Поскитавшись по миру с маленьким чемоданом, эмигрантка из России приехала во Францию. В чужом краю Лида Делекторская, из документов имевшая лишь иностранный паспорт, могла рассчитывать на работу сиделки или официантки. Но судьба повернулась к девушке лицом, и она попала в дом известного импрессиониста Анри Матисса. Придя помогать по хозяйству, пока нездоровилось жене художника, она осталась рядом с Анри до конца его дней.
Самобытность Матисса
Работы Матисса – отражение любви к жизни.
Анри с малых лет задумал стать художником, но отец семейства велел поступать на юридический. И тут вмешался случай: 21-летний Матисс попал в больницу с приступом аппендицита. Чтоб сын не скучал на больничной койке, мать принесла ему краски. И он стал рисовать. Когда отец увидел результаты, он смягчился и помог сыну попасть на уроки к знаменитому академисту Вильяму Бугро. Через время Анри поступил в Школу декоративных искусств и стал проводить все свободное время в Лувре. В этот период его учителем был Гюстав Моро.
В 1898-м Матисс женился на Амели Парейр и с подачи новаторского художника Уильяма Тёрнера заинтересовался новой манерой письма. Теперь на картинах Анри доминировал цвет. Его работа «Женщина в шляпе» от 1905-го считается основополагающей в «искусстве диких». Постепенно приходила известность, а вот с финансами было хуже. Помощь предложил русский меценат Щукин, пригласивший Матисса в Россию. Восхитившись православными иконами, художник пишет «Танец» и меняет свою манеру на более вдумчивую и созидающую. После возвращения в Ниццу появляются знаменитые картины с открытыми окнами, передающие счастье жить. Несмотря на то, что художник представлял класс авангардизма, его отличавшиеся от классики работы были понятны простому люду. Живопись Анри текла под девизом «дарить отдых уставшему человеку».
Брак Анри и Амели выглядел вполне счастливым. Пара воспитывала двоих сыновей, а любящая супруга смогла стать мамой внебрачной дочке Анри от одной из натурщиц. Но искусство все равно оставалось для Матисса первым и главным, с чем Амели смирилась.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Как китайские художники обошли на аукционных торгах «Сотбис» самого Пабло Пикассо.
Роковая случайность
Амели Матисс с мужем и дочерью. /Фото: 4.bp.blogspot.com
В какой-то момент Амели ослабела, и ей понадобилась не только помощь по дому, но и услуги сиделки. Врачи считали, что всему виной частые переживания жены художника. Матисса порой мучили депрессии, и он срывался на домашних. Амели регулярно сталкивалась с резкими вспышками гнева Анри, проявляя чудеса терпения и замалчивая все свои обиды.
Невыраженные чувства и невысказанные желания годами подтачивали женщину изнутри, и она стала болеть. Являясь по жизни помощницей и опорой супругу, она впала в отчаяние, понимая, что больше не может нести эту миссию. Ощущение собственной ненужности усугубляло недуг, участились приступы истерик, которые заканчивались сильными судорогами. Тогда Матисс решил обратиться за помощью к помощнице по дому, с чем Амели участливо согласилась. Она знала, что девушка уровня прислуги никогда всерьез не заинтересует ее возвышенного и требовательного мужа.
Последняя муза Делекторская. /Фото: i.pinimg.com
Матиссы предложили эту работу Лидии Делекторской. Она понравилась чете своей скромностью, тактичностью и организованностью. Лида помогала хозяйке дома с гигиеническими процедурами, отвечала за своевременный прием лекарств и часами развлекала ее чтением книг и разговорами. С Лидией оказалось интересно. Девушка выросла в Томске в семье врача. Но грянула революция, эпидемия тифа унесла жизни родителей, и юной Лидии пришлось бежать с сестрой от большевиков в Харбин.
Когда Китай пошел на сближение с СССР, этот город перестал быть безопасным пристанищем для русских беженцев. Тогда Делекторская попала в Париж. Выйдя замуж за местного таксиста, девушка выдержала в браке чуть больше года и сбежала с маленьким чемоданчиком в руках. Пришлось поголодать, а последняя пара обуви уже зияла дырами. О том, что Матисс ищет помощницу, она узнала из объявления на автобусной остановке. И пришла.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:Монстры, демоны и кошмары на картинах самых неоднозначных современных художников.
Больше, чем любовь
«Дама в шляпе». /Фото: biographe.ru
Художник поначалу не замечал будущую музу. Но в какой-то момент попросил позировать ему в новой работе. Лидия согласилась. Строгость и чистота образа захватили Анри. Вскоре он попросил девушку помогать ему и в качестве личного секретаря. Амели заподозрила неладное и потребовала уволить Делекторскую. Посторонняя женщина становилась той опорой, которой уже не могла быть для мужа Амели. Но вскоре поняла, что лишит Матисса вдохновения, избавившись от его новой музы, и ушла сама. Делекторская вернула Анри к жизни. Живя вместе, они общались крайне учтиво, обращались друг к другу на «вы». Если Лида засиживалась несколько часов в своей комнате, художник отправлял ей записки с зарисовками, умоляя прийти к нему. А иногда нетерпеливо будил среди ночи, уговаривая позировать для портрета на фоне яркой луны.
При этом Лидия формально оставалась в доме служащей и даже получала жалованье. Правда, тратила его на покупку картин Матисса. Позже она передала часть советским музеям. Великий мэтр и сам часто дарил Лидии свои работы, рассчитывая, что после его смерти девушка будет жить на деньги от их продажи.
Портрет Лидии. /Фото: arthive.net
С началом Второй мировой Матисса позвал к себе в США его сын. Но Анри пренебрег гарантиями безопасности и решил остаться рядом с Делекторской. Скоро выяснилось, что художника одолевает рак желудка. Лидия ухаживала за Матиссом, смешивала краски, кормила с ложки. Они смирились с диагнозом и пребывали в полнейшем единении душ. За окном громыхала война, жить Анри оставалось недолго.
Лидия оставалась с художником до последнего вздоха. Ее лицо Матисс изобразил последним в своей жизни. В тот день она явилась к нему прихорошенная, и он, несмотря на крайнюю слабость, попросил карандаш и бумагу. Сделал несколько набросков и остался доволен. На следующее утро Матисс скончался. Лидия не стала претендовать на какое-то наследство, молча собрала личные вещи и покинула дом. Даря впоследствии картины Матисса Советскому Союзу, она предпочитала оставаться анонимом. В просьбе разрешить ей вернуться домой большевики отказали.
Далее предлагаем узнать, как выглядят Монстры, демоны и кошмары на картинах самых неоднозначных современных художников.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: