Постройки Одиль Декк.
Вопреки расхожему мнению, что профессия архитектора до сих пор остается сугубо мужской, женщины давно и успешно делают карьеру в этой сфере. Для многих со словосочетанием «женщина-архитектор» связано лишь имя великой Захи Хадид, однако и другие наши современницы оживляют футуристическими строениями улицы городов по всему миру. Перед вами – истории и творения нескольких из них.
Аманда Ливит
Ливитт, пожалуй, самая титулованная и значимая из ныне живущих женщин-архитекторов. Она родилась в 1955 году в Уэльсе, а собственное архитектурное бюро открыла в 2008 после двадцати лет сотрудничества с другими британскими архитекторами. Всемирную славу она завоевала благодаря проекту Музея искусства, архитектуры и технологий в Лиссабоне, за который была номинирована на престижную премию имени архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ. Затем последовал проект для Музея Виктории и Альберта в Лондоне, проекты реновации нескольких исторически значимых универмагов по всей Европе, мечети Всемирного торгового центра в Абу-Даби…
Медиа-центр на стадионе для крикета Lord`s Cricket Ground в Лондоне.
Аманду интересуют современные технологии, но еще больше – социальные изменения. Она стремится не только создавать фантастические здания из стекла и бетона, но и предлагать оригинальные решения общественных пространств. Например, ей принадлежит проект многоуровневых футбольных полей в мегаполисах – в больших городах, несмотря на кажущуюся распространенность фитнес-центров, далеко не всем людям оказывается доступен активный отдых.
Central Embassy, комплекс из отеля и торгового центра в Бангкоке.
Также Аманда поработала и в России, создав проект реконструкции кинотеатра «Восход», которому предстоит превратиться в суперсовременный развлекательный центр. Творчество Аманды Ливит подвигло европейское архитектурное сообщество и управляющие структуры на обсуждение градостроительных реформ, связанных с экологичностью, функциональностью и доступностью городской среды.
Музей МААТ в Лиссабоне.
Кадзуё Сэдзима
Япония может похвастаться немалым числом выдающихся архитекторов, и Кадзуё Сэдзима, начавшая творческий путь тридцать лет назад, - одна из них. Она была первой женщиной, открывшей собственное архитектурное бюро.
Здание школы менеджмента и дизайна Цольферайн, Эссен, Германия.
Следуя традициям японской философии и архитектурной школы, Сэдзима много внимания уделяет не только конструкциям, но и пространству, легкости, гармоничной включенности постройки в окружающую среду. Проекты SANAA, выполненные в соавторстве с ее бывшим служащим Рюэ Нисидзавой, отличаются выверенным минимализмом и технологичностью. Цвет – только белый. Сэдзима говорит, что стремится проектировать здания настолько прозрачные и невесомые, что еще чуть – и они растворятся в воздухе. В 2011 году SANAA создали проект стеклянного купола с собственной экосредой для Сколково.
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке.
Кадзуё Сэдзима читает лекции об архитектуре в Японском женском университете, который окончила сама, и в Университете Кэйо, она почетный доктор Оксфорда и лауреат огромного количества важнейших наград в области архитектуры, в том числе «архитектурной Нобелевской» - Притцкеровской премии.
О-музей в Нагано.
Франсина Хаубен
Франсину Хаубен называют «второй по значимости женщиной Нидерландов… после королевы». Она была влюблена в архитектуру с детства и часто вспоминает в интервью, как впервые увидела архитектурные модели в Делфтском университете – тогда она и осознала свое призвание. Сразу после защиты диплома она вышла замуж за однокурсника и открыла вместе с ним архитектурное бюро. Франсина разрывалась между домом и работой несколько лет, пока внезапно партнер не оставил ее с тремя детьми и кучей незавершенных проектов. Франсина пережила двухлетнюю депресиию, и на краю ее удержало лишь осознание, что у нее есть дар, который должен служить людям. Сейчас ее архитектурное бюро Mecanoo – самое успешное в Нидерландах и одно из самых известных в мире. Ее девиз – «три К»: композиция, контраст, комплексность.
Библиотека Технического университета в Утрехте.
Франсину интересует гармоничное решение конфликтов – между живой природой и технологичностью постройки, между светом и тенью, между пространством и ограничениями… Mеcanoo занимается множеством проектов, их сфера деятельности простирается от частных зданий до ландштафтов, но везде неизменно узнается творческий почерк Франсины. В творческом багаже Хаубен – конусообразная Библиотека Технического университета в Утрехте, словно вырастающая из зеленого холма, проект вращающегося здания для Политехнической школы в Лозанне, самый высокий небоскреб в Нидерландах, соревнующийся с расположенной в том же районе Роттердама башней Нормана Востера. На крыше своей башни принцесса современной архитектуры праздновала свое пятидесятилетие – и свой успех.
Башня в Роттердаме.
Одиль Декк
Архитектор Одиль Декк - самая экстравагантна представительница профессии, икона стиля и звезда современного искусства. Ее работы причисляют к постмодернизму и демонструктивизму, но француженку-бунтарку это мало волнует, ведь ее творения, в первую очередь, отражают ее мысли, чувства и ощущения. Она придумала собственный стиль – «гипернапряжение». Она открывала архитектурное бюро вместе с возлюбленным и единомышленником - Бенуа Корнеттом. После первого эксцентричного проекта – административного комплекса в Ренне – к ним пришла слава… и ни одного заказа. Однако влюбленные смогли найти свой путь, не предавая идеалов.
Ресторан Fantom в здании Парижской оперы.
Восемнадцать лет назад жизнь Бенуа трагически оборвалась. С тех пор Одиль проектирует одна, отдавая работе не меньше двенадцати часов в сутки. При этом она обожает путешествовать и общаться с молодежью – это подстегивает ее творческое воображение. Отдыхает она лишь в самолетах. Творческий почерк Декк практически не поняли соотечественники, зато на ура приняли в Великобритании, более открытой для оригинальных архитектурных решений. На родине Декк занимается преподаванием, чтобы подготовить поколение более смелых и страстных молодых специалистов.
Внутреннее пространство Музея современного искусства MACRO в Риме.
Одиль не только архитектор, но и промышленный дизайнер. Она создает комплекты мебели, посуду и светильники для своих проектов и как самостоятельные коллекции – такие же пластичные, странные и инопланетные.
Текст: Софья Егорова.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: