятельностью. Пластик в ее работах сочетается с металлом, также «бывшим в употреблении» - например, она использует колокольчики и другие маленькие промышленные изделия, которые сгибает, деформирует, искажает и дает им новую жизнь. Одна из ее коллекций посвящена тревожным переживаниям, связанным с пандемией коронавирусной инфекции.
А другие творцы отдают предпочтение более "естественным" материалам - например, дереву. Особенно - обожженному дереву или ветвям, найденным на берегу реки...
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: