Зимним вечером 16 января 1749 года взволнованная толпа собралась в помещении театра Хеймаркет в Лондоне. Все были в предвкушении невероятных чудес, которые обещала им афиша. Некий таинственный фокусник обещал выполнить множество совершенно фантастических трюков. Самым главным из них было обещание втиснуться в обычную винную бутылку. Сосуд должны были потом передавать по рядам, чтобы публика убедилась в том, что факир действительно находится внутри. Чем закончилась эта досадная мистификация и какая известная личность за ней скрывалась — далее в обзоре.
Анонс представления, который взбудоражил весь Лондон
Однажды афишу лондонского театра украсил анонс невиданного доселе шоу. Некий таинственный артист, которого сразу прозвали «Фокусником с бутылкой», должен был исполнить целый ряд практически невозможных трюков. В частности он обещал играть на любой трости, взятой из зала, музыку всех известных инструментов и петь с «неслыханным совершенством». Кроме этого были заявлены разговоры всех желающих с их усопшими родственниками и угадывание имени любого зрителя. Самым захватывающим из всего описанного на афише было обещание втиснуться в обычную винную бутылку на глазах у публики. После этого каждый мог осмотреть ёмкость, чтобы убедиться, что фокусник и правда заключён внутри.
Фокусник обещал залезть в винную бутылку.
Несколько дней Лондон гудел как улей. Только и разговоров было, что о человеке, который собирался запихнуть себя в литровую бутылку. В назначенный день и час на представление века в театр прибыла огромная толпа. Зрители изнывали от нетерпения. В зале даже присутствовал второй сын короля, герцог Камберленд. Все места в зале были проданы. Люди даже стояли в проходах.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как знаменитый иллюзионист Дэвид Копперфильд спасся от вооружённых грабителей с помощью магии
Не представление века, а мистификация века
Пробил долгожданный назначенный час, но на сцене ничего не происходило. Сначала зал терпеливо ждал фокусника, думая, что он задерживается, но время шло, а он всё не появлялся. Толпа начала проявлять не только признаки нетерпения, но и активное неудовольствие. Чуть позже это перешло в настоящий бунт. Люди кричали и топали ногами, били по полу палками, свистели и требовали начать обещанное шоу.
Наконец на сцену вышел мужчина, который извинился за задержку. Также он объявил, что если артист не появится в течение 15 минут, все деньги будут возвращены. Толпа была возмущена, но обещание вернуть деньги было принято с одобрением. Какой-то шутник даже прокричал, что если дамы и господа доплатят, то он сам залезет в бутылку. Это вызвало взрыв хохота и, казалось, немного сняло напряжение.
Один шутник в толпе пообещал залезть в бутылку самолично, если ему доплатят.
Всё могло закончиться не так плохо, но вдруг кто-то бросил на сцену зажжённую свечу. Мгновенно вспыхнул занавес, а в зале началось столпотворение и хаос. Люди в панике покидали помещение. Некоторые же настолько были озлоблены, что просто разгромили театр. Они сломали все кресла и скамьи, содрали занавески. Всё, до чего только могли дотянуться озверевшие зрители, они вытащили на улицу и устроили огромный костёр.
Осатанелые зрители вытащили обломки мебели из театра и устроили костёр.
Толпа взбунтовалась не на шутку.
На этом история не закончилась. Газеты стали соревноваться в раздувании инцидента. Одно издание написало, что фокусник готов был дать представление в тот вечер, но один богатый джентльмен уговорил его за большие деньги устроить ему до этого частный просмотр. Тот согласился, залез в бутылку, а джентльмен закрыл её пробкой и забрал с собой.
Газета не остановилась на этом и писала далее, что: «Факир всё ещё находится у этого человека. Тот иногда откупоривает бутылку, чтобы его накормить. Артист очень расстроен и постоянно плачет, даже заболел. Джентльмен обещает через несколько дней отпустить его и тогда зрители смогут увидеть, как фокусник выйдет из бутылки. Соответствующее объявление будет дано в ежедневных газетах».
Газеты соревновались между собой, кто придумает наиболее абсурдную рекламу.
Эти совершенно абсурдные заявления сопровождались множеством рекламных объявлений. В них разные люди обещали повторить трюк с бутылкой. Кто-то говорил, что может сам себя глотнуть, кто-то, что застрелится из двух пистолетов сразу. Ещё один говорил, что может превратиться в погремушку. Другой имел смелость утверждать, что если зритель добровольно вырвет себе глаз, то он вставит его в глазницу «таким же совершенным и цельным, лучше, чем раньше».
Были издания, которые не соревновались в абсурде, а пытались выяснить, кто стоит за этим розыгрышем. Некоторые предполагали, что это управляющий театром Сэмюэл Фут. Он же всё отрицал и говорил, что даже пытался отговорить владельца от этого сомнительного предприятия.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как харизматичный аферист в 19 веке обобрал полмира и избежал наказания
В итоге виновник так и не был найден. Многие были убеждены, что за этой афёрой стоял Джон Монтегю, второй герцог Монтегю. Поговаривали, что знаменитый в то время аристократ поспорил со своими друзьями. Предметом пари было то, что можно рекламировать самую невероятную вещь в мире и при этом в Лондоне найдётся достаточное количество дураков, которые готовы щедро заплатить за «привилегию». Монтегю якобы обещал, что театр будет до отказа заполнен. Он и придумал столь нелепые трюки и оплатил в газетах рекламу действа под названием Bottle Conjuror.
Джон Монтегю, второй герцог Монтегю.
В этой связи можно сказать, что лондонцы очень доверчивы, потому так и случилось. Только не одни они такие. Люди готовы верить в самую вопиющую ложь. История знает массу примеров, когда самая дурацкая на первый взгляд пропаганда заставляла людей верить в самое глупейшее откровенное враньё. Бывали же случаи, когда даже у великих профи в этом вопросе случались проколы. Прочтите, например, в другой нашей статье о 10 случаях, когда пропаганда вдохновителя нацистов Геббельса привела к обратным результатам.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: