Мы продолжаем знакомить нашего читателя с творчеством скандинавских художников 19-20 века, труды которых вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства. Сегодня в нашей публикации галерея картин финского живописца, яркого представителя романтического направления в изо-культуре финского модерна начала 20 века - Галлен-Каллелы.
Аксели Галлен-Каллела - финский художник шведского происхождения, представитель романтического направления в финской культуре и искусстве.
Множество работ Галлена навсегда вошли в золотой фонд финского изобразительного искусства, одним из основоположников которого он и являлся. Нужно отметить, что диапазон творческих интересов и увлечений живописца был весьма многогранен: "Он работал в станковой и монументальной живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, резал гравюры и строил дома в национальном стиле, иллюстрировал книги и проектировал оформление интерьеров". И что интересно, тип такого универсального художника оказался неожиданным для финской культуры, поэтому его творчество вызывало не только восхищение, но и громкие негативные отзывы и в среде критиков, и в обществе в целом.
Впрочем, чему удивляться? Художник жил и творил во времена, когда весь мир захлестнула творческая эволюция, когда искусство буквально наводнилось различными новомодными течениями, представители которых поделились на множество противоборствующих лагерей.
Скандинавские пейзажи. Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Тем не менее, как бы там ни было в энциклопедии «ARTCYCLOPEDIA», собравшей художников всех стран и эпох, в разделе «Финляндия» представлено всего лишь 10 имен, одно из них – Галлен-Каллела.
Перелистывая страницы биографии
«Мальчик и ворона». (1884). Музей Атенеум, Хельсинки. Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Финский художник шведского происхождения родился в 1865 году в Пори (портовый город Финляндии)в семье частного адвоката Петера Галлена, в которой было 12 детей. Мать художника увлекалась живописью и приобщила к ней одаренного сына. Их фамилия выражала двойственность местной культуры. Деда художника на финский манер звали - Каллела, отца - на шведский - Галлен. А сам Аксели, спустя более 20 лет, будет называть себя Галлен-Каллела.
Корова и мальчик. (1885 год). Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Начальное художественное образование юноша получил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Гельсингфорсе, а совершенствовал свое мастерство в академии Р.Жюльена в Париже (1884–1889), где преподавателями на то время были именитые художники В.А.Бугро и Ф.Кормона. Большое влияние оказало на молодого мастера творчество Ж.Бастьена-Лепажа.
Вначале творческой карьеры молодого художника привлекали образы людей из простого народа, сюжеты из сельской жизни, которую он хорошо знал по своему детству. Поэтому так реалистически достоверна и психологически убедительна одна из первых его картин - «Мальчик и ворона» (1884), написанная под влиянием французского натурализма и в духе скандинавского веризма.
«Старуха и кошка» (1885). Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Вернувшись летом 1885 года из Парижа на родину, Галлен приступил к работе над картиной «Старуха и кошка», моделью для которой послужила местная пожилая женщина. А уже осенью на выставке Финского художественного общества это полотно вызвало противоречивые мнения. Консерваторы не одобрили неприглядность изображенного, а либералы восприняли произведение с энтузиазмом - их покорило умение мастера находить трогательные сюжеты в обыденной жизни простолюдинов.
«Первый урок» (1889 год). Музей Атенеум, Хельсинки. Автор: Аксели Галлен-Каллела.
В такой же манере художник написал полотна «Первый урок» (1889), «Финская баня» (1891), «Пастух из Панаярви» (1892), где с любовью и большим живописным мастерством воплотил характерные типажи и бытовую среду крестьянства, национальный склад характеров, черты самобытного образа жизни. Наряду с этим Галлен-Каллела отражал на своих картинах суровую меланхоличность финской природы, её сумрачные и светлые пейзажи, густые леса и бескрайние поля с глубокими озёрами с заснеженными далями.
«Пастух из Панаярви» (1892 год).
Стоит отметить, что вдохновение для своих реалистичных сюжетов художник искал в самых неожиданных местах. Его нередко можно было, к примеру, увидеть в свежевырытой могиле, где он лежал, погрузившись в свои мысли, при этом медленно покуривал сигару и делал вид, что не замечает наблюдателей.
Триптих «Легенда об Айно». (1891 год). Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Путеводными в творчестве мастера стали легенды финского эпоса - Калевала. К слову, эпос Калевала (карело-финский эпос) имеет общие народные корни и объединяет Россию и Финляндию. Он вдохновлял многих финских и российских художников, композиторов, поэтов, он отвечал и интересам Галлена. Значимой его работой этого периода стал триптих - «Легенда об Айно» (1891), созданный по мотивам карело-финской легенды.
Смерть Лемминкяйнена. (1897 год). Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Символизм в творчестве Галлена-Каллелы
Однако писать в реалистичной манере в эпоху процветающего модернизма - это была огромная смелость. Критики упрекали молодого живописца в отсутствии воображения и умении видеть истинную красоту. Так, под их давлением и веянием нового времени, к началу 20 века Галлен постепенно отошел от своих идей и вошел в русло «нордизма» (северного модерна), став значительным, а с годами и крупнейшим представителем его национально-романтического направления.
Мэри Слёёр. Портрет жены художника. (1894 год). Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Поворотной точкой в его творчестве стала и трагедия, постигшая его семью. Смерть маленькой дочери надломила тонкие струны души художника, и с тех пор его кисть утратила "мягкий реалистический характер и стала более жесткой и агрессивной". В своей работе он стал широко использовать символику с тайным смыслом и художественные приемы стиля модерн. Вот так, перейдя от масла к темпере, Галлен-Каллела научился ярко и экспрессивно запечатлевать чувства и мысли.
«Любовники». Автор: Аксели Галлен-Каллела.
В 1906 году художник создает живописную аллегорию - «Любовники», на которой передана вся острота и боль запретной любви. Воткнутый меч в спину мужчины пронзает его сердце и проникает в сердце его любимой, как бы соединяя их навеки. Испытывая неимоверную боль, пара слилась в страстном поцелуе...
Этот трогательный до глубины души сюжет, также взят был художником из финского эпоса.
Портрет Максима Горького. (1906 год).Автор: Аксели Галлен-Каллела.
В свое время Галлен был знаком со знаменитым русским мастером живописи Николаем Рерихом, они вместе совершили длительное путешествие по Карелии. Именно Рерих помог Гален-Каллеле отыскать тему, ставшую основной в его творчестве. А еще своеобразная дружба-вражда связывала финского художника с Максимом Горьким, который сперва критиковал мастера за «декадентство», но позже сам попал под его влияние. К слову, Галлен создал несколько портретов Горького.
По мотивам финского эпоса. Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Стремления художника работать с «большими» формами реализовались в монументальных декоративных росписях финского павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Серия работ для плафона была посвящена «Калевале». Спустя четверть века художником была выполнена аналогичная роспись в вестибюле Национального музея в Хельсинки (1928).
По мотивам финского эпоса. Автор: Аксели Галлен-Каллела.
Художник за свою творческую карьеру много работал в Карелии, бывал в Италии и Германии, несколько раз путешествовал по Британской Восточной Африке (нынче Кения), три года жил в Америке. И, разумеется, написал множество портретов, посвященных африканцам и коренным жителям Америки - индейцам. Но, это уже другая история.
Аксели Галлен-Каллела и Максим Горький. /Аксели Галлен-Каллела в чине адъютанта.
Последние годы жизни Галлен-Каллела активно занимался политикой. В 1918 году Галлен-Каллела с сыном принимали участие в Финской гражданской войне. Позже художнику было предложено заняться дизайном флагов, государственных символов (герб и флаг Ухтинской республики, орден Белой розы Финляндии, орден Креста Свободы) и униформы независимой Финляндии. Художником так же был разработан финский форменный штык-нож образца 1919 года.
Умер 66-летний Галлен-Каллела в Стокгольме в 1931 от воспаления лёгких. По дороге из Копенгагена, где читал лекции в местном университете, художник сильно перемерз, и с больничной койки уже не поднялся.
Рассматривая творчество скандинавских художников, творивших на рубеже 19-20 столетия, хотелось бы сказать, что некоторые из них оставались до последних дней верными идеалам реализма. В нашей публикации: Очарование атмосферных скандинавских пейзажей шведского художника-классика Арвида Линдстрема вы можете посмотреть галерею его восхитительных картин.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: