Интерьер   RSS-трансляция Читать в ВКонтакте Читать в Одноклассниках Читать в Telegram Культурология в Дзен




+1 2
+2
-1 0
Арт    

Rак европейское искусство вдохновлялось древними цивилизациями

Rак европейское искусство вдохновлялось древними цивилизациями

Не секрет, что все народы так или иначе заимствовали элементы культуры своих соседей – так греки позаимствовали стиль вазописи на востоке, а русское дворянство в свое время практически присвоило французский язык. Иногда это происходит мирным путем – расширение торговых и политических связей взаимно обогащает культуры.


Иногда это результат завоевания или поглощения одной культуры другой. А иногда забытый орнамент или художественный образ преодолевает сотни лет и много километров, чтобы внезапно быть заново открытым совсем в другой стране, совсем в другую эпоху. Вот несколько историй о том, как европейская культура вдохновлялась искусством древних цивилизаций.

Отвергая Средневековье


Античность «возвращалась» несколько раз. Средневековье относилось к ней двояко, одновременно отрицая как «языческую» и развиваясь на ее руинах – например, архитектура сурового романского стиля строилась на месте древнеримских крепостей, а средневековая философия опиралась на идеи Аристотеля. В XIII веке начинается изучение древних языков – римского и латинского. Вместе с исследованиями языка началось погружение ученых и в античную науку, ведь в Средние века наука была в упадке. Художники же увидели в культуре античности то, что мешала изображать церковь - чувственность, реальное тело.

Скульптура античности и Ренессанса.

Скульптура античности и Ренессанса.


Кстати, непосредственно греческие образцы искусства до них практически не дошли – только их поздние римские копии, а в большей степени – римская мелкая пластика, монеты, орнамент. Поэтому копировали они именно римскую античность - более грубую. Кроме того, творцы эпохи Ренессанса заимствуют в античности архитектуру, систему градостроения (круглые городские площади), более спокойное отношение к обнаженному телу в искусстве. В орнаменте появляются типичные для римского декора канделябры – это вертикальные композиции из реалистичных и абстрактных элементов, нежные разбеленные цвета фресок, военная атрибутика, фигуры мифологических персонажей, особенно морских.
Декор Древнего Рима и итальянского Ренессанса - почти не отличить друг от друга!

Декор Древнего Рима и итальянского Ренессанса - почти не отличить друг от друга!


Версальская античность


В Италии Ренессанс постепенно приходит в упадок, но подражание античности появляется во Франции. Французские художники получали образование в Италии, видели образцы древнеримского искусства, и их творчество нашло признание при дворе. Холодная и торжественная живопись Пуссена и Лоррена пришлась как нельзя кстати для восхваления французских королей.
Никола Пуссен, "Танец под музыку Времени".

Никола Пуссен, "Танец под музыку Времени".

Людей искусства завораживала непорочная белизна античных статуй, обнаруженных при раскопках античных городов – художники и философы так хотели видеть античность белой (белый цвет ассоциировался с разумностью, благородством, хладнокровием и чистотой помыслов), что обнаружение цветного пигмента долгое время считалось досадной случайностью! И ученые предпочли умолчать об этом.
Архитектура классицизма и античности.

Архитектура классицизма и античности.

Со временем классицизм становится все более фривольным, античные боги и богини на картинах заняты галантными играми, античная нагота эротизируется, властный бог Эрот превращается в легкомысленного мальчика-путти.
Французская Революция свергла и обезглавила (буквально) увлеченную ангелочками и нимфами монархию, но своим моральным и эстетическим идеалом объявила… опять же античность – республиканский Рим с его аскетизмом и суровостью. В работах Жан-Жака Луи Давида мы видим доблестных римских граждан, готовых на все ради государства. Здесь уже нет прекрасных нимф и трубящих в рок тритонов, декоративные элементы сведены к минимуму, красота рождается в строгости и мощи. На этой почве зародился новый «классический» стиль – ампир, сочетающий в себе элементы искусства античности и… Древнего Египта.
Жан-Жак Луи Давид, "Клятва горациев".

Жан-Жак Луи Давид, "Клятва горациев".


Наполеон Бонапарт, наследник фараонов


Ампир впитал в себя суровость стиля французской революции, не стал отказываться от атрибутики власти и прославления государя, зародившейся в античности и выпестованной французским классицизмом. Но зачастую предметы этого стиля выглядят неуравновешенно и
нелепо – аскетичные формы с нахлобученными пышными орнаментальными элементами. Египетская кампания Наполеона вносит свежую ноту в искусство Франции – женщины оборачиваются трофейными шалями с бахромой, а в мебели и посуде появляются практически реплики предметов, найденных в гробницах фараонов.
Древнеегипетское кресло и кресло стиля ампир, Франция, XIX век.

Древнеегипетское кресло и кресло стиля ампир, Франция, XIX век.

На ножках стульев располагают женские фигуры с изогнутыми крыльями, кресла встают на львиные лапы, на смену белому цвету классицизма приходят золотые колосья и пучки папируса на черном фоне.
Мебель стиля ампир.

Мебель стиля ампир.


Египет и джаз


Впрочем, точно так же Египет зачарует американцев между двумя мировыми войнами, вдохновляя художников на создание стекла, украшений и мебели стиля ар-деко. Примитивное искусство полюбили художники модернизма, ищущие новые средства художественной выразительности и стремящиеся разрушить старые, академические традиции. Египетское искусство активно исследуется, эмансипированные светские дамы носят копии древнеегипетских украшений, а платья «эпохи джаза» с острым чешуйчатым орнаментом - это почти древнеегипетское платье-калазирис.
Украшение стиля ар деко и древнеегипетское украшение со скарабеем.

Украшение стиля ар деко и древнеегипетское украшение со скарабеем.

На портсигарах и кошельках появляются орнаменты в виде чешуи или стилизованных лотосов, флаконы духов носят форму пучков папируса, в архитектуре возникает стеблеобразная египетская колонна с капителью-лотосом.
Египетская колонна и декор в стиле ар-деко.

Египетская колонна и декор в стиле ар-деко.


Модерн и забытые цивилизации


Модерн вбирает в себя все, что видит, все, что отличается от привычных образцов искусства – японское, тибетское, средневековое шотландское, египетское, месопотамское искусство. Криволинейная пластика модерна во многом перекликается с искусством двух культур, таинственных, забытых, обросших множеством легенд и спекуляций – амарнской (Египет времени Эхнатона, фараона-еретика, отменившего богов, кроме Ра) и критской, которую считают прообразом Атлантиды. Художник русского модерна В.Серов вместе с Л.Бакстом отправляется на Крит и под впечатлением от древних росписей Кносского дворца пишет «Похищение Европы».
Графика Бакста также несет на себе влияние этих росписей.
Росписи Кносского дворца (внизу), "Похищение Европы

Росписи Кносского дворца (внизу), "Похищение Европы

Античность в период модерна рассматривается с иной стороны – она уже не белая и сдержанная, она кровавая и жестокая, вспоминаются жуткие мифы и «Метаморфозы» Овидия, возникают образы вакханок, фавнов, балет «Послеполуденный отдых фавна» построен на копировании грубо-сексуальной пластики греческой вазописи.
Сцена из балета "Послеполуденный отдых фавна

Сцена из балета "Послеполуденный отдых фавна


Текст: Софья Егорова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:



Обратите внимание:








9734
27.04.2018 17:35
В закладки
Версия для печати




Смотрите также