Умерла от стыда за отца: Почему дочь «прокурора Сталина» не имела ни семьи, ни друзей

Андрей Януарьевич Вышинский вошёл в историю как «сталинский прокурор», чьи обвинительные речи на показательных процессах заставляли слушателей содрогаться. Но за этим грозным образом скрывался другой человек. Для дочери Зинаиды Андрей Януарьевич был прежде всего любящим отцом, а уже потом – учёным-правоведом и блистательным оратором. Она очень любила отца и отчаянно переживала, когда о нём писали или говорили плохо.
Белая ворона

Андрей Вышинский.
Андрей Вышинский был фигурой, внушавшей ужас. Его имя, ставшее символом беспощадных репрессий, ассоциировалось с грубостью и унижением подчинённых. Ещё в двадцатые годы, будучи ректором Московского университета, он мог прилюдно и очень жёстко критиковать коллег, бывал слишком резок в высказываниях и оценках.
Однако дома этот человек словно преображался. Для единственной дочери Зинаиды он навсегда остался любящим отцом, а не «сталинским прокурором». Она вспоминала его как блестящего учёного-правоведа и оратора, на чьи лекции студенты всегда шли с удовольствием, а выступления Андрея Вышинского в ООН были неизменно яркими и запоминающимися.
Жена Андрея Вышинского, Капитолина Исидоровна, любила своего супруга и очень старалась быть хорошей женой и матерью. Она неустанно создавала домашний уют и была настоящей берегиней своей семьи. В 1909 году в семье родилась дочь Зинаида. Она росла доброй и открытой девочкой, но в младших классах начала стремительно расти. Высокий рост стал поводом для насмешек со стороны сверстников и источником постоянных переживаний самой девочки. Она чувствовала себя белой вороной, стеснялась и сутулилась, спотыкалась о собственные ноги и смущалась своей неловкостью. Родители лишь разводили руками, не понимая, в кого их Зина такая «видная».
Несчастная любовь

Зинаида Вышинская в молодости.
Со временем из угловатого подростка она превратилась в миловидную, стройную и длинноногую девушку, сохранившую до преклонных лет образ «вечной девчонки» благодаря короткой стрижке. Казалось бы, такая девушка должна была иметь успех у мужчин, но смельчаков, готовых связать жизнь с дочерью Вышинского, не нашлось. Зинаида Андреевна ни разу не была замужем и не имела детей. Однако её сердце было несвободно. В коллективе Всесоюзного института юридических наук, где она работала старшим научным сотрудником, многие знали о её большой тайной любви.
Её избранником был Николай Григорьевич Александров, уважаемый профессор, доктор наук и руководитель сектора трудового права. Умный, образованный и внимательный, он, к несчастью, был женат. Удивительно, но до знакомства с Вышинской этот светило юриспруденции был музыкантом и худруком Московского театра оперетты. Для Зинаиды, выросшей в семье высокопоставленного чиновника, «опереточный» статус избранника, видимо, был неприемлем. Вскоре Александров сменил сцену на науку, и его карьера юриста начала стремительно развиваться, чему немало способствовало осознание его неформальной связи с дочерью всесильного Вышинского.
Профессиональный путь

Андрей Вышинский.
Зинаида Вышинская окончила факультет советского права МГУ и поначалу набиралась опыта в должности следователя. Затем она пришла во Всесоюзный институт юридических наук с искренним желанием заниматься именно научной деятельностью. Её карьера складывалась более чем успешно. Зинаида Андреевна защитила кандидатскую диссертацию, получила звание доцента, написала множество монографий по уголовному праву и, что особенно значимо, принимала участие в подготовке проектов основополагающих законодательных актов — Уголовных кодексов, законов о судоустройстве и других. Она также внесла вклад в издание монументального труда М.Н. Гернета «История царской тюрьмы» и много лет преподавала в Московском юридическом институте.
Однако это была лишь одна сторона медали. Коллеги откровенно считали её «крепким середнячком», чей главный вклад в науку заключался в громкой фамилии. Её жизнь была больше посвящена сопровождению отца в официальных вояжах, чем углублённой исследовательской работе. В целом, Зинаида Вышинская была человеком незлым, однако вполне могла выйти из себя.
Это ярко проявилось в истории с аспиранткой Любовью Вдовиной. Когда та, отчаявшись дождаться рецензии от Зинаиды Андреевны, через высокое начальство добилась аудиенции, Вышинская, оскорблённая такой бестактностью, в порыве обиды выбросила диссертацию в мусорное ведро. К слову, Вдовина, не защитив диссертацию, стала успешным практикующим адвокатом.
Крушение привычного мира

Зинаида Вышинская.
Смерть Андрея Вышинского в 1954 году стала для Зинаиды и её матери тяжёлым ударом. Они потеряли любящего мужа и отца, их горе было искренним и глубоким. Однако настоящая трагедия Зинаиды заключалась не в физической утрате, а в крушении того образа, которому она поклонялась всю жизнь. Когда ХХ съезд КПСС превратил «генералиссимуса советского права» в «кровавого палача», для дочери-юриста это стало второй, куда более сокрушительной смертью отца.
В течение многих лет она, будучи дипломированным специалистом, слышала обвинительные речи отца на показательных процессах и, вероятно, понимала абсурдность многих обвинений. Но, будучи любящей дочерью и человеком своей эпохи, она гнала от себя все сомнения, стараясь оправдать папу в своих глазах и боясь задавать лишние вопросы. Репрессии обошли их с матерью стороной — им лишь предложили покинуть дачу на Николиной Горе.
В 62 года Зинаида Вышинская потеряла мать и осталась совсем одна. С 1973 года её жизнь превратилась в тихое, размеренное существование затворницы. В то время она работала старшим научным сотрудником во Всесоюзном институте по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, занималась проблемами необходимой обороны, квалификацией преступлений и принимала активное участие в подготовке новых комментариев к законодательству.

Андрей Вышинский.
Однако дожить свой век в спокойствии ей было не суждено. Наступила перестройка, и фигура Андрея Вышинского вновь оказалась в центре публичного внимания, но на этот раз как одна из главных мишеней для разоблачений. Для пожилой и одинокой женщины это стало жестоким испытанием. Не нашлось никого, кто мог бы оградить её от яростных публикаций или поддержать в это трудное время. Напротив, находились люди, которые услужливо подсовывали ей под дверь самые злобные статьи. Эти газетные листки каждый раз напоминали ей, что теперь она не просто Зинаида Андреевна, а дочь «кровавого прокурора».
В 1991 году 82-летняя Вышинская обнаружила на пороге очередной журнал, в котором с особой язвительностью прошлись по памяти её отца. Она настолько разнервничалась, что попросту слегла и уже не оправилась. Она покинула этот мир тихо и незаметно. Зинаида Андреевна никогда не принадлежала себе полностью. С одной стороны, она была заложницей громкой фамилии, которая открывала перед ней академические и карьерные горизонты, но одновременно закрывала путь к простому человеческому счастью, обрекая на одиночество. С другой стороны, она оставалась пленницей собственной слепой любви к отцу. Именно поэтому историческая правда причинила ей много боли и страданий.
Кремлёвские дети, по сути олицетворяли будущее советской страны, ведь это им предстояло жить при коммунизме. Но судьбы многих из них оказались весьма незавидными.


