Родился в Италии, но был благодарен судьбе за то, что его отправили в Россию. Именно с ней и связаны самые основные события жизни графа Юлия Литты. Получив российское подданство, умудрился остаться католиком и рыцарем мальтийского ордена. В России наблюдал смену 4-х императоров, при каждом найдя свое место в высших органах власти, пользуясь поочередно то привилегиями, то, наоборот, испытывая на себе их недовольство. Получил место в Министерстве и дожил до последних дней в России. У серьезного чиновника была небольшая слабость – это мороженое, которое и сделало его чудаком. За два часа до смерти заказал себе 10 порций, не рассчитывая, что там, куда попадет, оно имеется.
Миланский представитель древнего рода – Джулио Ренато Литта
Джулио Ренато Литта. / Фото: in.pinterest.com
Джулио Ренато, а именно такое имя Литта получил при рождении, относился к миланской аристократии с древними корнями. Его предками были представители рода Висконти, относящиеся к аристократам Средневековья. И если брать их начало, то династия правила в Милане еще в XIII-XIV веках.
Отец, Помпео Литта, был дворянином и генеральским комиссаром, он отдал сына в иезуитскую коллегию св. Климента на обучение. Джулио легко давались гуманитарные науки, показал себя умным мальчиком, а в 17 лет вступил в рыцарский Тевтонский орден. После строгой школы с жесткой дисциплиной юноша был готов к самостоятельной жизни. Он попал в морской флот и оказалось, что создан для моря. Литта быстро получил чин командарма, после чего ему была дана под командование одна из галер Мальтийского ордена.
Великий магистр Роган решил проверить, какими еще возможностями обладает столь умный юноша, и послал Джулио, которому в то время было 25 лет, инспектировать дальнюю часть Италии – приорство Ломбардское. Но не столько его интересовала финансовая часть, сколько хотел сохранить Мальтийский орден, находящийся на грани банкротства. А для этого ему нужны были союзники. Он решил его спасти через польское приорство, которое находилось во владениях Екатерины II. Для выполнения спасительной миссии и был послан молодой командарм, а также рыцарь Джулио Литта. Он выполнял поручение Рогана, являлся заодно и негласным его агентом.
Первое путешествие в Россию
Граф Юлий Литта и императрица Екатерина 2.
В конце 80-х годов XVIII века было время, когда Россия сблизилась с Италией на общей почве проблем – а именно, в борьбе против турок. Екатерина II попросила прислать того, кто хорошо разбирается в морском деле, и для великого магистра Рогана выбор был очевиден – он послал в Россию уже показавшего себя Джулио Литта.
Молодой граф своим внешним видом сразу произвел впечатление на двор императрицы, дамы заглядывались на высокого и красивого молодого человека. Имея дипломатическое задание, Литта не забывал и о себе. Он так страстно взялся за это дело еще по одной причине. В России жила та, которая покорила его сердце – Екатерина Васильевна Скавронская, вдова графа Скавронского, но еще молодого возраста и недурна собой.
Прибытие Литты в Россию состоялось в 1789 году в январе, и уже через два месяца без всяких заслуг его принимают на российскую службу. Ему жалуют IV-й степени военно-морской чин, который можно приравнять к адмиральскому, только в несколько меньшем объеме. Такой скачок в карьере ему дали, так сказать, наперед, желая укрепить связь с орденом. Литта тоже оказался благодарным человеком, и решительно приступил к своим обязанностям, а именно занялся ремонтом и снабжением кораблей. Попутно обучал морскому военному делу офицеров и моряков. Российский флот готовился воевать с турками, но произошли изменения, и пришлось выступить против шведов.
Сражение, которое принесло победу и поражение
Роченсальмское сражение 1789 и повторное в 1790 году. / Фото: dzen.ru
Галерным флотом командовал принц Нассау-Зигена, а Литта стал его заместителем. Они удачно справились с задачей, разгромив врага в битве при Роченсальме, за что были награждены. Литта командовал одним из отрядов галерного флота. В итоге российская эскадрилья, имея 20 кораблей, вступила в бой с противником, у которого было больше суден. Но грамотно построенный план помог получить победу. Было потоплено 33 вражеских корабля и 9 взято в плен.
Через год состоялось повторное Роченсальмское сражение, но на этот раз шведы оказались сильнее. Когда у России практически победа была в руках, пришлось вернуться к тому, что было изначально. Это было ударом и по самолюбию, и по репутации Литты и Нассау-Зигена. Императрица тактично пыталась оправдать проигрыш, и не обвиняла адмиралов прямо, но когда они подали в отставку, то возражать не стала. После этого Джулио Литта вернулся в Рим. Поселился у своего брата, который стал приближенным к Папе Римскому.
Второе и окончательное возвращение в Россию
Мальтийский орден. / Фото: Pinterest
Вопрос о приорстве так и не был решен, поэтому Литта через два года снова был послан в Россию, но уже в качестве дипломата. Ему нужно было довести дело до конца, склонив на свою сторону Екатерину II, чтобы она отдала польское приорство ордену и взяла под свою опеку, тем самым сохранив его существование. Миссия была деликатной, потому что Екатерина II не спешила решать этот вопрос, здесь малейшее неосторожное слово или дело могли бы сделать исход отрицательным.
Литта дипломатично затягивал моменты, когда наступала щекотливая ситуация, и так это тянулось, пока на престол не стал Павел I. С этого момента карты разворачивались в положительную сторону для Литты и Мальтийского ордена, потому что Павел I был ярым поклонником рыцарей. Поэтому он не только отдал Острожское приорство, но и вернул доходы с него, увеличив даже в 2,5 раза. А также учредил Российское великое приорство, состоящее из 10 командорств, которые можно было дарить только русским подданным. В 1798 году, после того как французы захватили Мальту, Павел I стал магистром Мальтийского ордена, назвав остров российской губернией.
Павел 1, магистр Мальтийского ордена. / Фото: dzen.ru
Но всему этому щедрому подаянию предшествовала хорошая игра Юлия Литты, которого именно так стали называть в России. Зная о слабости Павла I к Мальтийскому ордену, он разыграл настоящий спектакль в духе романтизма странствующего рыцаря. В одно ноябрьское утро пыльная карета с Юлием Литтой ворвалась во двор Гатчинского дворца. Литта, выйдя из кареты, произнес заготовленную речь о том, что странствующий путник ехал и тут увидел замок, и пожелал спросить, кто в нем живет. Несмотря на то что пыль на карете в ноябре смотрелась немного дико, все же общая картина впечатлила императора. Он был в восторге, и подарки Мальтийскому ордену были отведены. Закончит существование Мальтийский орден в составе России при Александре I, которому эта тема будет не интересна.
Литта и императоры
Российские императоры: Павел 1, Александр 1, Николай 1.
Именно при Павле I Литта принял российское подданство, чтобы показать императору свою преданность. За этим последовали соответственно и подарки. Ему было даровано одно командорство с 10-тысячным доходом и графский титул. Таким образом, Литта стал не только итальянским графом, а еще и российским. Также был назначен шефом Кавалергардского полка, который отвечал за личную охрану императора.
Литта имел сильное влияние на императора, что не очень нравилось во дворце. Павел I строил грандиозные планы, которые собирался осуществить при помощи братьев Литта. Он задумал объединить православную и католическую религии и самому занять место Папы Римского. Это все не нравилось его окружению, и с помощью интриг им удалось навести клевету на братьев. Император, поверив слухам, Юлия Литту отправил в его поместье.
Братья Литта - Лоренцо и Джулио.
Убийство Павла I положило конец ссылки Джулио, и он снова вернулся, но понимал, что те грандиозные планы будут несбыточными. И как подтверждение своим домыслам, Александр I, ставший на престол, свернул деятельность ордена на территории России. Но Литта получил должность обер-шенк и потом обер-гофмейстера. То есть ему поручили заведовать штатом и финансами императорского двора. Потом главным в Министерстве Императорского двора, ответственным по строительной и хозяйственной части. Еще через год стал членом Государственного совета. Он любил бывать на всех заседаниях, принимая активное участие во всех вопросах. Среди чиновников прослыл большим оригиналом за то, что любил подавать записки со своим мнением по каждому выступлению.
Литта успел дать присягу на верность Николаю I, хотя это сделал оригинально на свой манер. На заседании Николай Павлович потребовал, чтобы присяга была высказана Константину Павловичу, младшему брату, а тот потом еще раз произнес свой отказ от него, попросив принести ее старшему брату. Литта, будучи председателем в департаменте, сказал, что выполняя волю императора Павла I, «мы, не присягнувшие Константину Павловичу» признают императором Николая I, если тот полон решимости занять трон, пусть их ведет сам к присяге. При его правлении Литта был удостоен ордена Св. Андрея Первозванного и назначен обер-камергером, второй чин по значимости при императорском дворе.
Женитьба на Екатерине Скавронской
Екатерина Скавронская. / Фото: ru.wikipedia.org
Мечта Литта жениться на графине Скавронской все же сбылась. Ему удалось добиться расположения вдовы, а потом и жениться на ней. Вместе с красавицей женой граф получил и богатое приданое – титул, имения. Жена умерла раньше Литты, но так как у них не было общих детей, то наследство разделили между Юлией Самойловой, которая воспитывалась в доме графа и приходилась ему падчерицей, будучи племянницей Екатерины Скавронской, и двумя незаконнорожденными детьми. Литта вел скромный образ жизни, в отличие от первого мужа Екатерины Скавронской, который любил разбрасываться деньгами, поэтому оставил достаточно имущества и средств наследникам.
Чудачество в виде любви к мороженому
Юлий Литта. / Фото: commons.m.wikimedia.org
Несмотря на все серьезные должности и обязанности, у Литты была страсть к мороженому, которого он мог съесть очень много. Поэтому когда понял, что пришло время расставаться с жизнью, надел мундир мальтийского ордена и заказал десять порций мороженого. Он пожелал, чтобы последний обряд проходил по католическим правилам и приказал зажечь во дворце все свечи.
Священник, который пришел, чтобы его исповедовать перед смертью, был ошарашен увиденным. Тот, кто собирался умереть, сидел во всем праздничном обмундировании и уплетал за обе щеки мороженое. Литта объяснил свой поступок тем, что не уверен в том, что на небесах сможет насладиться таким замечательным вкусом. Граф умер через несколько часов.
Богатые Российской империи от избытка денег придумывали невероятные вещи. У Прокофия Демидова были странные лакеи в одном сапоге, Павел Демидов жертвовал миллионы, а сам сидел на голодном пайке, Павел Нащокин изображал горничную, и еще другие личности, которые совершали не всегда разумные поступки.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: