Как сын пленной турчанки стал любимцем императрицы, великим русским поэтом и учителем наследника

История поэта Василия Жуковского уникальная. Само по себе его появление на свет выглядело случайным. А в итоге незаконнорожденный ребёнок пленной турчанки-прислужницы и ее хозяина-барина стал голосом русской лирики. Человек с неясным статусом и размытыми перспективами превратился в основоположника русского романтизма и наставника самого Пушкина. Ему посвящали строки мэтры - Батюшков, Давыдов, Тютчев. Жуковский слыл храбрым ополченцем, редким авантюристом, любимцем императрицы и воспитал будущего правителя России.
Мать не знала русского

Мать - пленная турчанка.
В 1770-е в ходе баталий России и Турции в добровольцы уходили даже крепостные крестьяне. Отпустил на войну своего помощника и белёвский помещик Бунин. А на прощание пошутил, что ждет того целого-невредимого домой с подарком – восточной пленницей. Преданный слуга воспринял слова хозяина буквально и через пару лет въехал на подворье в компании двух сестер-смуглянок. Девушек взяли в плен в турецком городе Бендеры в гареме тамошнего паши.
Афанасий Бунин, конечно, был изумлен, но подарок не отверг, распорядившись поселить девушек в дальний флигель. Вскоре младшая скончалась от воспаления легких, и тогда старшую решили крестить в православную веру с новым именем - Елизавета Дементьевна Турчанинова. Новоявленная христианка понемногу освоила русский, наладила отношения с остальными крепостными, проявила себя, как трудолюбивая и честная работница подворья. Очарованный расцветшей иностранкой Бунин частенько «гостил» в ее флигеле, пока однажды ночью Елизавета не принесла его жене сверток с младенцем. Накануне хворь забрала жизни шестерых детей помещичьей семьи, в том числе – единственного сына.
И тогда супруга Афанасия решила воспитать ребенка крепостной, как родного. Мальчика назвали Василий, а фамилию и отчество дали по крестному – Андрею Жуковскому. Единственного в семье мальчика окружили вниманием и любовью. Родная мать Василия продолжила трудиться в поместье и часто виделась с сыном.
Поле боя - вдохновение

Жуковский рано стал знаменитым.
Василий получил образование в пансионе, после чего его определили в Тульское народное училище. Позаботились и о статусе дворянина, для чего Жуковский фиктивно «отслужил» в Гусарском полку в звании прапорщика и был занесен в родословную книгу тульского региона. В 1797-м Василий поступил в Московский университетский благородный пансион, где полноценно раскрылся его литературный дар, пробивавшийся с малых лет. Становлению поэта способствовало и окружение. В числе сокурсников - Дмитрий Дашков, Андрей и Александр Тургеневы.
В 1802-м Жуковский представил на суд читателя первое свое серьезное стихотворение "Сельское кладбище", как перевод элегии британского поэта Грея. Итогом близкой дружбы с Карамзиным стало следующее произведение - повесть "Вадим Новгородский". Критики сразу обратили внимание на молодого талантливого сочинителя, и работы Жуковского попали в популярный в те годы "Вестник Европы". Сам же Василий, околдованный сочинительством, стал писать во множестве форматов: басни, поэмы, оды и даже баллады.
В 1808-м мир узнал "Людмилу" Жуковского, во всей красе раскрывшую русский романтизм. Возглавив редакцию "Вестника Европы", поэт проникся нежностью к любовно-сентиментальному фольклору. С началом войны в 1812 году Жуковский с товарищами-ополченцами оказался на баррикадах, получив новый источник вдохновения. В лагерях он написал "Певец во стане русских воинов", ставшее народным гимном и разобранное на огрызках бумаги по всему фронту. Заразившись тифом, поэт отправился в вынужденную отставку. За высокие заслуги был произведен в штабс-капитаны и удостоен ордена Святой Анны.
Боже, Царя храни!

Обучал наследника.
После увольнения из армии Жуковский написал "Послание Императору Александру", вызвав среди высокопоставленной публики неподдельный интерес. В 1815 году Жуковского считали лучшим поэтом России, и поклонница поэта - вдовствующая императрица Мария Федоровна, призвала его ко двору. Василия Андреевича назначили личным чтецом государыни, преподавателем русского для будущей императрицы Александры Федоровны, а спустя десять лет - воспитателем наследника Александра II. Как известно, в будущем воспитанник-реформатор освободил крепостных, что часто связывают с ролью Жуковского, передавшего Александру Николаевичу гуманизм и широту взглядов.
Тесные связи с монаршей семьей не мешали Жуковскому оставаться человеком с твердыми принципами. Он вступался за опальных, защиту в его лице находили декабристы. Остается удивляться, как в человеке, верящем в Божью сущность монархии, не угасало чувство справедливости и заступничество боровшихся за свои идеи. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с мировой поэзией. Его перевод гомеровской «Одиссеи» заслуженно считается шедевром. Василий Андреевич - автор слов уникального гимна Российской империи «Боже, Царя храни!». «Пленительной сладостью» строк поэта восхищался Пушкин. Жуковский был наставником юного классика и его близким другом до самой трагичной дуэли Александра Сергеевича. 26 марта 1820-го Василий Андреевич подарил ему собственный портрет с громкой подписью: "Победителю-ученику от побежденного учителя".

Обзавелся семьей только в 58.
С гибелью любимого ученика Жуковский постепенно покинул пьедестал и все больше уединялся. Благодарная императрица отблагодарила человека, отдавшего долгие годы служению при дворе, назначив поэту солидный пожизненный пенсион. В поисках личного счастья богатый и стареющий Жуковский отправился в Германию, где в 58 лет женился на 19-летней дочке своего товарища - художника Рейтерна. В том браке появились на свет двое прекрасных детей. Свои последние годы Василий Жуковский провёл за пределами России, скончавшись в Баден-Бадене. Но близкие исполнили последнюю волю поэта и похоронили его в Петербурге рядом с могилой Карамзина на кладбище Александро-Невской лавры.
О других учителях наследников: Кто они - наставники российских императоров: От бабушек до поэтов.


