История и археология   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 1
+1
-1 0
Разное    



Владимир Высоцкий красочно сыграл оперуполномоченного Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя», и некоторые реплики стали известными цитатами. Одной из таких фраз является «Твой номер 16-й», сказанная Шарапову. Она идеально описывает их взаимоотношения, и его положение в МУРе, но остается загадкой, почему выбрано именно это число. Во всем есть смысл, и в этой фразе искали что-то тайное, но, несмотря на все варианты, она, скорее всего, появилась просто – заимствована из другого фильма. Расшифровка «номер 16-й» – многослойна.


«Твой номер 16»: фраза для молодого опера Шарапова


Жеглов и Шарапов. / Фото: femmie.ru

Жеглов и Шарапов. / Фото: femmie.ru

Детектив «Место встречи изменить нельзя» стал очень популярен после выхода на экраны, однако изначально к сценарию отнеслись с сомнением и не хотели выпускать. В фильме было много воровского и криминального, поэтому комиссия переживала, что это может негативно отразиться на увлечениях молодежи. Выход из ситуации нашли – пригласили консультантов из милиции, которые советовали убрать все жаргонные слова, но режиссер на их замечания просто закрыл глаза. Показ фильма посвятили Дню милиции 11 ноября, когда была показана первая серия. Он привлек так много внимания, что практически сорвал торжественное празднование, потому что многие уже сидели у телевизоров в ожидании фильма.

В сюжете фильма – борьба милиции с воровским элементом и бандами, которых после войны оставалось еще много. Большая часть сюжета сосредоточена на личных отношениях среди оперов и старших по званию. В фильме показаны взаимоотношения внутри коллектива, слаженность в работе и противостояние. Молодой Шарапов поступает на службу в МУР, где уже работает видавший многое, опытный оперуполномоченный Жеглов. С первой минуты знакомства между ними устанавливается некая дистанция: Жеглов – наставник и Шарапов – ученик, который впоследствии начинает противоречить своему учителю.
Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя. / Фото: dzen.ru

Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя. / Фото: dzen.ru

Жеглов охотно делится своими секретами, но когда возникает острая ситуация при поимке потенциального преступника, резко произносит фразу в сторону Шарапова: «Твой номер 16-й, помалкивай в трубочку». Грубо, но действенно, он показывает, что тот не к месту раскрывает подробности следствия, которые Жеглов тоже заметил, но предпочел молчать.

Значение фразы Жеглова


Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя. / Фото: drive2.ru

Кадр из фильма Место встречи изменить нельзя. / Фото: drive2.ru

Фраза «Твой номер 16-й» кажется грубой и напоминает блатной жаргон. Но и Жеглов в фильме представляет роль не интеллигента, а повидавшего жизнь человека, который с детства, по его словам, «спал под котлами, в которых асфальт варили». То есть, он – ребенок улицы, прошедший суровые уроки жизни, и знающий обратную, темную сторону улиц.

«Шестнадцать» на блатном жаргоне означает окончание дела. Если учитывать, что Высоцкий тщательно готовился к фильму, и штудировал материалы архива криминалитета и их язык, он мог знать и об этом значении.

«Номер 16-й» во многих играх означает пустое либо запасное место. Если рассматривать это в данном контексте, Шарапову просто указали на то место, которое он сейчас занимает – ученика без опыта.

В фильмах много скрытых мелких деталей, которые помогают открывать смысл картины и действия героев. Вероятно, и «номер 16» взят из значений предметов игры в бильярд, учитывая, что она была популярна на момент выхода фильма и даже задолго до него. Игра в бильярд отображается и в фильме, когда Жеглов объясняет криминалитету Копченому, что с ним будет, если он не даст правильные показания. Опер лихо забивает шары в лузы, приговаривая, что его будет ожидать в случае не повиновения. В пирамиде 15 шаров, а 16-й – биток, которым начинается игра и бьют по другим. Но если биток попадает в лузу, то игрок получает штрафной, и ход переходит к другому. Все это можно переложить на образ неопытного Шарапова, который может попасть в лузу своими необдуманными действиями.

Фраза из фильма «Без вины виноватые»


Фильм 1945 года выпуска Без вины виноватая. / Фото: yaplakal.com

Фильм 1945 года выпуска Без вины виноватая. / Фото: yaplakal.com

Версия значения фразы «Твой номер шестнадцатый» может показаться реалистичнее, если учесть, что она звучала уже в кинофильме «Без вины виноватые». Он был снят в последний год войны, когда вышло всего 19 фильмов, и это понятно – стране было не до кино. Но из-за того, что их было мало, фразы часто разлетались на цитаты и употреблялись в быту.

В фильме есть сцена с актером Алексеем Грибовым, который играет провинциального комика Шмагу и говорит: «Пошли, Гриша. Мы артисты, наш номер шестнадцатый, наше место в буфете…». Таким образом, фраза была использована ранее и, вероятно, просто заимствована для другого сюжета, чтобы лучше показать сложившуюся ситуацию.

Образ киногероя через реплики


Фильм Место встречи изменить нельзя. / Фото: maximonline.ru

Фильм Место встречи изменить нельзя. / Фото: maximonline.ru

Рассматривая кинотекст, становится понятно, что каждое сказанное слово имеет свое место и значение. Языковые средства помогают сформировать нужное впечатление, описать ситуацию, создать образ. В фильме «Место встречи изменить нельзя» Жеглов безошибочно узнается как следователь, который дает советы новичку Шарапову, используя слова: сведения, делишки, свидетель, профессионал, выуживать. Эти термины могли бы применить люди определенной специальности. Он постоянно чему-то учит молодого опера, иногда недостаточно корректно, но все же показывает правильное направление. После грубо сказанной фразы «Твой номер 16-й» он не забывает похвалить Шарапова за внимательность, указывая, что важные улики следует раскрывать вовремя, чтобы подозреваемый не смог отвертеться.

В разговоре с бандитом Копченым слова усиливаются на фоне забивания шаров в лузы. Жеглов показывает, что может произойти в КПЗ: насилие, а также психологическое и физическое давление. Это своего рода воздействие на преступника, чтобы он уступил и дал показания.
Жеглов и Копченый. / Фото: otvet.mail.ru

Жеглов и Копченый. / Фото: otvet.mail.ru

Термины мокрушник, щепок и чердачник говорят о деятельности преступника Копченого, о том, как и чем он промышляет. Словами можно похвалить, а можно провести границу, как сделал Жеглов, когда Копченый решил отдать ему деньги за проигрыш в бильярд. Он сказал, что тот, видимо, с ума сошел, чтобы он, Жеглов, «взял поганые деньги». Этим он отгородил себя, как человека, который борется с преступниками, от истинного нарушителя, несмотря на то, что в его лексиконе достаточно жаргонных слов. Но это – часть его работы. Он должен знать феню и клише блатных, чтобы понимать, о чем они говорят. Поэтому фразы – загадочные или простые должны присутствовать, чтобы образ был полным. Ведь просто человек в милицейской форме не смог бы показать всю сложность ситуации. Только за счет языковых средств удается завершить образ и сделать его реалистичным.

Отношения Конкина (Шарапова) и Высоцкого (Жеглова) на съемках фильма


Жеглов (Высоцкий) и Шарапов (Конкин). / Фото: yandex.ru

Жеглов (Высоцкий) и Шарапов (Конкин). / Фото: yandex.ru

Отношения актеров Конкина и Высоцкого на съемочной площадке трудно было назвать дружескими. Конкин тяжело вошел в коллектив, так как был человеком, заранее продвинутым на эту роль. Многие относились к нему с недоверием, и из-за этого у него даже возникал порыв отказаться от съемок. Сниматься в одних сценах с Высоцким ему было трудно, как и Высоцкому не хотелось этого, но приходилось. Несмотря на это, зрителю сложно заметить натянутые отношения.

После съемок Конкин сказал, что самым легким сюжетом был тот, где они с Жегловым спорили о преемственности подложной улики. В этот момент их чувства действительно были настоящими, они могли эмоционально выплеснуть то, что кипело в душе, произнося слова по сценарию.

Взлет Владимира Конкина на актерскую вершину был стремительным, и все благодаря герою из фильма про Павку Корчагина, образ которого как нельзя лучше подходил для развивающегося социализма. Поэтому и появился в фильме Говорухина «Место встречи изменить нельзя», но актеры его не хотели принимать, особенно Владимир Высоцкий, с которым Конкин поссорился на первых съемках.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








584
сегодня 10:22
В закладки
Версия для печати




Смотрите также