5 необычных видов театра, которые стоит однажды увидеть. Чёрный театр
Театр - вид искусства, которому несколько тысяч лет. Некогда быть солистом столичных театров означало иметь славу, обожание и ненависть, сопоставимые с теми, что окружают нынешних голливудских звёзд. Как и всякое настоящее искусство, театр не стоит на месте и развивается век за веком. Вот несколько необычных видов театра, которые существуют сейчас, в двадцать первом веке.
Чешские чёрные театры
Строго говоря, этот вид спектаклей ставят не только в Чехии, но в Праге чёрных театров - ошеломительное количество. Зародился он, тем не менее, в Азии, да и знаменитый Станиславский делал подобные постановки.
Особенность современного чёрного театра - использование возможностей оптических иллюзий, которые дают темнота на сцене, ультрафиолетовое освещение и флуоресцентные костюмы. В чёрном театре обычно много акробатических трюков, вместо диалогов - пантомима и танец. На сцене постоянно что-то или кто-то летает, появляется, исчезается, трансформируется.
В России со спектаклями в этом жанре собирает залы томская труппа “Юди”.
Театр огня
Один из самых молодых жанров, связанный с появлением светодиодов. Если раньше файер-шоу, из которых театр огня и появился, был сильно ограничен в возможностях из-за особенностей работы с открытым огнём, то переход на светодиоды дал возможность ставить полноценные сюжетные спектакли, свет и “огонь” в которых - такой же участник, как все прочие персонажи.
К сожалению, коллективов, берущихся за настоящий огненный или светой балет в противовес обычным коротким шоу, которые скорее ближе к цирковому искусству, не так уж много.
Театр-цирк
Кто не слышал о Цирке Солнца (Сирк дю Солей)? Хотя в его представлении используется множество традиционных цирковых жанров, таких, как клоунада, вольтижировка, жонглирование и акробатика, по сути это полноценные сюжетные спектакли с настоящей актёрской игрой, в которой мимика так же важна, как и пластика, а история не прерывается от номера к номеру.
Одним из поджанров театра-цирка с натяжкой можно назвать и вертикальный театр. В мире сейчас существует только одна труппа этого жанра, французские “Пассажиры”. Сценой для них становится вертикальное пространство: стена дома или заброшенной фабрики, мост или башенный кран. В общем, это акробатический балет, в котором, благодаря возможностям современной техники, позволяющей выводить фрагменты представления на большие экраны, имеет значение и мимическая актёрская игра.
Однако Цирк Солнца использует сразу много цирковых жанров для создания спектакля, а вертикальный театр ограничивается воздушной гимнастикой. Это горазде уже.
Интерактивный театр
Обычно, несмотря на то, что сцена открыта с одной стороны, предполагается, что у неё есть четвёртая, невидимая стена, которая даёт происходящему в представлении отделяться и отдаляться от зрителей. Но это в конечном итоге необязательно. Уличные театры часто использовали такой приём, как разрушение четвёртой стены. Мы с ним знакомы по новогодним спектаклям-утренникам, в которых Снегурочка обращалась к залу, задавала вопросы, реагировала на ответы зрителей и призывала повлиять на действие (напугать Бабу-Ягу или позвать Деда Мороза).
Интерактивный театр - это театр принципиально без “четвёртой стены”, нечто среднее между ролевыми играми живого действия и традиционным театром. Зрители интерактивного театра присутствуют и действуют внутри спектаклей. При этом они могут быть как “невидимыми” наблюдателями, так и участниками представления - в сюжетной роли или в массовке.
В случае, если зритель становится не только наблюдателем, но и участником спектакля, его роль или выстроена так, что он не может поменять сюжет действия, или у актёров заранее заготовлены варианты сюжета с учётом возможной реакции участвующей в шоу публики.
Театр мимики и жеста
Первый театр для зрителей с нарушениями слуха появился в СССР в 1963 году. Особенностью его, является, конечно, то, что представление идёт на русском жестовом языке и в нём заняты преимущественно люди с проблемами со слухом. Параллельно для слышащих зрителей спектакль озвучивает специальный переводчик. Несмотря на то, что большинство актёров не слышит музыку, в спектаклях хватает танцевальных номеров. Во время танца актёры также поют, точнее, декламируют стихи на жестовом языке. Фактически, своей пластикой они создают параллельную музыку, безмолвную, но явную.
Репертуар московского Театра мимики и жеста составляют детские сказки и взрослые комедии. Например, "Пеппи Длинныйчулок" и "Где Чарли?" (по той же пьесе, что и фильм "Здравствуйте, я ваша тётя").
Ну и, конечно, стоит помнить, что, кроме собственно театральных жанров, сейчас бывает очень много театрализованных перформансов, например, проект "Люди с зонтиками" в Дании.
Текст: Лилит Мазикина
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: