История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    


На протяжении многих веков на Руси верность мужу считалась непреложным принципом для замужней женщины. Однако даже во времена, когда женщины находились в полной зависимости от своих супругов, им удавалось нарушать верность. Обнаружение измены нередко приводило к суровому и быстрому возмездию. Меру наказания определял сам оскорбленный муж, руководствуясь либо законом, либо традициями. Разница заключалась в том, какой источник правосудия он признавал приоритетным.

Что говорил закон


Положение женщины в старой Руси было достаточно сложным/. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/

Положение женщины в старой Руси было достаточно сложным/. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/


В законодательстве Древней Руси женщины занимали подчиненное положение, что было незыблемым условием. Русская Правда, созданная при Ярославе Мудром и сохранявшая силу до XVI века, предусматривала равное наказание за убийство мужчины и женщины — 40 гривен. Однако, если женщина была признана виновной, например, в измене мужу, то наказание уменьшалось до 20 гривен. В "Судебнике" 1497 года такие различия не учитывались, и наказание за убийство было одинаковым для обоих полов. В большинстве случаев это был денежный штраф.
За телесные повреждения "Судебник" предусматривал мягкие меры. Если стороны достигали соглашения и мирились, то наказания не следовало. Муж имел право "учить" жену по своему усмотрению, а закон вмешивался только в случае смертельного исхода.

В "Домострое" было закреплено право мужа "воспитывать" жену. Книга подчеркивала важность согласия между супругами и предостерегала от излишних побоев "в сердцах". Однако, она давала инструкции по наказанию жены, не понимающей слов. "Воспитывать" можно было плетью, а после наказания простить и приголубить.

В случае измены жены муж мог требовать развода, и, как правило, это требование удовлетворялось. Неверная жена покидала дом, ее приданое оставалось у оскорбленного мужа, а женщина могла идти куда пожелает. Мужская измена, в отличие от женской, не была основанием для развода.

Методы: от побоев до публичного унижения



Считалось, что муж может наказать жену за измену, как ему захочется./Фото: https://geoglob.ru/

Считалось, что муж может наказать жену за измену, как ему захочется./Фото: https://geoglob.ru/

Существование разнообразных законов не гарантировало их исполнения или принятия к сведению. Напротив, эти правила зачастую игнорировались.
У женщин из аристократических семей, дворянок или боярынь, существовала надежда на поддержку со стороны родственников. В самых экстремальных случаях они могли ожидать развода и последующего заточения в монастыре. Но для крестьянок все было гораздо сложнее. Семьи редко вставали на их защиту, поскольку их поведение считалось позором для сельской общины.

Распространенным мнением было то, что муж является полноправным хозяином своей жены и вправе наказывать ее за неверность по своему усмотрению. Наиболее частым наказанием были, конечно же, побои. Согласно "Домострою", мужчина имел право наказывать свою жену плеткой или розгами, но такие "гуманные" меры наказания применялись сравнительно редко. В большинстве случаев неверных жен били палками, колотили поленом, пинали ногами, что часто приводило к тяжелым травмам и увечьям.

Однако насилие не ограничивалось домашними стенами. Мужья часто унижали и позорили своих жен публично. В различных регионах России существовали разнообразные формы унизительных наказаний для женщин, обвиненных в супружеской измене. В центральных областях жертву могли привязать к столбу и оставить на несколько дней, или раздеть донага и водить по селу под барабанный бой, сопровождая это колотьем по дну котелка или таза. При этом в несчастную бросали грязью, засыпали ее глаза песком и пылью.

Среди казаков было распространено "купание" изменницы в проруби. Мужчина также мог привязать жену за косу к хвосту лошади и сечь ее плетью, сидя верхом. Иногда виновную жену подвешивали вниз головой во дворе и били. При этом соседи наблюдали за происходящим.

На юге России изменщица могла быть привязана к могильному кресту и оставлена на ночь с завязанной на голове юбкой. Также был распространен обычай прикручивать женщину к крылу мельницы и запускать ее на малый оборот.
В различных регионах России, включая Алтай и некоторые другие места, был распространен обычай запрягать женщину, виновную в супружеской измене, в телегу. Иногда ее ставили рядом с лошадью, а иногда заставляли тянуть телегу в одиночку. Часто при этом женщина была раздета донага. Муж садился в повозку и гнал "упряжку" через всю деревню, стегая жертву плетью. Такое наказание нередко заканчивалось смертью или тяжелыми увечьями женщины.

Мужчина редко привлекался к уголовной ответственности за побои. Его могли наказать только в случае смерти несчастной. Подобное случалось редко, поскольку родственники чаще всего "покрывали" тирана, приводя разные бытовые причины гибели женщины: падение, ушиб, утопление и так далее. Тем не менее, церковь могла наложить на мучителя епитимью за побои жены на шесть лет. Эти жестокие наказания были обычным явлением в русской деревне до начала XX века.

Церковное влияние


Церковь выступала за сохранение брачного союза.

Церковь выступала за сохранение брачного союза.


До эпохи Нового времени вопросы семейной жизни и морали оставались в компетенции Церкви, которая неизменно отстаивала идею сохранения брачного союза, рассматривая его как священный институт.
Нарушения семейных традиций и норм карались более строго, чем другие виды проступков. В случае, если жена нарушала семейные устои, ее судьба зависела от степени тяжести содеянного. Она могла быть отправлена в монастырь на определенный срок или подвергнуться епитимье — церковному наказанию, которое предусматривало определенные ограничения и требовало покаяния.

В отношении мужчин, которые нарушали семейные устои, также применялись меры воздействия, чтобы привести их к покаянию и исправлению. Однако наказание было более мягким, чем для женщин. Такая дифференциация, скорее всего, обусловлена патриархальным обществом того времени, в котором мужчина воспринимался как глава семьи и обладал бóльшими правами.

Даже в сфере семейных отношений церковное влияние было весьма ощутимым. Помимо морального аспекта, она также обладала властью решать судьбу людей, которые осмеливались нарушать ее законы. Такая система контроля сохранялась до Нового времени, когда секуляризация общества и развитие светских институтов привели к постепенному переходу функций Церкви в руки государства.
Для мужчин на Руси также существовал ряд запретов: Смешные запреты для мужчин, которые существовали на Руси.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1992
25.07.2024 05:11
В закладки
Версия для печати




Смотрите также