Кинопремию «Оскар» считают одной из самых престижных наград в мире кино, а премия за лучший адаптивный сценарий вручается тем фильмам, которые созданы на основе литературного произведения. Повесть, роман, рассказ или пьеса перерабатываются для того, чтобы адаптировать их к возможностям кино. Экранизировать книги довольно сложно, однако и результат часто радует зрителей, особенно когда режиссёрское видение совпадает с представлениями читателей или, напротив, является полной его противоположностью.
«Крестный отец», 1972 год, режиссёр Фрэнсис Форд Коппола
«Крестный отец». / Фото: www.kinopoisk.ru
В результате сотрудничества автора романа Марио Пьюзо с гениальным режиссёром получился настоящий киношедевр, который не теряет своей актуальности на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Криминальная киносага о сицилийской мафиозной семье, обосновавшейся в Нью-Йорке, уже давно стала классикой. Когда автор романа подписывал договор с компанией Random House на издание книги, он был полностью разорён. Однако «Крёстный отец» оказался настолько успешным во всех отношениях проектом, что права на его экранизацию купили ещё до того, как книга увидела свет. Фильм завоевал 3 премии «Оскар», а спустя два года зрители смогли насладиться второй частью картины. Продолжение стало не менее успешным и победило в шести номинациях «Оскара».
«Пролетая над гнездом кукушки», 1975 год, режиссёр Милош Форман
«Пролетая над гнездом кукушки». / Фото: www.kinopoisk.ru
Премьера картины произвела настоящий фурор, а после покорила сердца миллионов зрителей во всём мире и вошла в рейтинг «100 лучших американских фильмов за 100 лет». На самом деле фильм очень отличается от литературного первоисточника, романа Кена Кизи, написанного в 1962 году. Поэтому писатель и создатели картины очень долго выясняли отношения друг с другом. Автор был крайне недоволен столь вольным толкованием своей книги и комедийным подходом, выбранным режиссёром. В фильме вообще очень много эпизодов, в которых прослеживается прямо-таки контрастные отличия от книги. По мнению критиков, в книге многие сложные моменты упрощены и главный конфликт не выглядит столь пугающим, как в книге. Да и вообще, психиатрическая лечебница представлена метафорическим изображением общества, а не тем местом, где герой испытывает страх, ведь он, оказавшись среди психически нездоровых людей, не в состоянии доказать собственную вменяемость.
«Молчание ягнят», 1990 год, режиссёр Джонатан Демме
«Молчание ягнят». / Фото: www.kinopoisk.ru
Роман, который лёг в основу фильма, входит в американскую версию рейтинга «100 лучших детективов всех времён», и по нему был снят не только оскароносный фильм, но ещё и два сериала. Книга Томаса Харриса в своё время стала бестселлером, а картина о серийном маньяке, снятая Демме, победила сразу в пяти номинациях премии «Оскар», причём в тех, которые считаются самыми престижными. Исполнители главных ролей не просто играли, они вживались в свои образы, вычитывали уголовные дела, похожие на те, о которых шла речь в фильме, смотрели видеозаписи с допросами преступников. В результате получился фильм, поистине леденящий душу, но даже страх не даёт возможности оторвать взгляд от экрана буквально до последнего кадра.
«Список Шиндлера», 1993 год, режиссёр Стивен Спилберг
«Список Шиндлера». / Фото: www.kinopoisk.ru
Фильм основан на романе австралийского писателя Томаса Кеннелли под названием «Ковчег Шиндлера», изданном в 1982 году. В фильме некоторые факты не соответствуют реальной истории и событиям, описанным в романе, а жизнь главного героя в реальности была куда драматичнее её экранного воплощения. К тому же в литературном первоисточнике Оскар Шиндлер играл не столь значимую роль в спасении евреев, однако Стивен Спилберг снимал всё же художественный фильм, а не документальный. Он внёс в картину собственное видение и свои личные переживания, что и сделало её сильной и яркой, о чём недвусмысленно говорят 7 завоёванных фильмом статуэток «Оскар».
«Форрест Гамп», 1994 год, режиссёр Роберт Земекис
«Форрест Гамп». / Фото: www.kinopoisk.ru
Картина завоевала сразу 6 золотых статуэток «Оскар», но экранизация одноименного романа Уинстона Грума довольно сильно отличается от литературного оригинала, особенно в части характера главного героя. В литературном первоисточнике Форрест Гамп вовсе не похож на невинное дитя, у него множество пороков, он употребляет запрещённые вещества, но при этом проявляет качества гениального математика и блестяще играет в шахматы, а ещё музицирует на гармонике. В сценарий не вошли многие сцены из романа. Кстати, сам роман был издан в 1986 году тиражом в 10 тысяч экземпляров и особым успехом не пользовался, зато после выхода фильма на экраны было продано больше миллиона книг.
«Игры разума», 2001 год, режиссёр Рон Ховард
«Игры разума». / Фото: www.kinopoisk.ru
В основу фильма легла биография Джона Форбса Нэша, написанная профессором бизнес-журналистики Колумбийского университета Сильвией Назар. В жизни лауреата Нобелевской премии по экономике были взлёты и падения, в молодости у него диагностировали психическое заболевание, но даже после этого он не прекратил научную деятельность и продолжил работу в области теории игр. Фильм критиковали за искажение некоторых аспектов жизни математика, а часть фактов его биографии была сознательно упущена из повествования. Вместо них появились сцены, которых не было в его судьбе, однако они вполне оправданы, зритель сопереживает герою, проходит вместе с ним самые сложные моменты и видит, как борется великий учёный с коварной болезнью.
«Властелин колец: Возвращение короля», 2003 год, режиссёр Питер Джексон
«Властелин колец: Возвращение короля». / Фото: www.kinopoisk.ru
Этот фильм по праву забрал сразу 11 статуэток «Оскар», к тому же забрал главные призы нескольких других престижных кинопремий. Несмотря на то, что множество событий, временных рамок и даже географических расстояний из первоисточника были опущены или сжаты, фильм получился эпохальным. Конечно, в романе Дж. Р. Р. Толкина «Возвращение короля» всё выглядит масштабнее, а характеры и внешний вид героев не всегда совпадают с экранным воплощением, есть и события, которые можно увидеть только в фильме. И это тот самый случай, когда для полноты картины следует непременно прочесть роман и посмотреть фильм. Возможно, даже не один раз. В любом случае, и книга, и киноэпопея того заслуживают в полной мере.
Ежегодная церемония вручения премии «Оскар» – это всегда самое ожидаемое событие в мире кино. Некоторые актёры ждут её годами и даже десятилетиями, а кому-то удаётся завоевать заветную статуэтку после дебюта. Есть у кинопремии даже свои рекорды и антирекорды.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: