К большому сожалению, во время послевоенной неразберихи очень многим военным преступникам удалось уйти от возмездия. Даже самым одиозным садистам и истязателям беззащитных. Они с успехом выдавали себя за мирных, и даже за жертв нацистского режима, получая документы на новое имя и ведя обычную жизнь. И если бы не целенаправленная работа спецслужб страны по выявлению таких личностей, а иногда и банальная случайность, убийства сотен тысяч мирных людей так и остались бы безнаказанными.
«Дело Йозефа Рупрехта»: за «усердную работу» – приговор к 25 годам тюрьмы
Одно из заседаний военного трибунала./Фото: nstarikov.ru
Первым, кто «удостоился» открытого процесса, был немецкий генерал-майор Йозеф Рупрехт, находившийся в советском плену. Военного преступника допрашивал лично подполковник Майоров, возглавлявший на тот момент сформированную в Великом Новгороде следственно-оперативную бригаду для расследования преступлений нацистов.
Йозефа Рупрехта обвинили в руководстве всеми операциями по уничтожению десятков мирных жителей Новгорода и разграблению объектов культурного наследия. Рупрехт сотрудничал со следствием и сдал около двадцати своих подельников – высокопоставленных военнослужащих вермахта.
Все они были приговорены к заслуженному наказанию – 25 годам исправительно-трудовых лагерей.
Разведчик группы Цирке Сидоров (он же Лазарев): как советским спецслужбам удалось вывести на чистую воду офицера Ильинского
Сидоров-Лазарев-Ильинский из «Группы Цирке»./Фото: itd0.mycdn.me
В октябре 1952 года сотрудники КГБ вышли на след некого Бориса Ильинского – бывшего помощника оперативного дежурного штаба Черноморского флота по разведке, завербованного в военно-морскую разведку абвера. Агент Сидоров (кличка Ильинского) сделал блестящую фашистскую карьеру в группе старшего лейтенанта Вольфа Цирке. Главная специализация её участников – допрос военнопленных в лагерях. Через Б. Ильинского вражеская разведка получала ценную информацию – о состоянии военной промышленности в Советском Союзе на Дальнем Востоке и Урале, о Черноморском флоте, радиоразведке. Агент Сидоров был назначен главным опрашивающим в разных лагерях для военнопленных – в Мариуполе, Одессе, Херсоне, Рени, Вене, Галаце.
В 1944 году разведгруппа Цирке была ликвидирована, а немецкий агент Сидоров-Ильинский осел в маленькой деревушке (30 км от г. Зальцбурга, Австрия). По окончании войны он взял фамилию своей любовницы Валентины Лазаревой и явился в лагерь для пленных, подлежащий отправке в СССР. Обман сработал – Ильинского направили в Секешвар (Венгрия) для прохождения службы в 356-м батальоне аэродромного обслуживания. После демобилизации Ильинскому выдали красноармейскую книжку на имя Лазарева, на основании которой он со временем получил паспорт в Горьком.
В 1952 году бывший агент Сидоров решил навестить сестру и мать в родном городе Туле. И это стало его роковой ошибкой. Валентина Ильинская не смогла простить брату сотрудничество с нацистами и сообщила чекистам его местонахождение.
За измену родине и преступления против советского народа Военный трибунал Московского военного округа приговорил Ильинского к высшей мере наказания – расстрелу. Но приговор так и не вступил в силу – наказание заменили на 25 лет лишения свободы.
Как советские спецслужбы ловили «графа» Строганова и за что его приговорили к смертной казни
Смертная казнь через расстрел – высшая мера наказания военных преступников./Фото: orenburg.citifox.ru
Младший сержант Строганов попал в немецкий плен в 1942 году. Пользуясь известной фамилией, он стал выдавать себя за графа. Немцы назначили его командиром карательного батальона ГПФ-520. «Граф» Строганов выполнял свою «работу», как говорится, «на совесть», и через несколько лет «удостоился» звания унтер-офицера. После войны он осел в Австрии.
Делом карателя Строганова в СССР занималась бригада, возглавляемая следователем Юрием Меньшаковым. К 1950-му году у сотрудников КГБ было уже сформировано целое досье на так называемого графа. Когда Строганов вернулся в СССР за своей женой, его сразу же арестовали.
Строганова приговорили к смертной казни за уничтожение партизанского отряда Павла Носова.
Опасный турист Федоренко: на что рассчитывал охранник Треблинки, возвращаясь на родину, и что получил в итоге
Жителей Варшавского гетто отправляют в лагерь смерти Треблинка. 1942 год./Фото: nstarikov.ru
Фёдор Федоренко, уроженец Крыма, попал в немецкий плен в 1941 году. Но на этом его история не закончилась – он выразил своё желание служить фюреру. Немцы направили его на обучение в спецлагерь Травники. Федоренко оказался талантливым учеником и сделал блестящую карьеру на крови евреев. Он принимал активное участие в казнях обитателей Люблинского и Варшавского гетто.
Главное «достижение» оборотня – должность обер-вахмана (охранника) в «лагере смерти» Треблинка.
После войны Федоренко осел в Западной Германии, а в 1948 году эмигрировал в США. В Америке Mr. Fyodor Fedorenko получил гражданство, работал на фабрике, со временем вышел на пенсию.
А подвела Федоренко его любовь к туризму. СС-дедушка мог бы прожить свой остаток жизни спокойно, но его замучила тоска по родным краям. Поэтому в составе туристической группы в 1974 году он посещает Крым. После того, как бдительные соседи его опознали, личностью Федоренко заинтересовалось КГБ. Советский Союз подал прошение в администрацию президента Америки о рассмотрении дела Mr. Fyodor Fedorenko о военных преступлениях против евреев. В 1976 году состоялся суд, который оправдал пособника нацистов. Но в 1981-м в связи с открывшимися обстоятельствами (советская сторона передала новый пакет материалов о военных преступлениях) следствие было продолжено.
США лишили Mr. Fyodor Fedorenko американского гражданства и выдали его СССР.
В камере ожидания суда Федоренко провёл больше года. В 1986 году за совершение экзекуций над евреями его приговорили к смертной казни через расстрел. «Охотникам» в лице КГБ за этим пособником нацистов пришлось хорошенько поработать, чтобы СС-дедушка, который утверждал на суде: «Я сочувствовал им, но это была моя работа», не дышал свежим морским воздухом в тёплой Флориде, а получил наказание за смерть 800 тыс. невинных евреев (именно столько человек было уничтожено в Треблинке за время службы Федоренко в лагере смерти).
Вместо ордена – расстрел: хатынский палач Васюра получил по заслугам
Суд над Васюрой проходил в Минске и продолжался 1,5 месяца. 26 свидетелей – карателей из его батальона – вызвали со всего СССР./Фото: primrep.ru
Такое прозвище уроженец Киева Григорий Васюра получил за организацию в марте 1943 года массового убийства мирного белорусского населения в деревушке Хатынь. В то время он командовал 181-м шуцманшафт-подразделением (полицейским батальоном).
После войны Григорий Васюра скрыл факт своей службы в СС, осел по Киевом и устроился на работу в местном совхозе. Со временем получил должность замдиректора и был награждён медалью «Ветеран труда». Но эти достижения не удовлетворили запросов амбициозного Васюры – в 1985 году он потребовал себе орден Отечественной войны. В этом году как раз отмечали 40-летие победы, и «ветеран боевых действий» решил, что он достоин получить высшую награду от государства.
В архиве служащие нашли не только информацию о его деятельности в июне 1941 года, но и более интересные факты о его фашистской карьере. Судебное дело насчитывало около 44 томов – следователи восстановили хронологию событий 22.03.1944 года с точностью до минуты.
За сотрудничество с оккупантами, участие в сожжении деревни Хатыни и убийство 360 советских мирных граждан Васюру приговорили к смертной казни через расстрел.
Где пряталась палач Локотского округа и какое наказание за свои злодеяния получила Тонька-пулемётчица
Антонина Макарова-Гинзбург (Тонька-пулемётчица)./Фото: img.anews.com
На счету Антонины Макаровой-Гинсбург более 1500 убийств. В 1942 году она решила идти на службу к немцам. Макарова пополнила ряды вспомогательной полиции в селе Локоть, ей выдали пулемёт Максимова для исполнения смертных приговоров. За это она получила прозвище Тонька-пулемётчица, а за каждый расстрел – 30 рейхсмарок. После войны она устроилась на работу контролёром на местной швейной фабрике.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Тонька-Пулеметчица - кровавый палач Великой Отечественной войны
Поиски особо опасной коллаборационистки растянулись на 30 долгих лет. Только в 1976 году сотрудникам КГБ удалось выйти на след Тоньки-пулемётчицы. Выдал её любовник Н. Иванин – бывший начальник Локотской тюрьмы. На допросе человек рассказал о зверствах Антонины Макаровны Макаровой. Оперативники проверяли всех москвичей с этой фамилией, однако никто из них не подходил под это описание. Внимание следователя привлекла анкета для выезда за границу жителя столицы Макарова, в которой он указал, что в Беларуси у него проживает сестра. Оперативники установили наблюдение за этой женщиной и вскоре, собрав в архиве необходимые документы, арестовали её. Тоньку-пулемётчицу опознали бывшие заключённые Локотской тюрьмы.
В 1978 году военную преступницу приговорили к расстрелу.
Но чтобы приводить приговоры нацистским преступникам в исполнение, требовались так называемые гражданские палачи. Самые известные палачи даже вошли в историю.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: