Какую историю любви скрывает портрет красавицы кисти художника Дмитрия Левицкого

Мастер портретной живописи Дмитрий Левицкий создал немало уникальных работ. Его кисти принадлежат портреты великих княжон, серия портретов семьи Воронцовых, владимирских кавалеров и благородных девиц, воспитанниц Смольного института. Но среди множества его работ есть уникальный портрет, который можно отнести к лучшим образцам мирового камерного портрета XVIII века. Он завораживает, притягивает, заставляет любоваться не только нежными чертами лица и изящностью позы изображенной на нем женщины, но и раскрывает красоту ее души, передает ее моральное совершенство и духовную возвышенность. Может быть, секрет этого очарования в том, что портрет был написан в самую счастливую пору жизни модели?
Родилась в дворянской семье, блистала на балах высшего общества, но влюбилась в бедного архитектора
Мария родилась в дворянской семье и блистала на балах в высшем обществе / Фото: kulturologia.ru
Кто же эта женщина, портрет которой художник Дмитрий Левицкий написал в самый плодотворный период своей творческой биографии, и как получилось, что среди множества других портретов он смог наилучшим образом передать уникальность ее личности?
Очаровательная красавица с портрета художника - Мария Дьякова. Она родилась в 1755 году в Петербурге, происходила из дворянской семьи и была дочерью обер-прокурора Сената Алексея Дьякова и его супруги, княжны Авдотьи Мышецкой. Машенька выросла в большой, знатной семье, где кроме нее было еще пятеро детей - один брат и четверо сестер.
Все дети в семье Дьяковых получили хорошее домашнее образование, свободно говорили на французском, знали другие иностранные языки, были обучены музыке и танцам. Когда девочки подросли, они начали посещать балы знатных домов Петербурга. Мария считалась самой красивой из сестер, к тому же она была умна, артистична, замечательно пела, танцевала, играла в любительских театральных постановках, у нее был веселый и вместе с тем спокойный характер. Никто не сомневался, что со временем она сможет сделать себе хорошую партию.
Поклонников у Марии, действительно, было немало, но она не спешила выходить замуж, решив, что должна сделать это только по любви. Родители были не против, но они и подумать не могли, что ее выбор падет на человека совершенно не их круга.
Молодой человек по имени Николай Львов привлек внимание Марии на одной из светских вечеринок, которая проходила в доме известного петербургского аристократа Петра Бакунина, где помимо светского общения, танцев и игры в карты осуществляли постановку любительских спектаклей. Николай был красив, умен, эрудирован, увлекался литературой, историей, археологией, самостоятельно изучал архитектуру и, являлся сторонником идей просвещения Екатерины II. Но у него был один существенный недостаток - он был беден, и служил мелким чиновником при Иностранной коллегии.
Тайное венчание и брак в разлуке, который супругам удавалось скрывать в течение четырех лет

Портрет Марии Дьяковой, написанный Дмитрием Левицким в 1778 году / Фото: ru.wikipedia.org
Между Николаем и Марией возникла взаимная симпатия, они стали вместе участвовать в постановке спектаклей, много времени проводить в общении, разговаривали о поэзии, о музыке, Николай рассказывал о разных странах, в которых ему довелось побывать - в его службе было одно преимущество, он имел возможность много путешествовать.
Вскоре Николай сделал девушке предложение, но ее отец ответил категорическим отказом, он мечтал о лучшей партии для своей дочери. Однако настойчивый жених не сдавался, он стал проявлять еще большее усердия в построении собственной карьеры и сделал еще несколько попыток попросить руки Марии у ее отца, но каждый раз получал отказ.
А Мария тем временем отвергала ухаживания других кавалеров и заявила отцу, что ни за кого, кроме Николая, не выйдет замуж. Именно в тот период художник Дмитрий Левицкий и написал ее знаменитый портрет, сумев удивительным образом передать красоту ее души, глубину эмоций и чувств, ее счастливый и немного грустный взгляд.
Во время отъездов Николая по делам службы влюбленные писали друг другу письма, полные нежности и обожания, а когда Николай должен был отправиться в длительную поездку за границу, он предложил Марии тайно обвенчаться - опасался, что за время его отсутствия ее могут выдать замуж за другого. Девушка дала согласие.
С помощью друзей им удалось найти священника, согласившегося провести тайный обряд венчания, который состоялся осенью 1780 года, после чего Мария вернулась в дом отца, а Николай отправился в длительную командировку в Италию.
Возвращение супруга из Италии, повышение по службе и счастливая семейная жизнь

Портрет Марии Дьяковой, написанный художником Дмитрием Левицким в 1782 году / Фото: .tretyakov.ru
В течение двух лет молодожены вели нежную переписку, сохраняя в тайне факт своего брака. Возможно, они признались бы своим родным раньше, что являются мужем и женой, но как раз в то время отец Марии был обвинен в казнокрадстве, начался длительный судебный процесс и Мария не решилась признаться в этом отцу.
В конечном итоге, все обвинения против отца были сняты, а Николай вернулся из Италии богатым женихом, получив повышение по службе, заказы на новые строительные проекты, и личный подарок от императрицы Екатерины II, которая в награду за хорошую службу пожаловала ему имение. Тогда отец дал разрешение на брак и молодоженам пришлось признаться, что они давно уже являются мужем и женой. Хотя существует и другая версия, согласно которой, родные Марии знали об этом раньше, просто пока шли суды, семья скрывала это от общественности, чтобы не навредить карьере Николая.
После возвращения Николая из Италии, супруги переехали в дом графа Безбородко, который давно покровительствовал паре, и через год Мария родила их первого ребенка. Позднее они перебрались жить в свое родовое имение в село Никольское, где Николай построил большой дом по собственному проекту, и в их семье родилось еще четверо детей. В начале их супружеской жизни художник Левицкий написал еще один портрет Марии, на котором она выглядит совсем иначе: по-прежнему счастливой, с легкой улыбкой на устах, но уже уверенной в себе женщиной, без прежней грусти в глазах.
Николай много трудился, рос профессионально, в течение десяти лет превратился из мелкого чиновника в известного архитектора, слава о котором быстро разлетелась по России, его стали называть «гением вкуса». Он спроектировал и построил несколько десятков крупных дворцов, храмов, мостов и других объектов. Многие его постройки сохранились до наших дней и стали памятниками архитектурного искусства.
23 года счастливого замужества и ранний уход из жизни с разницей в четыре года

Портрет Николая Львова, написанный художником Дмитрием Левицким / Фото: wikimedia.org
Супруги Львовы жили дружно и счастливо, хотя судьба отпустила им всего 23 года совместной жизни. Но это были годы любви и благополучия, они вырастили пятерых детей, были центром притяжения светского общества, принимая у себя дома знатных гостей. Мария содержала светский салон в своем имении, где собирались известные поэты, писатели, художники. Все очень любили гостеприимную, радушную хозяйку и уважали ее известного супруга, который несмотря на занятость, находил время для светского общения и даже писал стихи о любви, посвящая их своей жене.
Последнюю дочь Мария родила в возрасте 38 лет, что значительно подкосило ее здоровье. Она перенесла тяжелую форму горячки, после которой страдала потерей памяти и нервно-психическими проблемами. Не успела она оправиться от болезни, как ее настигло еще одно горе - скоропостижно скончался ее супруг Николай Львов. Ему было всего 50 лет.
Жизнь потеряла для Марии всякий смысл, но она нашла в себе силы завершить отделку церкви в их имении Никольское, построенной ее мужем незадолго до кончины и перенести туда его прах. Она пережила любимого супруга всего на четыре года, умерла в возрасте 52 лет и была похоронена с ним рядом. Их детей взяла под опеку сестра Марии - Дарья, которая была замужем за поэтом Гавриилом Державиным.
Портреты Марии Дьяковой-Львовой и ее мужа Николая Дьякова, написанные Дмитрием Левицким, создавшим самые известные портреты Екатерины II, долгое время хранились в их семье, потом были переданы в дар Румянцевскому музею, а затем перешли в собственность Третьяковской галереи.


