История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Разное    




Известный балетмейстер Мариус Петипа, изучая репертуар дня, заявил: "Она ужасна! На балет не иду". Тогда он и представить не мог, что «нескладная выскочка из кордебалета» займет достойное место в ряду с его любимицами Карсавиной, Кшесинской, Павловой. И что через годы о ней узнает весь мир. Данные Агриппины Вагановой действительно не были блестящими. Драмы добавили личные неудачи. Как же широкоплечей Груше с мускулистыми ногами и слишком крупной головой удалось стать одной из лучших?


Нескладная Груша



Юная Груша была самой трудолюбивой в классе. / Фото: www.culture.ru

Юная Груша была самой трудолюбивой в классе. / Фото: www.culture.ru


Ваганова завоевала знаменитость вопреки всему. Природа лишила ее идеальных балетных данных, фигура танцовщицы считалась неизящной, из-за чего над ней подшучивали, унижали, выгоняли из театра. Но эта женщина вбила себе в голову, что рождена для балета. Агриппина Ваганова родилась 26 июня 1879-го. С ранних лет бросались в глаза низкий рост, тяжеловатые ноги, непластичные руки. Отец Груши Вагановой происходил из персидских армян, передав дочери неславянские черты. Позже говорили, что кожа ее лица не держит грим, а фигура – одно сплошное огорчение. Из достоинств — тонкая талия и огромные серо-зеленые глаза.

Отставной унтер-офицер Ваганов получил должность капельдинера Мариинского театра и имел привилегию устраивать детей в балетную школу. В 9 лет Груше посчастливилось оказаться в числе учениц. В училище Грушенька лучше всех в классе овладела техникой классического танца, занимаясь до изнеможения. Она научилась безупречно выполнять сложные прыжки практически без разбега, но педагоги не хотели этого замечать.

Среди учениц училища (справа). / Фото: www.ru.hayazg.info

Среди учениц училища (справа). / Фото: www.ru.hayazg.info


Когда отец Агриппины умер, семье стало совсем тяжело. Ее единственную никогда не забирали на летние каникулы домой, за что девчонку обзывали «бездомной». В силу упрямого характера невзгоды только укрепляли ее волю, учили игнорировать обиды и радоваться мелочам. Ваганову в училище знали, как строптивую танцовщицу. Она не попадала в число лучших учениц, но ее трудолюбие и настойчивость в упражнениях вызывали уважение. При этом Груша задавала огромное число вопросов и позволяла себе перечить учителям, из-за этого частенько страдали ее оценки. Один педагог и вовсе отказался работать с Грушей, назвав это пустой тратой времени.

Первые и разные дебюты



Грушу называли нескладной. / Фото: www.feiky.net

Грушу называли нескладной. / Фото: www.feiky.net


Агриппина объективно оценивала собственные недостатки и очень переживала. Ваганова проводила у балетного станка дни напролет, не давая себе отдыхать. Все свои слабые стороны она перекрывала трудом. Теперь над ней не смеялись и дали новое прозвище — «стальной носок». На выпускном экзамене Груша получила 11 баллов из 12 возможных и была зачислена в Мариинку, возглавляемую тогда великим Мариусом Петипа.

Правда, дебют Вагановой был не лучшим - 56-я тень в спектакле «Млада». Груше было стыдно даже упоминать об этом. По дороге на сцену она споткнулась, потеряла равновесие и, упав, ударилась затылком о мраморные ступени. 56-я тень с трудом держалась на ногах, стоя позади всех, потому что голова кружилась и сильно подташнивало. Достойная сольная партия впервые досталась Вагановой случайно: из-за травмы Тамара Карсавина не могла выйти на сцену, и Агриппина заменила ее в балете «Шопениана». Только через 2 года она снова оказалась на первых ролях, исполнив долгожданную партию Одиллии в «Лебедином озере». Потом были главные роли в балетах «Жизель», «Ручей», «Конек-Горбунок».

Личные трагедии



Ваганова с ученицами. / Фото: www.ucheba.ru

Ваганова с ученицами. / Фото: www.ucheba.ru


Необычная внешность не мешала Груше в личной жизни. Многие офицеры находили, что девушка недурна собой. Мужчин привлекала ее дерзкая энергия, сквозящая в каждом движении и фразе. Груша любила громко покутить. После спектакля она могла умчать с очередным кавалером на ночь, красиво поужинать в дорогом ресторане и протанцевать под гитару и песни цыган. Получала щедрые подарки, украшения, прикрепляя их прямо на сценические костюмы на зависть коллегам. В 1903-м Груша по-настоящему влюбилась. Отставной полковник Андрей Померанцев состоял в правлении Екатеринославского стройобщества, проявлял крайнюю щедрость, нанял любимой прислугу и был женат. С законной супругой воспитывал сына и просил развод. Оскорбленная супруга не планировала предоставлять ему свободу и всячески шантажировала ребенком.

Ваганова с сыном. / Фото: www.galkoval.livejournal.com

Ваганова с сыном. / Фото: www.galkoval.livejournal.com


Однажды на репетиции Агриппина грохнулась в обморок и узнала, что беременна. Тогда она оставила профессию и полностью посвятила себя семье. Несмотря на отсутствие официального развода, Андрей Александрович жил вместе с новой женой и усыновил ребенка от Вагановой. После смерти старшей сестры Агриппины взяли к себе двух ее малолетних детей.

В тревожный 1916-й Померанцев много нервничал из-за будущего России и стал болеть. Когда случился октябрьский переворот, муж Агриппины застрелился прямо в Рождество. Он был разорен и пережить революционную смуту так и не смог. Ваганова осталась без копейки с тремя детьми. Выживать помогали случайные подработки.

Из пепла



Зал училища им.Вагановой. / Фото: www.balletmanilaarchives.com

Зал училища им.Вагановой. / Фото: www.balletmanilaarchives.com


И только через несколько лет о ней вспомнили, пригласив преподавать в то самое балетное училище, которое заканчивала она сама. Условия преподавания были не лучшими, и ученицы занимались в платьях и кофтах. Но Ваганова наконец была счастлива, оказавшись в любимых заботах. Она воспитала 29 выпусков, а ее ученицами были лучшие: Семенова, Уланова, Дудинская, Шелест, Моисеева, Колпакова и другие. Главным авторским требованием Агриппины-педагога считалась осмысленность каждого движения. В 1934-м она написала книгу «Основы классического танца», до сих пор не потерявшую своей актуальности.

Для русского балета Агриппина Ваганова сделала куда больше, чем просто подготовила блестящих танцовщиц. Она приложила все усилия, чтобы сохранить классические балетные традиции в тот сложнейший период, когда большевики считали этот вид искусства «чуждым пролетариату». В 1943-м Агриппину Ваганову удостоили звания профессора хореографии. Она стала первой в новой стране и преподавала до самой смерти. В память о заслугах Вагановой хореографическому училищу в Санкт-Петербурге присвоено ее имя.

Неудачи настигали и приму Кшесинскую. Как балерина оскандалилась из-за 50 рублей и получила оплеуху от императрицы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








1798
26.06.2024 17:02
В закладки
Версия для печати




Смотрите также