+1 0
0
-1 0

«Была музыкантом до рождения» и сочиняла музыку даже глухой: Какие тяготы пережила 1-я советская женщина-композитор Зара Левина



Она была первой советской женщиной, окончившей две консерватории и начавшей профессионально писать музыку. Ее творческий путь был нелегким, ей пришлось пройти через недоверие и гонения со стороны пролетарских музыкантов, столкнуться с болезнью и на несколько лет выпасть из профессии. Но Зара Левина всегда говорила, что она родилась музыкантом, и это ее судьба, какой бы тяжелой она не была. Ей удалось пережить трудные времена, вернуться к профессии композитора и добиться немалых успехов в музыкальном творчестве.

В детстве играла на всем, что было под рукой


Зара начала сочинять музыку в раннем детстве и всегда говорила, что она была музыкантом до рождения

Зара начала сочинять музыку в раннем детстве и всегда говорила, что она была музыкантом до рождения

Раннее детство Зары Левиной прошло в Симферополе, где она родилась в 1906 году, а после Октябрьской революции ее родители переехали в Одессу. Они были образованными, интеллигентными людьми, отец владел небольшой лавкой и играл на скрипке, он с детства привил любовь дочери к музыке. Мама была преподавателем русского языка, работала в школе для глухонемых детей и тоже поощряла увлечение дочери.

Зара еще ребенком играла на всем, что было у нее под рукой, даже игрушки превращала в музыкальные инструменты, ритмично постукивая ими по подушкам, стульям, дивану, а когда немного подросла, начала осознанно сочинять музыку. В одесском доме, где жила семья Левиных, проживали преимущественно творческие люди, среди них - композитор Борис Шехтер, который первым отметил музыкальный талант девочки и посоветовал родителям развивать его дальше.

После окончания гимназии Зара поступила в Одесскую консерваторию, где обучалась по классу фортепиано и даже некоторое время поработала преподавателем музыки. Но ей хотелось большего, она хотела сочинять музыку, и потому в 1925 году поступила в Московскую консерваторию на композиторское отделение, одновременно начала заниматься фортепиано.

Через год она уже преподавала в музыкальном техникуме имени Скрябина, а в концертных залах столицы прошли ее первые выступления как пианистки. В те годы ее произведения были наполнены патриотическими мотивами и трагическими военными монологами. В качестве выпускной работы Зара написала «Поэму о Ленине» для оркестра, хора и солистов на слова Алексея Суркова.

Во время войны работала медсестрой в госпитале и там же давала концерты


Зара Левина

Зара Левина

В начале своей творческой деятельности Заре Левиной пришлось столкнуться с серьезным противостоянием со стороны РАПМ - ассоциации пролетарских музыкантов, которые представляли музыку как средство пропаганды нового революционного искусства. Состоявшая исключительно из мужчин, эта организация не воспринимала всерьез женщин-композиторов, не считала их равными себе в творчестве.

Подвергаясь всевозможным гонениям, Зара тяжело заболела, и в течение нескольких лет находилась практически в забвении, ее концертная деятельность была под запретом. Но она была мудрее и талантливее, чем ее недоброжелатели, она не оставляла творчество и дождалась того момента, когда РАПМ была расформирована, и ей снова был открыт путь на сцену.

Когда началась Великая Отечественная война, Зара пошла работать медсестрой в госпиталь, где одновременно давала концерты раненым бойцам и руководила хором курсантов авиационной школы. Несмотря на полную загруженность, она не переставала сочинять музыку, в эти годы родилось ее первое симфоническое произведение - концерт для фортепиано с оркестром.

После окончания войны Зара увлеклась легким жанром - сочинением песен для детей, симфонических вальсов, романсов на произведения Пушкина, Лермонтова, Есенина. Это была ее своеобразная реакция на духовное напряжение послевоенного времени.

В 1932 году Зара вышла замуж за композитора Николая Чемберджи, который спустя несколько лет стал председателем Московского союза композиторов. У них была творческая семья, супруги во всем поддерживали друг друга. У них родилась дочь Валентина, но личное счастье оказалось недолгим, в 1948 году Чемберджи скончался, и Зара осталась одна. Чтобы пережить утрату, она с головой погрузилась в работу, музыка спасала от отчаяния и помогала справиться с горем. Тогда же она начала работать на радио, принимала участие в создании первых музыкальных радиопрограмм, выходивших в эфир из маленькой студии на Никольской улице.

Служение музыке, потеря слуха и уход из жизни


Зара Левина / Фото: notarhiv.ru

Зара Левина / Фото: notarhiv.ru

Творчество Зары Левиной развивалось на музыке великих композиторов, которых она очень любила - Рахманинова, Скрябина, Бетховена, Шумана. Их влияние можно проследить во всех ее произведениях. Ее музыка отличается лиричностью, мелодичностью, глубиной, словно исходящей из ее тонкой души. Лучшие исполнители включали ее произведения в свой репертуар. Среди них Давид Ойстрах, записавший первую скрипичную сонату Зары Левиной, Святослав Кнушевицкий - пьесу для виолончели, Зара Долуханова, Нина Исакова, Клавдия Шульженко, исполнявшие романсы на ее музыку.

Широкую известность получили ее произведения, написанные для детей, которые исполняются и сегодня. Но, помимо этого, ее вклад в искусство широк и многогранен. Она внесла неоценимый вклад в советское камерно-вокальное творчество и постоянно, в течение всей своей жизни писала музыку.

В последние годы жизни Зара Левина тяжело болела, у нее начал пропадать слух, но она до последних своих дней продолжала работать. Писать музыку приходилось каким-то внутренним чутьем, она говорила, что внутри себя все слышит, а когда садится за инструмент, звук сливается в единый гул, и тогда приходится включать свое воображение.

Летом 1976 года, дописав свое последнее произведение - Второй фортепианный концерт, Зара Левина ушла из жизни. Ее творческое наследие представлено большим количеством произведений разных жанров, которые и сегодня звучат на концертах, а сама она была удостоена звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Дочь Зары Левиной, Валентина Чемберджи стала известным филологом и мемуаристом, она написала несколько произведений, посвященных жизни своей матери и ее музыкальному окружению. Среди них - несколько произведений о пианисте Святославе Рихтере и оперной диве Нине Дорлиак.
0
1401 просмотров
В закладки
Версия для печати