Сейчас, в век высоких технологий и интернета, можно посмотреть абсолютно любой фильм или сериал, не привязываясь ко времени его показа по телевидению. А вот раньше в СССР люди ждали трансляций любимых кинолент, как праздника. Во время показов некоторых советских фильмов и сериалов даже улицы городов пустели, ведь люди спешили домой, чтобы прильнуть к экрану телевизора и увидеть полюбившихся телегероев.
«Большая перемена» (1972)
Фильм «Большая перемена» (реж. Алексей Коренев)
Сценарий этого советского фильма писали целых два года. А во время съемок постоянно что-то меняли. Взять хотя бы количество серий, изначально их должно было быть две, потом три, а в финале получились четыре серии. Менялся также и актерский состав. Поначалу этот фильм считался не очень интересным, так сказать, проходным и недостойным внимания. Многие известные актеры отказывались от съемок в данном проекте. Да и те, кто соглашался на съемки, не питали особых надежд.
Первоначально главным героем должен был стать народный любимец Андрей Мягков, затем пробовались Константин Райкин и Евгений Карельских. Но в итоге роль досталась Михаилу Кононову, который так органично вжился в свою роль учителя истории, что стал настоящим образцом педагога. Он смог в себе совмещать настоящего профессионала своего дела и хорошего друга для своих учеников.
А герои картины Ганжа (Александр Збруев) и Леднев (Евгений Леонов) стали всеобщими любимцами, на которых зрители могли смотреть бесконечно, как в будние, так и в праздничные дни. Так что вопреки критике, которая была в начале съемок, фильм можно считать культовым и часто транслируемым по телевидению.
«Вечный зов» (1973)
Фильм «Вечный зов» (реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский)
Этот многосерийный художественный фильм в жанре семейной саги был снят по роману Анатолия Иванова. Съемки длились целых десять лет. В итоге получилось девятнадцать серий, в которые сумели вместить события, разворачивающиеся на протяжении пятидесяти лет. Фильм входит в число самых продолжительных советских телепроектов.
Главные герои саги — семья Савельевых, которые проходят главные и тяжелые времена нашей страны. А именно, русско-японскую и Первую мировую войны, революцию, гражданскую войну, период репрессий, Великую отечественную войну и другие важные события нашей истории, вплоть до Хрущевской оттепели.
Количество героев, как положительных, так и отрицательных, настолько огромно, что всех и не упомянешь. Эта сага полюбилась не только обычным зрителям, но и правительству, которое в свою очередь наградило режиссеров фильма Ленинскими премиями.
«Гостья из будущего» (1984)
Фильм «Гостья из будущего» (реж. Павел Арсенов)
Этот фантастический пятисерийный художественный фильм любят все, вне зависимости от пола и возраста. Он был снят по книге Кира Булычева «Сто лет тому вперед». Впервые ленту зрители увидели в 1985 году, во время весенних школьных каникул. Рейтинги были настолько велики, что в будущем фильм показывали очень часто и практически по всем каналам.
Особенно увлекала эта картина школьников, ведь здесь есть все, что нравится детям: увлекательные приключения, настоящая дружба, фантастические роботы и бластеры. А главная героиня Алиса стала примером для подражания девочкам и недостижимой мечтой для мальчиков.
Сейчас в России снимают ремейк на этот фильм. По предварительным данным он должен выйти уже в этом году. Да, с технической точки зрения этот фильм будет очень отличаться от советской версии. В нем будет много современных спецэффектов и компьютерной графики. Но будет ли у него такой же успех, как у первоисточника? Или он, как и многие ремейки просто забудется со временем? Ответы на эти вопросы будут известны уже в скором времени.
«Два капитана» (1976)
Фильм «Два капитана» (реж. Евгений Карелов)
Этот знаменитый приключенческий шестисерийный фильм был снят по роману Вениамина Каверина. Это уже была вторая экранизированная версия этого романа. Первый фильм был продолжительностью всего в полтора часа. Именно вторая версия больше пришлась по душе зрителю, так как здесь больше времени и места для рассказа о жизни, чувствах и стремлениях главных героев. Фильм буквально пронизан духом романтики и приключений.
Как говорил исполнитель главной роли Борис Токарев, этот фильм попал в вечность, потому что угадал время и состояние телезрителя. Благодаря этому фильму многие парни познали настоящую силу и цену дружбы, любви, преданности, благородства. Эта лента учит бороться до последнего и никогда не сдаваться.
«Двенадцать стульев» (1971 и 1976)
Фильм «Двенадцать стульев» 1971 (реж. Леонид Гайдай)
Пожалуй эта культовая эксцентрическая комедия — одна из лучших работ гениального режиссера и автора сценария Леонида Гайдая. Снята эта картина была в 1971 году в двух частях по одноимённому роману сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова. После выхода фильма в советский прокат, он достаточно быстро занял лидирующие позиции.
Фильм «Двенадцать стульев» 1976 (реж. Марк Захаров)
А уже в 1976 году, по тому же роману, режиссер и автор сценария Марк Захаров снял вторую экранизацию романа в СССР — четырехсерийный художественный фильм с одноименным названием. А, если сравнивать с мировым кинематографом, то это уже была пятнадцатая версия экранизации известного романа.
Спорить о том, какая версия лучше и интереснее бессмысленно. В каждой картине есть свои плюсы и достоинства. У них даже похож актерский состав, ведь десять актеров успели сняться в обеих экранизациях СССР. В любом случае обе картины всегда имеют достаточно просмотров, когда их показывают по телевидению.
«Батальоны просят огня»(1985)
Фильм «Батальоны просят огня» (реж. Александр Боголюбов, Владимир Чеботарев)
Этот четырехсерийный телевизионный фильм сняли к сорокалетию победы в Великой отечественной войне. Основой сюжета является один из важных моментов войны — форсирование советскими войсками Днепра и освобождение Киева.
Эта лента не может оставить никого равнодушным, она потрясает трагичной и мрачной атмосферой, заставляет пережить все события вместе с героями. «Батальоны просят огня» - один из лучших фильмов о войне. Здесь мастерски проработали всех персонажей и упоминают многие ошибки, допущенные в военных действиях, которые привели к большим потерям.
«Место встречи изменить нельзя» (1979)
Фильм «Место встречи изменить нельзя» (реж. Станислав Говорухин)
Этот пятисерийный детективный фильм можно по праву назвать одним из наиболее просматриваемых в СССР. Интересно, что после выхода на экраны, этот фильм не получил ни одной премии или награды. Но любовь зрителей наградами не измерить. Даже гениальный Владимир Высоцкий, который сыграл одного из главных персонажей Глеба Жиглова, удостоился государственной премией уже посмертно.
Глеб Жиглов и Володя Шарапов (Владимир Конкин), несмотря на сложности и неоднозначности своих характеров, стали настоящими героями того времени, образцами мужества и примером для работников милиции. Даже сейчас эти герои не потеряли актуальности в современном мире.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979)
Фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (реж. Игорь Масленников)
Этот цикл советских детективов снимали на протяжении семи лет. Изначально режиссер Игорь Масленников задумал экранизировать всего один двухсерийный фильм по знаменитым произведениям Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе.
Но, после первых показов по телевидению, режиссера буквально завалили письмами и звонками, с просьбами скорее снять продолжение. В итоге получилось целых пять фильмов, состоящих из одиннадцати серий. И это, возможно, лучшее, что сняли по мотивам зарубежной литературы в СССР.
«Противостояние» (1985)
Фильм «Противостояние» (реж. Семён Аранович)
В СССР достаточно большое количество фильмов было посвящено теме войны. Не исключением стал и шестисерийный художественный фильм «Противостояние» по одноимённому роману Юлиана Семёнова.
Зрители по достоинству оценили этот сильный военный детектив. В нем нет особых спецэффектов, здесь все просто и без прикрас. А блестящее исполнение талантливых актеров Олега Басилашвили и Андрея Болтнева внесло еще больше красок в эту картину. Конечно не обошлось и без цензуры от государственных деятелей. Так как фильм снимался в предперестроичный период, в нем была критика властей и порядка. Но многое из недовольства правительством было вырезано.
«Семнадцать мгновений весны» (1973)
Фильм «Семнадцать мгновений весны» (реж.Татьяна Лиознова)
Этот советский двенадцатисерийный художественный военный фильм снимали по одноимённому роману Юлиана Семёнова. В основе сюжета история советского разведчика, которого внедрили в высшие эшелоны власти нацистской Германии. Показ этого фильма хотели приурочить ко Дню победы, но из-за визита советского лидера Брежнева в Германию в эти дни, показ пришлось перенести на конец лета.
Фильм пришелся по вкусу зрителям с первого показа. В итоге его повторили в эфире буквально через пару месяцев и просмотров у него было не меньше, чем в день премьеры.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: