+1 0
0
-1 0

Из «Белых рос» вырезали тяжелый финал: Странная смерть Галюни, последняя роль Караченцова и другие секреты кинохита 80-х



В 1983 году на экраны вышла картина, которой было суждено стать не просто хитом проката, а настоящим культурным кодом для нескольких поколений. Лирическая комедия Игоря Добролюбова «Белые Росы» — это редкий пример кино, где за внешним простодушием и сочным юмором скрывается глубокая драма о корнях, преемственности и безвозвратно уходящем укладе жизни. Сегодня, спустя сорок лет, мы продолжаем цитировать старика Федоса, не догадываясь, что рождение этого шедевра сопровождалось акробатическими трюками, мистическими совпадениями и личными трагедиями актеров.


Реальность в объективе: от Гродно до Девятовки

Братья Ходосы.

Братья Ходосы.


Фундаментом фильма стал сценарий молодого драматурга Алексея Дударева, который выиграл конкурс киностудии «Беларусьфильм». История об умирающей деревне, которую поглощает наступающий город, была не вымыслом, а актуальной хроникой того времени. Съемки проходили в деревне Девятовка, окраине Гродно. Жители этого селения действительно находились на чемоданах: их деревянные избы доживали последние дни перед сносом, а на горизонте уже вырастали серые громады панельных многоэтажек. Эта подлинность — хруст старых половиц, пыль проселочных дорог и настоящие яблоневые сады — придала фильму ту особую витальность, которую невозможно имитировать в павильонах.

Три брата и страх высоты



Первоначальный замысел режиссера предполагал, что три сына Федоса Ходоса должны быть близнецами. Поиски одинаковых взрослых актеров по всему Советскому Союзу зашли в тупик, и сценарий пришлось оперативно перекраивать. Братья стали погодками, что позволило собрать в кадре блестящее трио: Геннадия Гарбука, Михаила Кокшенова и Николая Караченцова.

Николай Караченцов в фильме "Белые росы".

Николай Караченцов в фильме "Белые росы".


Для Караченцова роль Васьки стала одной из самых любимых, но и самых трудных. Знаменитая сцена, где его герой сидит в гнезде аиста с гармошкой, едва не сорвалась из-за панического страха актера перед высотой. Николай Петрович категорически отказывался лезть на дерево. В итоге на съемочную площадку вызвали пожарный расчет. Актера поднимали в «гнездо» на люльке крана, а чтобы он не потерял сознание от ужаса, оператор просил его смотреть только в небо. Так родился пронзительный взгляд Васьки, устремленный к облакам под звуки частушек.

Николай Караченцов в фильме "Белые Росы. Возвращение".

Николай Караченцов в фильме "Белые Росы. Возвращение".


По иронии судьбы, именно «Белые Росы» стали для Караченцова и прощальным поклоном: в 2014 году, уже после тяжелейшей аварии, он вернулся в сиквеле фильма, чтобы произнести всего одну, но самую главную фразу.

Трагедия маленькой Галюни

Юля Космачева и Галина Польских в фильме "Белые Росы".

Юля Космачева и Галина Польских в фильме "Белые Росы".


Особое очарование картине придала Юля Космачева, сыгравшая дочку Васьки. Маленькая актриса поражала съемочную группу своей органичностью и недетским драматизмом. Казалось, впереди у нее блестящее будущее. Однако судьба Юлии сложилась по сценарию, который не под силу было написать ни одному драматургу. Оставив актерство ради журналистики, она скоропостижно скончалась в возрасте 24 лет от внезапной остановки сердца. Эта тихая трагедия бросает печальную тень на светлые кадры фильма, где маленькая Галюня бежит по траве навстречу своему экранному отцу.

Собачий денатурат и вырезанный финал


Всеволод Санаев и Борис Новиков.

Всеволод Санаев и Борис Новиков.


Комические перепалки Всеволода Санаева и Бориса Новикова стали классикой, а эпизод с лечением пса Валета — одной из самых смешных сцен в истории советского кино. Мало кто знает, что этот сюжет Дударев взял из собственной армейской биографии. Находчивые солдаты действительно проверяли безопасность сомнительного спиртного на полковой собаке. Пес, как и в фильме, благополучно проспался, а вот авторы эксперимента отправились на гауптвахту.

Однако изначально «Белые Росы» не задумывались как чистая комедия. Режиссер снял финал, который был куда более суровым и символичным. В первоначальной версии главный герой, старик Федос, умирал прямо на фоне восходящего солнца, сжимая в руках гармонь сына. За его спиной в этот момент в деревню въезжала колонна тракторов, готовых стереть его мир с лица земли. Худсовет счел такую концовку слишком пессимистичной и потребовал ее вырезать. В итоговый вариант вошел знаменитый монолог-благодарность солнцу, который, возможно, сделал фильм более светлым, сохранив при этом щемящее чувство светлой грусти по уходящей эпохе.

А мы уже рассказывали о том, как съемки в фильме «Офицеры» помогли самому маленькому артисту – крошечному Вове Селиванову – обрести маму.
0
146 просмотров
В закладки
Версия для печати
Италия, ЮНЕСКО, кухня