Дерево-бонсай, ставшее свидетелем взрыва в Хиросиме.
В Национальном Дендрарии Вашингтона растет чрезвычайно старая сосна, выращенная в стиле бонсай. Более 40 лет назад это дерево привез в Америку японский мастер бонсай в качестве жеста дружбы между США и Японии. Однако историю, скрывающуюся за подарком, работники дендрария узнали только 25 лет спустя...
Самое первое изображение бонсай, датируемое 706 годом.
Само слово "бон-сай" переводится с японского как "выращенное в подносе." Сейчас эти миниатюрные деревья у нас прочно ассоциируются с Японией, хотя на самом деле впервые их стали выращивать в Китае более тысячи лет назад. В Поднебесной это искусство называется «пэньцай».
Дерево бонсай из коллекции Национального Дендрария США.
Про деревья-бонсах существует множество мифов и легенд, и одна из таких историй рассказывает о династии Хан (206 год до н.э. - 220 год н.э.). Легенда гласит, что император создал в своем саду парк с холмами, долинами, реками и озерами, который был маленькой копией всей его империи. И для этого парка ему понадобились также миниатюрные деревья, которые бы соответствовали масштабу остальных объектов. Император не хотел, чтобы его великолепный парк зарастал огромными деревьями, но и оставлять его без зелени тоже считал неправильным. Тогда, согласно легенде, император потребовал найти или создать такие деревья, которые бы органично смотрелись в его мини-империи.
Композиция из деревьев-бонсай.
Хотя в народе существует и другая, более романтичная, легенда, согласно которой впервые крохотные растения стал выращивать китайский поэт, живший в 4 веке н.э. после того, как отстранился от основной работы. Только тогда, говорят, он выращивал не деревья, а миниатюрные хризантемы в крохотных горшках.
Искусство выращивания миниатюрных деревьев.
В любом случае, искусство выращивания бонсай и правда очень древнее: на одной из картин, обнаруженных в могиле кронпринца Жань Хуай, который умер в 706 году, были изображены слуги, несущие своему господину растения, очень похожие на деревья-бонсай. Именно благодаря этой находке считается, что где-то в районе 700 года китайцы начали выращивать «пэньцай», и во время правления Камакура (1185 - 1333 гг.) они презентовали это искусство японцам. Безусловно, тогда это было искусство, доступное исключительно состоятельному слою населения. А вот после того, как в XIV веке Китай напал на территорию Японии, удивительной красоты деревья-бонсай стали выращивать и люди среднего достатка.
Дерево-бонсай из Китая.
Особый вклад в искусство выращивания бонсай привнесли буддисты, которые считали, что человек, выращивающий собственный сад, будь он маленьким или большим, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, а сам Будда в нем садовник.
Казалось бы, как это возможно, что такое необычное явление так долго оставалось вне поля зрения западного мира, но факт остается фактом: о существовании искусства выращивания миниатюрных деревьев западный мир узнал только 1878 году, когда в Париже прошла Международная Выставка. Тогда европейцы узнали о том, какие секреты кроются за этими необычными растениями, каким законам подчиняется их формирование, а также какие истории кроются за уже существующими мини-деревьями.
Белая сосна, подаренная Масару Йамаки.
Как рассказала одна из смотрительниц Национального Дендрария США, Джессика Стюарт: "Если бы деревья могли говорить, эти бонсаи могли бы поразить нас своими историями." Особенно интересна история дерева, которое было посажено в 1625 году и которое сегодня хранится в этом дендрарии. В США это дерево передал японский мастер по выращиванию бонсай Масару Йамаки в качестве жеста дружбы между Японией и Америкой.
Масару Йамаки на фоне подаренной сосны, а также его внуки, посетившие Национальный Дендрарий в 2001 году.
Мастер привез дерево в США в 1976 году, а вот история этого бонсая стала известна только в 2001 году, когда в дендрарий приехали внуки мастера. Оказалось, что выбор дерева был неслучаен и подарок был с подтекстом. Когда в 1945 году американские войска сбросили атомную бомбу на Хиросиму, Масару Йамаки был вместе со своей семьей в своем доме, который находился всего в трех километрах от эпицентра взрыва. Семья тогда испытала сильный шок, как и многие японцы, но все же осталась более-менее невредимой. Больше всего пострадала тогда детская комната - там стекла разлетелись на мелкие осколки и ранили детей, а вот дерево, стоящее на подоконнике в этой же комнате, осталось стоять невредимым. И именно его, живого свидетеля жестокости американских войск, японец решил презентовать в качестве "дружественного подарка."
Знаменитая сосна-бонсай, ставшая свидетелем взрыва в Хиросиме.
Деревья бонсай выращиваются для созерцания - и потому правильно выращенное дерево является настоящей концентрацией красоты. Фотограф Стивен Восс специально акцентировал внимание в своих фотографиях на изумительной утонченности и грациозности природы, прирученной человеком. Некоторые из этих кадров можно увидеть в нашем обзоре "Застывшая красота."
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: