Живопись   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 0
0
-1 0
Арт    



Современное искусство часто стремится к отходу от конкретных форм. Картины могут отражать лишь настроение художника или его взгляд на жизнь. Но порой живопись поражает несвойственным ей многословием. Глядя на некоторые полотна кажется, что художник создавал не мимолетную зарисовку, а целый роман. Эти знаменитые сюжетные полотна можно читать как книгу, и каждая деталь на них имеет огромное значение.


«Надоела» Александр Маковский



Александр Маковский, «Надоела», 1897 год

Александр Маковский, «Надоела», 1897 год


Кажется, что за сто с лишним лет, как была написана эта картина, в мире ничего не изменилось. Окраина села, девушка, в сердцах бросившая ведра так, что одно из них даже треснуло. Вода вытекает на дорогу, но ей не до того, ведь только что разбилось нечто гораздо более ценное. Творчество Александра Маковского, одного из самых дорогих художников дореволюционной России, наполнено светом и молодостью. Чаще он на своих картинах рассказывал о радости жизни, поэтому сюжет данного полотна вызывает чувства, не слишком характерные для работ этого живописца.

«Апофеоз войны» Василий Верещагин



Василий Верещагин, «Апофеоз войны», 1871 год

Василий Верещагин, «Апофеоз войны», 1871 год


Второе, более позднее название картины перевело ее в разряд символических. Понятно, что речь идет об ужасах всех войн сразу, настоящим результатом которых является только смерть. Эту мысль подчеркивает надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Однако первое название - «Торжество Тамерлана» - относится к вполне конкретному историческому эпизоду. Якобы, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Разгневавшись, великий правитель придумал, как решить эту проблему быстро и эффективно: он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужа-развратника. Неизвестно, насколько солдаты придерживались презумпции невиновности и тщательно ли они искали доказательства неверности, но в скором времени из голов изменщиков было собрано целых семь курганов.

«Монахи (Не туда заехали)», Лев Соловьев



Лев Соловьев, «Монахи (Не туда заехали)», 1897 год

Лев Соловьев, «Монахи (Не туда заехали)», 1897 год


Все мы слышали выражение «Картина Репина „Приплыли“». Не все знают, что такая картина действительно существует, только принадлежит она кисти менее известного живописца. Лев Соловьев – выходец из крестьянской семьи и художник-самоучка, создал много жанровых картин. Однако самым известным является именно это комическое полотно, написанное в 1870-х годах. Лодка с тремя монахами явно попала «не по адресу», однако не похоже, чтобы они быстро и с ужасом уплывали от купающихся женщин. Чуть поодаль на берегу, кстати, моются и мужики. Такое вот старинное «девочки - направо, мальчики - налево».

«А жизнь так хороша», Михаил Игнатьев



Михаил Игнатьев «А жизнь так хороша», 1917 год

Михаил Игнатьев «А жизнь так хороша», 1917 год


Это полотно еще одного известного мастера жанровой живописи проникнуто настоящим трагизмом. Даже краски яркого летнего дня, кажется, подчеркивают основную мысль произведения: вся эта радость – не для молодой монахини. Девушка отбросила пяльцы и нетерпеливо смотрит в окно, а строгая наставница, явно с неодобрением, наблюдает за ней. Можно долго придумывать, что она видит там, за окном, – проходит ли мимо приглянувшийся молодой человек или там просто жизнь, о которая теперь она может только думать и вспоминать.

Мальчуганы Федора Решетникова



Федор Решетников, «Опять двойка», 1952 год

Федор Решетников, «Опять двойка», 1952 год


Любимая всеми советскими школьниками картина «Опять двойка» всегда вызывает ярчайшие детские ассоциации: школьный учебник русского языка… сочинение по картине… Интересно, что это полотно является второй частью трех сюжетно-связанных произведений. Первое из них даже изображено здесь (репродукция на стене), а втрое, как немой укор-напоминание, висит на стене перед мальчишкой на третьем полотне. Оно очень логично называется «Переэкзаменовка». Еще эти две картины великого мастера соц. реализма можно было бы назвать «Преступление и наказание».

Фёдор Решетников, «Переэкзаменовка», 1954 год

Фёдор Решетников, «Переэкзаменовка», 1954 год


А вот первая из картин – «Прибыл на каникулы», хоть обычно и считается часть триптиха, рассказывает совсем о другом. Радостный приезд мальчика-суворовца на каникулы проникнут оптимизмом. Однако и здесь можно найти отголоски глубокой драмы: полотно написано через три года после Великой войны, и почему-то на нем изображены только мальчик, его сестра и дед.

Фёдор Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 год

Фёдор Решетников, «Прибыл на каникулы», 1948 год


Известно, что в то время в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, поэтому недосказанность ее современникам была слишком понятна. Именно эта картина, за которую художник получил Сталинскую премию, была, кстати, сначала темой для сочинений целого поколения школьников. Совокупный тираж открыток с репродукцией картины составил свыше 13 миллионов экземпляров, а это для Советского Союза было рекордной цифрой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








19536
26.12.2019 11:25
В закладки
Версия для печати




Смотрите также