Rак европейское искусство вдохновлялось древними цивилизациями
Не секрет, что все народы так или иначе заимствовали элементы культуры своих соседей – так греки позаимствовали стиль вазописи на востоке, а русское дворянство в свое время практически присвоило французский язык. Иногда это происходит мирным путем – расширение торговых и политических связей взаимно обогащает культуры.
Иногда это результат завоевания или поглощения одной культуры другой. А иногда забытый орнамент или художественный образ преодолевает сотни лет и много километров, чтобы внезапно быть заново открытым совсем в другой стране, совсем в другую эпоху. Вот несколько историй о том, как европейская культура вдохновлялась искусством древних цивилизаций.
Отвергая Средневековье
Античность «возвращалась» несколько раз. Средневековье относилось к ней двояко, одновременно отрицая как «языческую» и развиваясь на ее руинах – например, архитектура сурового романского стиля строилась на месте древнеримских крепостей, а средневековая философия опиралась на идеи Аристотеля. В XIII веке начинается изучение древних языков – римского и латинского. Вместе с исследованиями языка началось погружение ученых и в античную науку, ведь в Средние века наука была в упадке. Художники же увидели в культуре античности то, что мешала изображать церковь - чувственность, реальное тело.
Скульптура античности и Ренессанса.
Кстати, непосредственно греческие образцы искусства до них практически не дошли – только их поздние римские копии, а в большей степени – римская мелкая пластика, монеты, орнамент. Поэтому копировали они именно римскую античность - более грубую. Кроме того, творцы эпохи Ренессанса заимствуют в античности архитектуру, систему градостроения (круглые городские площади), более спокойное отношение к обнаженному телу в искусстве. В орнаменте появляются типичные для римского декора канделябры – это вертикальные композиции из реалистичных и абстрактных элементов, нежные разбеленные цвета фресок, военная атрибутика, фигуры мифологических персонажей, особенно морских.
Декор Древнего Рима и итальянского Ренессанса - почти не отличить друг от друга!
Версальская античность
В Италии Ренессанс постепенно приходит в упадок, но подражание античности появляется во Франции. Французские художники получали образование в Италии, видели образцы древнеримского искусства, и их творчество нашло признание при дворе. Холодная и торжественная живопись Пуссена и Лоррена пришлась как нельзя кстати для восхваления французских королей.
Никола Пуссен, "Танец под музыку Времени".
Людей искусства завораживала непорочная белизна античных статуй, обнаруженных при раскопках античных городов – художники и философы так хотели видеть античность белой (белый цвет ассоциировался с разумностью, благородством, хладнокровием и чистотой помыслов), что обнаружение цветного пигмента долгое время считалось досадной случайностью! И ученые предпочли умолчать об этом.
Архитектура классицизма и античности.
Со временем классицизм становится все более фривольным, античные боги и богини на картинах заняты галантными играми, античная нагота эротизируется, властный бог Эрот превращается в легкомысленного мальчика-путти.
Французская Революция свергла и обезглавила (буквально) увлеченную ангелочками и нимфами монархию, но своим моральным и эстетическим идеалом объявила… опять же античность – республиканский Рим с его аскетизмом и суровостью. В работах Жан-Жака Луи Давида мы видим доблестных римских граждан, готовых на все ради государства. Здесь уже нет прекрасных нимф и трубящих в рок тритонов, декоративные элементы сведены к минимуму, красота рождается в строгости и мощи. На этой почве зародился новый «классический» стиль – ампир, сочетающий в себе элементы искусства античности и… Древнего Египта.
Жан-Жак Луи Давид, "Клятва горациев".
Наполеон Бонапарт, наследник фараонов
Ампир впитал в себя суровость стиля французской революции, не стал отказываться от атрибутики власти и прославления государя, зародившейся в античности и выпестованной французским классицизмом. Но зачастую предметы этого стиля выглядят неуравновешенно и
нелепо – аскетичные формы с нахлобученными пышными орнаментальными элементами. Египетская кампания Наполеона вносит свежую ноту в искусство Франции – женщины оборачиваются трофейными шалями с бахромой, а в мебели и посуде появляются практически реплики предметов, найденных в гробницах фараонов.
Древнеегипетское кресло и кресло стиля ампир, Франция, XIX век.
На ножках стульев располагают женские фигуры с изогнутыми крыльями, кресла встают на львиные лапы, на смену белому цвету классицизма приходят золотые колосья и пучки папируса на черном фоне.
Мебель стиля ампир.
Египет и джаз
Впрочем, точно так же Египет зачарует американцев между двумя мировыми войнами, вдохновляя художников на создание стекла, украшений и мебели стиля ар-деко. Примитивное искусство полюбили художники модернизма, ищущие новые средства художественной выразительности и стремящиеся разрушить старые, академические традиции. Египетское искусство активно исследуется, эмансипированные светские дамы носят копии древнеегипетских украшений, а платья «эпохи джаза» с острым чешуйчатым орнаментом - это почти древнеегипетское платье-калазирис.
Украшение стиля ар деко и древнеегипетское украшение со скарабеем.
На портсигарах и кошельках появляются орнаменты в виде чешуи или стилизованных лотосов, флаконы духов носят форму пучков папируса, в архитектуре возникает стеблеобразная египетская колонна с капителью-лотосом.
Египетская колонна и декор в стиле ар-деко.
Модерн и забытые цивилизации
Модерн вбирает в себя все, что видит, все, что отличается от привычных образцов искусства – японское, тибетское, средневековое шотландское, египетское, месопотамское искусство. Криволинейная пластика модерна во многом перекликается с искусством двух культур, таинственных, забытых, обросших множеством легенд и спекуляций – амарнской (Египет времени Эхнатона, фараона-еретика, отменившего богов, кроме Ра) и критской, которую считают прообразом Атлантиды. Художник русского модерна В.Серов вместе с Л.Бакстом отправляется на Крит и под впечатлением от древних росписей Кносского дворца пишет «Похищение Европы».
Графика Бакста также несет на себе влияние этих росписей.
Росписи Кносского дворца (внизу), "Похищение Европы
Античность в период модерна рассматривается с иной стороны – она уже не белая и сдержанная, она кровавая и жестокая, вспоминаются жуткие мифы и «Метаморфозы» Овидия, возникают образы вакханок, фавнов, балет «Послеполуденный отдых фавна» построен на копировании грубо-сексуальной пластики греческой вазописи.
Сцена из балета "Послеполуденный отдых фавна
Текст: Софья Егорова
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: