Брали в поезд автопарк, съедали 5 блюд на обед и «забивали козла»: Как русские цари путешествовали по железной дороге

До трагического дня, когда большевики казнили всю императорскую семью, в жизни монархов было множество ярких путешествий. Романовы вояжировали не только по России, но и выезжали за пределы страны. Весной, едва пережив суровую русскую зиму, император с семьей спешили в раннюю крымскую весну. Для поездки использовалась железная дорога и специальный императорский экспресс. Это был настоящий дворец на рельсах, каждая деталь которого делала поездку царской семьи максимально комфортной.
Особый поезд

Первая железка - Царскосельская.
Первая поездка российского правителя по железной дороге задокументирована в апреле 1838 года. Тогда по рельсам только открытого тракта проехался император Николай I. Имевший хорошее инженерное образование государь по достоинству оценил новейший на тот момент тип транспорта. Николай стал и первым почётным пассажиром обустроенной в 1851 году железки между Санкт-Петербургом и Москвой. После кончины царя дорога стала называться Николаевской. Какого-либо специального царского состава тогда еще не существовало, и весь период своего правления Николай I пользовался пассажирским вагоном первого класса.

Утренний кофе.
С резким рывком в строительстве железных дорог уже при следующем императоре Александре II появляется и отдельный поезд, предназначенный конкретно для царского двора. Этим Россия последовала примеру персональных монарших поездов Европы и королевы Великобритании, в частности. Современным поездом было максимально удобно добираться до летней крымской резиденции последних Романовых из Петербурга. По традиции, каждой весной Николай II и вся его семья после зимнего и сурового Царского Села спешили в теплый расцветающий Крым. Поезд для своего сына и наследника Николая построил Александр III на Николаевском заводе в 1895 году.
Изначально небольшой состав позже расширился тремя вагонами уже после коронации нового императора. Дополнялся и совершенствовался состав и с ростом семьи, свиты Николая II, при необходимости более частых деловых поездок последнего царя России. Накануне отречения в 1917-м императорский поезд насчитывал 11 вагонов. Состав отвечал самым передовым технологиям на фоне монаршего лоска. К примеру, французская ванна, предназначенная для Николая II и его жены, была изготовлена из меди с добавлением обеззараживающего воду серебра. По бокам имелись специальные отражатели, не позволявшие воде расплескаться при движении поезда. Вагоны в темных однотонных цветах украшали императорские гербы. Сварные швы были замаскированы слоем позолоты.

Ванная комната царя.
Внутренне убранство вагонов было выполнено в виде мягких драпировок, что, помимо визуального удовольствия, обеспечивало абсолютный комфорт, безопасность в непрерывном движении и шумоизоляцию. Для этого использовался самый лучший шелк, кожа тонкой выделки и бархат. На полу лежал линолеумом и персидские ковры поверх. Финишная отделка стен и потолков представляла собой крупные дубовые, ореховые и березовые панели. Освещение подавалось в электрические люстры с лепниной и массивные светильники из бронзы. Стены украшались иконами и модными в ту эпоху фотографиями - династии Романовых, виды российских губерний. Окна вагонов прикрывались плотными фисташковыми занавесками. Каждый член семьи Романовых владел своим отдельным купе, оснащенным ванной комнатой, туалетом и телефоном.
Вагон-ресторан по-царски

Салон-ресторан в вагоне.
Для питания Романовых предназначался отдельный вагон, оборудованный кухней. В распоряжении поваров имелись большой холодильник, три плиты, буфет и винный шкаф. По давней традиции императорская чета расслаблялась за обедом бокалом красного, так что обслуживающий персонал должен был подать тот или иной сорт вина по запросу. К кофе предлагался ликёр. Николай II предпочитал мадеру. На каждой станции по пути следования царской семьи их ждали дополнительные вагоны, которые при необходимости прицеплялись к основному составу.
На столах в качестве дневных закусок стояли подносы с икрой, лососиной, сардиной, селедкой, копченым языком, колбасами салями, солеными грибами, редисом, огурцами и рядом других деликатесов. За обедом император с супругой по обыкновению занимали место посередине длинного стола, по обе стороны усаживались великие княжны и наследник, а места напротив отводились графу Фредериксу и другим придворным. Изредка императрица трапезничала в одиночестве или с наследником.

Кабинет императора в поезде.
День начинался с утреннего кофе, но четкого времени не было. Кофе пили тогда, когда хотели. Обязательным и строго регламентированным был пятичасовой чай с печеньем и фруктами в столовой. Следующий прием пищи – обед, который подавался в 8 вечера и продолжался почти час. Как правило, в основной прием подавались не менее пяти блюд да еще и с учетом персональных диет. После был еще чай или кофе, но царь выходил в это время редко, а императрица и вовсе не появлялась. Желающие могли погреться напитком прямо в купе.
Сколько добирались в Крым

Шик внутреннего убранства.
Скорость движения императорского поезда равнялась 25-30 верстам в час. До Крымского полуострова поезд доезжал за две ночи и один полный день. По пути подъезд останавливался, чтобы путешествующие могли отдохнуть в тени деревьев или в речной прохладе. Если сравнить это путешествие с реалиями конца восемнадцатого века, то императрица Екатерина II добралась в Крым и обратно за полгода – со 2 января по 11 июля 1787-го. В пути Александра Федоровна занималась с детьми уроками, а в свободное время они развлекались традиционными настольными играми: шахматы, домино, шашки. «Забить козла» мог и сам Николай II. Несмотря на высокую для эпохи скорость передвижения поезда проводить часы в вагоне было непросто. На остановках радовали приемы местных делегаций.

Путешествие с личным автопарком.
Пока глава государства отдавался официальным церемониям, дети в сопровождении охранников лейб-гвардии резвились около железнодорожного состава прямо в чистом поле. 2 марта 1917 именно в этом роскошном поезде последний русский император принял представителей Государственной Думы. Царский поезд стал последним роскошным пристанищем империи Романовых и свидетелем царского отречения. Этим составом сбросивший со своей головы корону Николай II прибудет в Петергоф и навсегда со своим поездом расстанется. В 1941-м в ходе немецких бомбардировок царские вагоны сгинут в огне.
В одно из крымских путешествий Николай II сделался владельцем производства лучшего российского шампанского. Как винодел Голицын заключил сделку с царем, а никому не известное крымское шампанское стало лучшим в мире.


