Эрмитажи в России: Их «изюминка», история создания и дальнейшая судьба
Для многих сегодня слово «Эрмитаж» ассоциируется с крупнейшим музеем Санкт-Петербурга. Но на самом деле эрмитажи возникли гораздо раньше, и предназначение их было совершенно иным.
Слово «hermitage» имеет французское происхождение и переводится, как «пустынь, убежище отшельника». Впервые «эрмитажем» назвал пещеру для уединения, сооруженную в своем поместье, кардинал Карл Бурбон из Верхней Нормандии в конце XVI века. А в XVII-XVIII веках в Европе возникла мода на подобные сооружения, и европейские аристократы стали во множестве возводить их на территории своих парков.
В 1716-18 годах Петр I отправился в длительную поездку по Европе. Преследуя в том числе и цель скорейшего завершения Северной войны, он нанес визит и королю Дании Фредерику IV. К удивлению датского правителя, русского царя совсем не интересовали никакие развлечения, гораздо больше времени он проводил, осматривая верфи или государственные учреждения. Но однажды его все-таки удалось заинтересовать охотой, и для этого компания отправилась в небольшое поместье, в котором находился двухэтажный охотничий домик. А в этом домике был удивительный подъемный стол, сервировка которого производилась на первом этаже, затем он с помощью системы тросов и блоков поднимался на второй этаж. По мере необходимости смены блюд это могло делаться несколько раз. Таким образом, трапеза проходила в приватной обстановке, без слуг. Петр, любивший всякие новшества, был в полном восторге от такого стола.
Павильон "Эрмитаж" в Петергофе
Вид на павильон с одной из аллей Нижнего парка
В 1721 году в Петергофе, на берегу Финского залива, был заложен павильон «Эрмитаж». Идею его строительства Петр вынашивал несколько лет, возникла она у царя во время его поездки по европейским странам.
Хотя Петр и не дожил до окончания строительства ( закончилось оно в 1725 году ), при жизни он активно участвовал в этом процессе, давая указания и озвучивая свои пожелания архитектору И. Браунштейну и строителям. Павильон изначально был задуман как приватная столовая, и самым главным предметом в ней должен был стать подъемный стол на 14 персон.
Интерьер второго этажа
Подъемный стол на втором этаже павильона
Но, решив перещеголять датского короля, Петр этим не ограничился. Французский инженер разработал для этого павильона, помимо стола, еще два механических устройства. Одно из них представляло собой некое подобие лифта, о котором тогда еще и не слыхивали, - гости на специальном кресле поочередно поднимались на второй этаж, что было очень весело. Лестницу убрали вообще.
И третье. К павильону от аллеи был перекинут мост. И этот мост тоже сделали подъемным – он опускался при приближении гостей.
Пешеходный мостик к павильону
Все эти устройства успешно работали долгое время, пока не случился казус. Однажды, когда в Петергоф прибыл император Павел, трос подъемного устройства оборвался, и император застрял между этажами. Пришлось ему спускаться с помощью переносной лестницы. После этого по приказу разозленного императора механическую систему разобрали и заменили лестницей.
Вид на павильон с востока
Вид павильона со стороны Финского залива
В дальнейшем в этом же столетии по образцу петровского павильона в России стали строиться и другие эрмитажи.
Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе
Самым известным из них был павильон, который построила в Царском селе, будучи императрицей, дочь Петра, Елизавета Петровна.
Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы
Первоначально строительством павильона занимался М. Г. Земцов, но в 1749 году его переделали уже по проекту Растрелли. Было решено не придерживаться упрощенной концепции «хижины», а построить здание, оформленное, как роскошный дворец. При его декоре использованы такие цвета, как белый, лазоревый и золотой, что весьма гармонично сочетается с оформлением главного Царскосельского дворца.
Эрмитаж в Царском Селе
Хотя для расположения павильона было выбрано достаточно уединенное место.
Эрмитаж в Царском Селе
Внутри здания интерьер поистине царский.
Центральный зал
В центре главного зала находится обеденный стол, который может опускаться как полностью, так и по частям. Может отдельно опускаться даже каждая тарелка.
В углах стоят еще четыре механических стола, уже меньшего размера и разной формы.
Блюдо поднимается с первого этажа
Опускается весь стол
Чтобы сделать заказ, гости должны были написать название блюда на специальной дощечке. После этого дощечка опускалась и вновь поднималась уже вместе с заказанным блюдом.
"Подле каждого прибора, по накрытии и поднятии стола вверх, по левую сторону находится тарелка с аспидной доской и грифелем или бумаги лист с карандашом; стоит только написать, чего пожелаете, хлеба, соли или какого напитка, положив опять на тарелку, дернув за веревочку, зазвенеть колокольчиком; тарелка с написанным сама собой опускается и мгновенно представляет требуемое Вами."
А выбрать высоким гостям было из чего: жареная рысь, разварная лапа медведя, рябчики по-испански, жареная в меду с маслом кукушка, лосиные губы. И все заказы в точности исполнялись. Лишь однажды большой переполох на кухне случился из-за Суворова, заказавшего щи да кашу.
Подъемные механизмы
После обеда столы исчезали, и парадная столовая превращалась в танцевальный зал.
Именно в этом павильоне после большого официального мероприятия в Петербурге был устроен семейный праздник по случаю бракосочетания царя Николая Павловича и Александры Федоровны.
Эрмитаж в Царском Селе практически не перестраивался, поэтому его интерьеры остались такими, какими они были еще при Елизавете.
Павильон «Эрмитаж» усадьбы Кусково
Елизавета была одержима манией строительства эрмитажей. Вслед за ней их начинают возводить у себя и многие вельможи.
Уютный павильон в Кусково также был построен графом Шереметевым для приватных встреч, и в нем тоже был подъемный стол, что избавляло от присутствия прислуги на втором этаже.
Интерьеры усадьбы Кусково.
Посетивший Петербург в конце XVIII века астроном Бернулли из Швейцарии, побывав в нескольких русских эрмитажах, писал:«русские называют свои павильоны эрмитажем, однако, решительно не понимают значения этого слова, потому что русские эрмитажи - это, прежде всего, приват-столовая или конфиденц-столовая. А наши эрмитажи это как раз место раздумий и уединений».
Интерьеры усадьбы Кусково.
К нашему времени из множества этих павильонов сохранились лишь единицы - в Царском селе, Петергофе и подмосковной усадьбе Шереметевых Кусково. И, конечно же, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, который изначально тоже строился, как небольшой павильон с приватной столовой и подъемным столом.
Посещая Зимний дворец Санкт-Петербурга, обязательно стоит увидеть, как выглядели личные покои императрицы Марии Александровны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: